Безопасная техника и безопасное поведение рабочих – два общих направления в обеспечении охраны труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:17, реферат

Краткое описание

По данным Всемирной Организации Здравоохранения, смертность от несчастных случаев в наше время занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Однако если от этих заболеваний умирают, главным образом, люди старшего возраста, то от несчастных случаев гибнут преимущественно трудоспособные люди молодого и среднего возраста. Так, статистика показывает, что у мужчин в возрасте от 15 до 36 лет наиболее распространенной причиной смерти является несчастный случай. Можно с уверенностью утверждать, что проблема снижения травматизма разного рода у нас в стране, как, впрочем, и во всем мире, чрезвычайно актуальна и заслуживает самого большого внимания.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………………………………3
Опасные действия работников в процессе труда……………………………………………………….4
Опасные действия рабочих………………………………………………………………………………………….4
Опасные действия руководителей и специалистов……………………………………………………5
Причины опасных действий…………………………………………………………………………………………5
Причины опасных действий рабочих………………………………………………………………………….6
Причины опасных действий специалистов………………………………………………………………..7
Психологические методы обеспечения безопасного труда………………………………………8
Профессиональный отбор…………………………………………………………………………………………..10
Профессионально важные качества работника………………………………………………………..11
Перечень профессионально важных качеств и «антикачеств» работников…………….12
Формирование безопасного поведения в процессе трудовой деятельности………….13
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………18
Литература………………………………………………………………………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

реф.экон.без.тр..docx

— 45.45 Кб (Скачать)

МЕТОДИКИ  определения профессиональных качеств - научно обоснованные способы и  средства выявления и оценки профессиональных качеств.

КРИТЕРИЙ  ОЦЕНКИ профессионального качества - показатель, которым измеряется (оценивается) или сравнивается соответствующее  качество.

Профессионально важные качества работника

Известно  более 400 терминов, характеризующих  человека как индивида, как личность. На основании проведенных профессиографических исследований условий, содержания и опасностей труда на предприятиях промышленности, транспорта и строительства для оценки профпригодности работников выделено 30 профессионально важное качество, подразделяемых на 3 группы:

А. Профессиональные знания и умения;

Б. Социально-психологические  качества;

В. Физиологические  и психофизиологические качества.

У конкретного  работника каждое качество может  иметь разную степень выраженности, например, профессиональные умения –  от мастерства до его полного отсутствия.

Шкалу оценок выраженности качеств можно представить  как ось, на которой выраженность качества убывает слева направо  и постепенно переходит в “антикачество”. Например, осторожность переходит в свой антипод – беспечность.

В таблице 5 приведена группировка профессионально  важных качеств – “антикачеств” по названным группам.  

Перечень  профессионально  важных качеств и  «антикачеств» работников 

Таблица 5

№№ п/п Качества «Антикачества»
А. Профессиональные знания и умения
1 Знания, умения и  навыки безопасного выполнения рабочих  операций Недостаточные профессиональные знания, невладение специальными методами, приемами, навыками
2 Знания и умения действовать в опасных ситуациях Невладение специальными знаниями и навыками действий в опасных ситуациях, растренированность
3 Способность к обучению, самообучению Неспособность к  обучению, самообучению
Б. Социально-психологические
4 Добросовестность, oтветственность Недобросовестность, безответственность
5 Воздержанность  от алкоголя, наркотиков Склонность к  алкоголю, наркотикам
6 Готовность помочь, готовность к сотрудничеству Индивидуализм
7 Дисциплинированность Недисциплинированность
8 Целеустремленность, настойчивость Пассивность, недостаточная  сила воли
9 Осторожность, предусмотрительность Склонность к  риску, импульсивность, беспечность
10 Самостоятельность Конформизм
11 Решительность, смелость Неуверенность, растерянность, трусость
12 Наблюдательность Неосмотрительность
13 Аккуратность Неаккуратность, неряшливость
14 Коммуникабельность Замкнутость
15 Дружелюбие Агрессивность
16 Способность к адаптации Неспособность к  адаптации, привыкание к опасности
В. Физиологические, психофизиологические
17 Работоспособность, выносливость Физическая слабость, низкая выносливость
18 Быстрота психомоторных  реакций Замедленность психомоторных  реакций
19 Острота зрения Близорукость (и  другие отклонения)
20 Глазомер Не развитый глазомер
21 Цветовосприятие Дальтоник
22 Острота слуха Тугоухость
23 Дифференциация  звука Неспособность к  дифференциации звука
24 Эмоциональная устойчивость Эмоциональная неустойчивость, чрезмерная тревожность
25 Устойчивость внимания Рассеянность
26 Распределение внимания Неспособность к  распределению внимания
27 Оперативная память Недостаточная оперативная  память
28 Долговременная  память Слабая долговременная память
29 Оперативное мышление Неспособность к  оперативному мышлению
30 Логическое мышление Неспособность к  логическому мышлению

       

Формирование  безопасного поведения  в процессе трудовой деятельности 

Если для  оценки квалификации работника и  его состояния имеются четкие показатели, то по каким критериям  можно оценить (с позиций безопасности) поведение работника?

Практика  показывает, что поведение (действия) работника можно характеризовать  как безопасное, если он:

1) работу (задания,  операции) выполняет согласно технологическому  регламенту с соблюдением требований  безопасности;

2) при опасных  ситуациях (несчастном случае, инциденте,  аварии и др.) действует уверенно, в установленном порядке; 

3) как на  рабочем месте, так и вне  его соблюдает трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового  распорядка.

Основой поведения  человека является мотивация.

Мотивация – система факторов, которая включает: потребности, цели, намерения, ценности, установки, отношения (к себе и окружающим), интересы и другие.

Мотивация обусловливает направленность и  активность поведения человека в  целом. Однако конкретный поступок, конкретное действие происходит под влиянием феномена, который называют мотивом.

Мотив –  это то, что в данный момент, при  данных условиях, при данном физическом и психическом состоянии человека побуждает его к данному действию (опасному или соответствующему норме). Мотив, образно выражаясь, - “детонатор”  действия. Мотив может сформироваться в результате осознанного решения, когда взвешиваются все “за” и  “против”. Однако он может возникнуть “вдруг” - спонтанно, неосознанно. И  тогда говорят об импульсивном, необдуманном поведении. Мотив также можно  представить как образовавшуюся в мозге модель цели действия и  способа его выполнения.

Мотивация – не раз и навсегда сформировавшееся качество человека. Мотивация постоянно  обновляется и изменяется в процессе обучения, воспитания и самовоспитания, накопления жизненного опыта. Соответственно изменяются и мотивы конкретных действий, поступков.

Важную роль в формировании мотивации играют потребности и психологические  установки.

Потребность – состояние, при котором человек  ощущает нужду в чем-то или  в ком-то. Согласно концепции известного психолога А. Маслоу, у человека пять групп потребностей:

1) физиологические; 

2) безопасности;

3) принадлежности (стремление принадлежать к определенной  социальной группе);

4) признания  (стремление к достижению мастерства, компетентности, потребность в престиже  и высоком социальном статусе);

5) самореализации (познавательные и эстетические).

При этом считается, что каждая из потребностей (начиная  со второй группы) формируется по мере удовлетворения предыдущей.

Психологические установки – это готовность, предрасположенность  к определенным действиям.

В трудовой деятельности у работника может  преобладать одна из следующих установок:

- установка  выгоды – приоритетным для  работника является вознаграждение  за труд (заработать как можно  больше);

- установка  на безопасность. Работник уверен, что сохранение своей жизни  и здоровья превыше всего; что  для этого необходимо выполнять  требования безопасности, избегать  опасных ситуаций, быть предельно  бдительным и т.д.;

- установка  на экономию сил, удобство: работник  выбирает более легкий способ  выполнения задания, избегает  тяжелых работ, не напрягается; 

- установка  на получение удовлетворения  от процесса труда, от его  результата – это, так называемые, «трудоголики»;

- установка  действовать так, как это принято  в данной группе, коллективе (“не  высовываться”).

В реальности названные установки могут присутствовать у работника в любом сочетании, и при определенных обстоятельствах  конфликтовать между собою, порождая сомнения, неуверенность, напряженность.

- Наиболее  драматичен конфликт между установками  на выгоду и на безопасность, что характерно при сдельной  оплате труда. 

Создание  психологического настроя на безопасность

- Важным  компонентом мотивации является  психологическая установка (настрой)  на выполнение требований безопасности. То есть безопасная деятельность  работника является следствием  правильного отношения к требованиям  охраны труда, его настроя на  работу без несчастных случаев.  А “отношению к чему-либо не  учат – его перенимают” - считают  психологи. Следовательно, чтобы  добиться благоприятного отношения  работника к требованиям безопасности, такое отношение необходимо создать,  прежде всего, у его руководителя, и оно должно “захватить”  работника. Работник будет верить  в возможность безопасного труда  только в той мере, в какой  будет верить в это его непосредственный  и вышестоящий руководитель. Поэтому  все звенья управления производством  должны постоянно проявлять “видимый”  и “слышимый” работниками интерес  к обеспечению безопасных условий  их труда. Поскольку высшие  руководители производства по  роду своих обязанностей более  удалены от рабочих, их труда  и опасности, то им в большей  мере следует компенсировать  свою удаленность повышенным вниманием и большей заботой о безопасности, благополучии рабочих. Причем рабочие должны постоянно это ощущать на себе. Как правило, руководители недооценивают роль того фактора, на который они могут широко воздействовать (создание хорошего психологического климата), и переоценивают значение фактора, где их возможности ограничены (увеличение заработка).

Политика  создания условий для безопасного  труда должна быть направлена на коллективный поиск членами производства на всех его ступенях путей предупреждения несчастных случаев. Каждый на своем  месте обязан искать пути решения  этой проблемы и вносить предложения  в данном направлении, причем такие  предложения следует всемерно поощрять. Любой несчастный случай, независимо от степени его тяжести, должен привлекать к себе внимание руководителей всех уровней. Все это способствует тому, что на производстве создается общественное мнение: здесь каждый несет ответственность  за безопасность. Только в таком  случае у рабочего появится уверенность  в том, что вокруг него все в  порядке, появится настрой на безопасную работу.

Воспитание  безопасного поведения 

Воспитание  безопасного поведения можно  определить как направленное воздействие на психику работника с целью развить у него качества, способствующие его безопасной работе.

Безопасному поведению противостоит небезопасное (рисковое) поведение.

В промышленной безопасности термин “риск” означает меру опасности – вероятность  опасного события и тяжесть его  последствий. Под риском в трудовой деятельности человека понимается действие (поведение), которое может привести (а может и не привести) к опасности  для человека, совершающего подобное действие, или для других людей. Заведомо нельзя утверждать, какой будет исход. Множество условий и обстоятельств влияют на финал рискового поведения. Лучший пример – переход через проезжую часть улицы на красный свет.

Рисковое  поведение может быть самоцелью  – продемонстрировать свою храбрость; получить острые ощущения. Однако в  большинстве производственных случаев  такое поведение имеет цель сэкономить время или силы, дать больше продукции  и, следовательно, больше заработать.

Предрасположенность к риску – одно их многих врожденных психологических качеств человека. Однако по мере становления личности это качество непрерывно изменяется как по силе, так и частоте проявления.

Рисковое  поведение в трудовой деятельности, если никто и ничто ему не противодействует, может закрепиться, стать дурной привычкой. Однако при жестком противодействии  со стороны коллег по труду, руководителей  можно добиться сведения его проявления к разумному пределу.

Антипод рискового  поведения – чрезмерная осторожность или трусость, которую также нельзя оценивать как положительное  профессиональное качество. Разумная осторожность – вот то, что необходимо каждому работнику, впрочем, и любому человеку, который дорожит своей  жизнью.

Несколько слов о понятии “оправданный риск”, широко используемом в финансовой, коммерческой и других видах деятельности.

Риск в  этих сферах деятельности связан с  необходимостью принимать ответственные  решения в условиях неопределенности, отсутствия точной информации. При  этом, как правило, всесторонне просчитываются возможные исходы.

Оправданный риск применительно к трудовой деятельности может иметь место только в  экстремальных ситуациях. Например, при аварии в шахте горноспасатели идут в аварийную зону, чтобы спасать  людей, подвергаясь при этом высокому риску для своей жизни.

Для воспитания безопасного поведения используют два метода воздействия:

- одноканальные  коммуникации, когда существует  канал воздействия, но отсутствует  канал обратной связи для контроля за восприятием этого воздействия;

- двухканальная  коммуникация, при которой в процессе  воздействия имеется возможность  контролировать его восприятие.

Средством одноканального воздействия являются печатные издания (инструкции, наставления, правила и т.д.), плакаты по безопасности, стенные газеты, доклады, телевидение, кино. Двухканальное воздействие реализуется методом бесед, коллективного обсуждения с рабочими несчастных случаев, путей использования средств защиты. Каждый из названных методов должен избираться применительно к конкретной решаемой задаче, но значительно более эффективными являются средства двухканальной коммуникации.

Важным аспектом воспитательной работы по охране труда  является подготовка квалифицированных  специалистов в этой области и  наделение их соответствующими полномочиями, способствующими повышению авторитета службы охраны труда.

Предупреждение  об опасных ситуациях – рассматривается  как один из действенных методов  психологического настроя на безопасное поведение.

Каждый несчастный случай, независимо от его происхождения, всегда в какойто мере поучителен как для пострадавшего, так и для окружающих. Все обстоятельства, характерные для ситуации, в которой возник несчастный случай (на каком рабочем месте, при выполнении какого действия, при каких условиях, в какой день недели, в котором часу и т.п.), связываются с несчастным случаем и на будущее становятся настораживающими, т.е. значащими для индивида. И уже одно это, как было неоднократно показано, способствует избежанию опасностей при встрече с подобными ситуациями или их элементами. Причем, знание опасности вызывает не только сознательное противодействие ей, но порождает и неосознанные процессы саморегуляции, способствующие противостоянию организма вредным или нежелательным воздействиям на него. Поэтому так важно заблаговременно предупреждать рабочих об опасных ситуациях, которые могут возникать на отдельных этапах их труда, подробно информировать о нарушениях требований безопасности, допущенных отдельными работниками, о происшедших несчастных случаях, инцидентах и авариях.

Информация о работе Безопасная техника и безопасное поведение рабочих – два общих направления в обеспечении охраны труда