Анализ рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является изучение методики расчета показателей рентабельности и применение ее на практике, используя финансовую отчетность СПК «Октябрь-Гродно»
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;
провести анализ уровня и динамики доходности хозяйственной деятельности СПК «Октябрь-Гродно»
дать оценку уровня и динамики рентабельности финансовой деятельности анализируемого предприятия;
охарактеризовать эффективность основной деятельности предприятия по производству и реализации товаров, работ, услуг;
сделать необходимые выводы по показателям рентабельности СПК «Октябрь-Гродно».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Экономическая сущность рентабельности, значение и задачи анализа рентабельности. Характеристика показателей рентабельности 6
1.2. Источники для анализа рентабельности 11
3.1. Организационно-экономическая характеристика СПК «Октябрь-Гродно» 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 16
2.1. Анализ рентабельности основной (уставной) деятельности 16
2.2 Анализ рентабельности капитала СПК «Октябрь-Гродно». 21
ГЛАВА 3. РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧНИЯ УРОВНЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 26
3.1. Резервы увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности основной (уставной) деятельности 26
3.2. Пути повышения рентабельности СПК «Октябрь-Гродно» 29
Заключение 31
Список использованных источников: 34

Файлы: 1 файл

Анализ рентабельности.doc

— 378.50 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 25 с., 1 рис., 6 табл., 15 источников.

 

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ, КАПИТАЛ, ПРИБЫЛЬ, СЕБЕСТОИМОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФОНДЫ, ОБОРОТНЫЕ  ФОНДЫ, ОБЪЕМ РЕАЛИЗОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ, СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ

 

Объект исследования – СПК «Октябрь-Гродно»

Предмет исследования – показатели рентабельности СПК «Октябрь-Гродно»

Цель работы: изучить методики расчета показателей рентабельности.

Методы исследования: сравнительного анализа, экономико-математические.

Исследования и разработки: изучена рентабельность предприятия, подсчитаны резервы повышения рентабельности СПК «Октябрь-Гродно».

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В экономическом анализе результаты деятельности предприятий могут  быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия.  Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности (или доходности).

Необходимо отметить, что показатели рентабельности являются важными элементами, отражающими факторную среду формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия.

Кроме того, показатели рентабельности применяются при анализе эффективности  управления предприятием, при определении долгосрочного благополучия организации, используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

  Целью написания данной работы  является изучение методики расчета  показателей рентабельности и  применение ее на практике, используя финансовую отчетность СПК «Октябрь-Гродно»

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

  • дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
  • рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;
  • провести анализ уровня и динамики доходности хозяйственной деятельности СПК «Октябрь-Гродно»
  • дать оценку уровня и динамики рентабельности финансовой деятельности анализируемого предприятия;
  • охарактеризовать эффективность основной деятельности предприятия по производству и реализации товаров, работ, услуг;
  • сделать необходимые выводы по показателям рентабельности СПК «Октябрь-Гродно».

 

ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

 

    1. Экономическая сущность рентабельности, значение и задачи анализа рентабельности. Характеристика показателей рентабельности

 

Итоги работы предприятия подлежат оценке за любой отчетный период. В связи с этим по данным учета и отчетности исчисляется система различных количественных и качественных показателей, призванная дать всестороннюю оценку деятельности предприятия. Показатели эффективности дают ориентировочную оценку выгодности экспортных и импортных операций. Прежде всего рассмотрим, что представляет собой рентабельность.

Одно из его определений  звучит так: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный), показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль.

Можно привести еще одно понятие рентабельности: рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.

Разделяют рентабельность как общую – процентное отношение балансовой (общей) прибыли к среднегодовой суммарной стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств; и рентабельность расчетную – отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды. Применяется также показатель уровня рентабельности к текущим затратам – отношение прибыли к себестоимости товарной или реализованной продукции.

Каждое предприятие  самостоятельно осуществляет свою производственную и хозяйственную деятельность на принципах самоокупаемости и прибыльности. Предприятие имеет определенные расходы по изготовлению продукции и ее реализации. Эти расходы представляют издержки производства данного предприятия (себестоимость), или индивидуальные издержки. Однако издержки отдельного продукта по предприятиям могут отклоняться от средних издержек по отрасли, которые принимаются за общественно необходимые затраты или стоимость, денежное выражение которых составляет цену продукта. Наличие индивидуальных издержек, порождает обособление другой части стоимости продукции – прибыль, а, следовательно, и относительного ее измерения – рентабельности.

Однако абсолютная величина прибыли не дает представления об уровне и изменении эффективности производства или торговли. Сумма прибыли может увеличиваться, а эффективность производства может оставаться на прежнем уровне или даже снизиться. Это происходит в том случае, если прирост прибыли получен за счет экстенсивных (количественных) факторов производства – увеличения численности работников, роста парка оборудования и т.д. Если же при росте численности работников их производительность осталась прежней или снизилась, то эффективность производства соответственно не изменяется или даже снижается. Основными отличительными признаками рентабельности в системе торговых и производственных отношений являются следующие:

  1. отношение прибыли к издержкам производства, характеризующие уровень прибыльности текущих затрат (на приобретение сырья, материалов, топлива, на амортизацию средств труда, расходы по управлению и обслуживанию производства и заработной плате работников);
  2. отношение прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов, характеризующие относительный размер возрастания авансированных затрат и дающее оценку экономической эффективности производственных фондов.

Реальный смысл имеют признаки рентабельности, которые характеризуют  эффективность затрат по прибыли, полученной после реализации.

Распределительная функция  рентабельности конкретно проявляется в том, что ее величина является одним из основных критериев для распределения части прибавочного продукта – прибыли.

Основные пути роста рентабельности производства – развитие наиболее прогрессивных отраслей, рациональное размещение объединений, предприятий, повышение удельного веса специализированного производства, применение современные методов организации производства и труда в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, ускорение внедрения и освоения новой, более прогрессивной техники, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции, улучшение ее качества, усиление режима экономии в расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов и повышение материальной заинтересованности работников в результатах своего труда.

Показатели рентабельности характеризуют  финансовые результаты и эффективность  деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных  позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной  среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при  проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие  группы:

1) показатели рентабельности капитала (активов);

2) показатели рентабельности продукции;

3) показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.

Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли  к различным показателям авансированных средств, ид которых наиболее важными  являются; все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал

 

  (1)

 

Несовпадение уровней и рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и  других заемных средств.

Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам всех участников бизнеса предприятия.

Каждый из перечисленных показателей  легко моделируется по факторным  зависимостям Рассмотрим следующую очевидную зависимость:

 

    (2)

 

Эта формула раскрывает связь между  рентабельностью всех активов. рентабельностью  реализации и оборачиваемостью активов. Экономически связь, заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности. При низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.

Рассмотрим еще одну факторную  модель рентабельности.

 

 (3)

 

как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала Изучение подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.

Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий. Например,

 

(4)

 

Данные показатели характеризуют  прибыльность продукции базисного ( ) и отчетного ( ) периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации

 

;     (5)

;     (6)

или

;    (7)

;    (8)

,    (9)

 

где - -прибыль от реализации отчетного и базисного периодов;

- реализация продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

- себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

- изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.

 

Влияние фактора  изменения объема реализации определяятся расчетом (по методу цепных подстановок)

 

    (10)

 

Соответственно влияние изменения  себестоимости составит

 

    (11)

 

Сумма факторных отклонений дает общее  изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом;

 

     (12)

 

Третья группам показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств.

ЧПДС – чистый приток денежных средств

 

  (13)

 

Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия.

 

    1. Источники для анализа рентабельности

 

Анализ показателей  рентабельности будет производиться  на основании финансовой отчетности, а именно «Бухгалтерского баланса», «Отчета о прибылях и убытках» и «Приложения к бухгалтерскому балансу» СПК «Октябрь-Гродно».

 

 

3.1. Организационно-экономическая характеристика СПК «Октябрь-Гродно»

 

Анализ земельных  ресурсов

 

Земельные ресурсы в  сельском хозяйстве обладают рядом  специфических особенностей, которые  отличают их от других средств производства и оказывают большое влияние  на экономику сельскохозяйственного производства.

Таблица 1. Земельные ресурсы  и эффективность их использования

Показатели

Годы

2007

2008

2009

Общая земельная площадь (земельный фонд), га

9597

9356

9324

Площадь сельхозугодий, га

8854

8742

8727

Уровень освоенности  земельного фонда, %

92,26

93,44

93,60

Площадь пашни, га

7297

7272

7114

Уровень распаханности, %

82,41

83,18

81,52

Площадь сельхозугодий  в расчете на одного среднесписочного работника (землевооруженность)

8,53

8,50

8,76

Произведено в расчете  на 100 га сельхозугодий ВП с/х-ва (землеотдача), млн. руб.

797,20

989,75

1113,87

Урожайность зерновых культур, центнеров/га

54,7

78,7

56,5

Информация о работе Анализ рентабельности