Банкротство предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:24, курсовая работа

Краткое описание

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство)

Оглавление

Введение
I.Теоретическая часть
1.Теоретические основы банкротства предприятий
1.1. Понятие банкротства предприятий
1.2.Причины банкротства предприятий
1.3. Основные понятия о банкротстве, используемые в Федеральном Законе
1.4.Процедура банкротства
2.Антикризисное управление
2.1.Особенности финансового анализа на различных стадиях банкротства предприятия
2.2.Правовое регулирование банкротства
2.3.План финансового оздоровления неплатежеспособного предприятия
II.Практическая часть (решение задач)

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 59.50 Кб (Скачать)

По окончании процедуры  наблюдения, которая может длиться  до 3-х месяцев, временный управляющий  проводит первое собрание кредиторов, на котором принимается решение о дальнейших процедурах в отношении должника.

Арбитражный суд по ходатайству  кредиторов может принять следующие  решения:

- о введении ускоренной процедуры банкротства. В этом случае часть имущества должника, по стоимости равная сумме его долгов, выделяется и на базе ее создается новое юридическое лицо, которое становится дочерним по отношению к должнику. Это юридическое лицо продается, вырученная сумма идет на расчеты с кредиторами. Таким образом, происходит смена собственника, предприятие “очищается” от долгов и может начать функционировать сначала, кардинально изменив свою стратегию и предназначение;

- о введении внешнего управления. Руководитель должника отстраняется от должности, арбитражным судом назначается внешний управляющий, который в течение месяца должен провести финансовый анализ предприятия-должника и представить на утверждение собранию кредиторов план финансового оздоровления. Существует специальная методика составления плана финансового оздоровления, разработанная Федеральной службой по финансовому оздоровлению (ФСФО). ФСФО является главным государственным органом, на который возложена миссия по реализации системы мер антикризисного регулирования;

- о введении конкурсного производства. Руководитель должника отстраняется, арбитражным судом назначается конкурсный управляющий, который из имущества должника формирует конкурсную массу для продажи и соразмерного удовлетворения требования кредиторов за счет вырученных средств. После реализации всего имущества предприятие ликвидируется;

- об утверждении мирового соглашения. Такое соглашение может быть заключено между должником и кредиторами на любом этапе досудебных и судебных процедур. Оно может предусматривать отсрочку, рассрочку долга, уступку прав требования, исполнение требований должника третьими лицами, скидку с долгов и т.п. Единственное условие для заключения мирового соглашения – должны быть удовлетворены требования кредиторов первой и второй очереди. В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей. Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам.

На стадии явного банкротства  рекомендуется, также как и на стадии финансовой неустойчивости, провести анализ ликвидности, финансовой устойчивости, неудовлетворительности структуры  баланса, а также необходимы дополнительные методы для выявления причин возникновения  неплатежеспособности и способов выхода из этой ситуации. С этой целью можно  провести вертикальный и горизонтальный анализ баланса, рассчитать все вышеперечисленные  показатели за ряд предшествующих лет, чтобы определить, где наметилась тенденция к ухудшению ликвидности  и финансовой устойчивости, и что  вызвало ее появление. Далее необходимо определить, каким образом можно  улучшить существующие показатели и  что для этого нужно сделать.

В случае проведения досудебной санации третьими лицами, ее участники  захотят получить представление  о кредитоспособности должника, ведь санация может сопровождаться уступкой прав требований, т.е. у предприятия  появляются новые кредиторы, которые  должны быть в курсе финансового  состояния должника.

В международной практике кредитоспособность заемщиков определяется по определенным наборам показателей, характеризующих их самостоятельность  и рассчитываемых по данным балансов. К таким показателям могут  относиться ликвидность баланса, удельный вес собственных средств, рентабельность производства и другие.

В зависимости от значения рассматриваемых показателей и  отраслевой принадлежности фирмы, она  может быть отнесена к одному из следующих классов:

- класс кредитоспособных предприятий (высокий уровень ликвидности и обеспеченности собственными средствами);

- класс предприятий характеризующихся достаточной степенью надежности;

- класс некредитоспособных предприятий (неликвидность баланса или низкая обеспеченность собственными средствами).

Если арбитражным судом  введена процедура наблюдение, то, как было упомянуто выше, назначается  временный управляющий, который  обязан провести анализ финансового  состояния должника. Степень детализации  и содержание анализа финансового  состояния зависят от желания  и возможностей временного управляющего. Практикой рассмотрения арбитражным  судом отчетов временных управляющих  предусмотрено обязательное определение  коэффициентов текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и восстановления (утраты платежеспособности). Как правило, эти показатели играют важную роль при выборе дальнейших процедур по отношению к должнику (временное управление или конкурсное производство). Они играют значительную роль при определении возможности  восстановления платежеспособности должника.

Если введено внешнее  управление, внешний управляющий  проводит детализированный финансовый анализ предприятия, т.к. именно основываясь  на результатах анализа, можно составить  реалистичный план финансового оздоровления, который затем утверждается собранием кредиторов и арбитражным судом. 

Нами были рассмотрены  основные аспекты финансового анализа  применительно к антикризисному управлению. Разнообразные методы анализа  применяются на всех стадиях антикризисного управления. Основной акцент мы сделали на анализе ликвидности и финансовой устойчивости, т.к. эти показатели свидетельствуют о платежеспособности предприятия, а следовательно о вероятности банкротства в ближайшей перспективе.

Хотелось бы заметить, что  эффективное антикризисное управление невозможно без проведения финансового  анализа, и грамотное его проведение является залогом разработки успешной программы по выходу из кризиса. Как  известно, управление как процесс  состоит из четырех взаимосвязанных  функций: планирование, организация, координация, контроль. Не проанализировав ситуацию, невозможно заниматься планированием, следовательно, анализ, в том числе  финансовый, играет первостепенную роль в выполнении такой важной функции  управления как планирование. С другой стороны, осуществление контроля требует  четких параметров, по которым оценивается  результат выполнения задания, ими  могут выступать показатели финансового  анализа. Таким образом, цикл управления начинается и заканчивается анализом, и первостепенное значение в управлении предприятием приобретает именно финансовый анализ.

Каждый антикризисный  управляющий должен в совершенстве владеть методами финансового анализа  для успешного выполнения своей  миссии, т.к. он является одним из неотъемлемых инструментов антикризисного управления.

2.2. Правовое регулирование  банкротства

Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (ст.2 Закона).[5;46]

Наблюдение вводится по результатам  рассмотрения арбитражным судом  обоснованности требований заявителя.

При определении арбитражного суда о введении наблюдения должны содержаться указания на:

- признание требований  заявителя обоснованными и введение наблюдения,

- утверждение временного  управляющего,

- размер вознаграждения  временного управляющего и источник  его выплаты

С момента вынесения арбитражным  судом определения о введении процедуры наблюдения складывается следующая ситуация:

- в течение наблюдения  требования кредиторов не удовлетворяются  в индивидуальном порядке, а  лишь выявляются путем их предъявления  через собрание или комитет  кредиторов Это предоставляет должнику возможность работать, невзирая на долги, а также возможность оценить целесообразность продолжения его деятельности либо целесообразность его ликвидации;

- по ходатайству кредитора  приостанавливается производство  по делам, связанным с взысканием  с должника денежных средств В этом случае кредитор может предъявить свои требования к должнику в рамках дела о банкротстве;

- приостанавливается исполнение  исполнительных документов по  имущественным взысканиям, в том  числе снимаются аресты на  имущество, за исключением исполнения  исполнительных документов, выданных  на основании судебных решений  о взыскании задолженности по  заработной плате, выплате вознаграждений  по авторским договорам, алиментов,  а также о возмещении вреда,  причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших  в законную силу до момента  принятия арбитражным судом заявления  о признании должника банкротом Если же такие исполнительные документы приняты судом после даты принятия заявления о признании должника банкротом, то их принудительное исполнение приостанавливается и не может осуществляться до завершения рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве,

- запрещается удовлетворение  требований участника должника - юридического лица о выделе  доли (пая) в имуществе должника  в связи с выходом из состава  его участников.[6;70-71]

Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (ст.2 Закона). Финансовому оздоровлению посвящена гл.3 Закона.[5;49]

Последствия введения финансового  оздоровления. С даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления наступают следующие последствия:

- требования кредиторов  по денежным обязательствам и  об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил  на дату введения финансового  оздоровления, могут быть предъявлены  к должнику только с соблюдением  порядка предъявления требований  к должнику, установленного Законом  о банкротстве,

- отменяются ранее принятые  меры по обеспечению требований  кредиторов;

- аресты на имущество  должника и иные ограничения  должника в части распоряжения  принадлежащим ему имуществом  могут быть наложены исключительно  в рамках процесса о банкротстве,

- приостанавливается исполнение  исполнительных документов по  имущественным взысканиям, за исключением  исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших  в законную силу до даты  введения финансового оздоровления  решений о взыскании задолженности  по заработной плате, выплате  вознаграждений по авторским  договорам, об истребовании имущества  из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного  жизни или здоровью, и возмещении  морального вреда;

- запрещается удовлетворение  требований учредителя (участника)  должника о выделе доли (пая)  в имуществе должника в связи  с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

- запрещается выплата  дивидендов и иных платежей  по эмиссионным ценным бумагам;

- не допускается прекращение  денежных обязательств должника  путем зачета встречного однородного  требования, если при этом нарушается  очередность удовлетворения требований  кредиторов;

- не начисляются неустойка  (штрафы, пени), подлежащие уплате  проценты и иные финансовые  санкции за неисполнение или  ненадлежащее исполнение денежных  обязательств и обязательных  платежей, возникших до даты введения  финансового оздоровления.[6;81-84]

Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.[5;53]

Главная цель внешнего управления - финансовое оздоровление должника, достигаемое  за счет продажи части имущества  должника, а 

также при помощи организационных  и экономических мероприятий.

Процедура внешнего управления в Законе о банкротстве рассматривается  в рамках следующих организационных  норм.

Максимальный срок проведения процедуры банкротства «внешнее управление» составляет 18 месяцев (устанавливается  продолжительностью не более 12 месяцев  и может быть продлен судом  на срок не более 6 месяцев). Внешне управление вводится определением суда и подлежит немедленному исполнению.

Вынесение арбитражным судом  определения о введении внешнего управления влечет за собой такие  последствия:

- руководитель должника отстраняется от должности, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего (ст. 69 Закона о банкротстве);

- прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия; эти полномочия переходят к внешнему управляющему (ст. 69 Закона о банкротстве);

- органы управления должника в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации юридического лица, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему (ст. 69 Закона о банкротстве);

- отменяются ранее объявленные меры по обеспечению требований кредиторов (ст. 69 Закона о банкротстве);

- аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве (ст. 69 Закона о банкротстве);

Информация о работе Банкротство предприятия