Анализ рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является исследование путей повышения рентабельности с минимизацией затрат.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
- рассчитать показатели рентабельности товаров, продукции, работ и услуг;
- провести факторный анализ;
- выявить изменения рентабельности за период 2008-2009 г.г.;
- определить причины изменения рентабельности;
- разработать комплекс мероприятий по улучшению рентабельности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Описание предприятия и его организационная структура…………..4
2. Анализ рентабельности предприятия………………………………….5
Заключение………………………………………………………………………10
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 137.00 Кб (Скачать)


8

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

1.      Описание предприятия и его организационная структура…………..4

2.      Анализ рентабельности предприятия………………………………….5

Заключение………………………………………………………………………10

Список литературы…………………………………………………………….11

Приложения…………………………………………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Рентабельность- важнейший показатель эффективности деятельности предприятия, выражающий относительную величину прибыли. Рентабельность определяется различными показателями, характеризующими финансовые результаты и эффективность деятельности организации.

Целью контрольной работы является исследование путей повышения рентабельности с минимизацией затрат.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

- рассчитать показатели рентабельности товаров, продукции, работ и услуг;

- провести факторный анализ;

- выявить изменения рентабельности за период 2008-2009 г.г.;

- определить причины изменения рентабельности;

- разработать комплекс мероприятий по улучшению рентабельности.

Предметом исследования является рентабельность предприятия.

Объектом исследования выступает ЧУП «Свiтанок» ОАО «Актамир».

В работе использовались: метод сравнения, метод цепных подстановок, табличный метод.

При проведении анализа использовались следующие источники информации:

1.      Бухгалтерский баланс за 2008-2009гг. (форма 1);

2.      Отчет о прибылях и убытках за 2008-2009 гг. (форма 2);

3.      Краткий отчет о финансовых результатах за 2008-2009 гг. (форма 5).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Описание ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир»

 

ЧУП «Свiтанак» является единственным промышленным предприятием в Республике Беларусь, специализирующимся на выпуске кукол и образных игрушек из ПВХ пластизоли. Предприятие создано в 1953 году.

ЧУП «Свiтанак» входит в состав ОАО «Актамир», ведущего производителя детской игрушки в Беларуси.

Согласно Уставу предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

      Производство игр и игрушек;

      Производство готовых текстильных изделий, кроме одежды;

      Производство одежды из текстильных материалов;

      Производство прочих пластмассовых изделий;

      Обработка металлов и нанесение покрытий на металлы;

      Основные технологические процессы машиностроения;

      Производство прочих станков и технологической оснастки;

      Обработка неметаллических отходов и лома;

      Оптовая торговля непродовольственными товарами потребительского назначения;

      Неспециализированная оптовая торговля непродовольственными товарами;

      Хранение и складирование;

      Сдача внаем собственного недвижимого имущества;

      Аренда автомобилей;

      Аренда прочих сухопутных транспортных средств и оборудования;

      Аренда прочих машин и оборудования.

Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает свыше 195 наименований. Диапазон размеров выпускаемых кукол от 90 до 600 мм.

Пластизольные и мягконабивные, с рисованными и закрывающимися глазами, в игровом и сувенирном наборе, куклы умеющие ходить и говорить, куклы би-ба-бо для кукольного театра и образные игрушки удовлетворяют разнообразные вкусы покупателей.

Выпускаемые игрушки прошли гигиеническую регистрацию в Минздраве Республики Беларусь, России и имеют сертификаты национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь и системы ГОСТ РФ. В 2009 году получен сертификат системы менеджмента качества на базе стандартов серии ИСО 9000.

Основным потребителем продукции данного предприятия является Республика Беларусь. В 2010 году планируется более активно заниматься поиском новых рынков сбыта продукции в Казахстане, Молдове, Украине.

В целях расширения рынков сбыта, установления долгосрочных коммерческих контактов постоянно предприятие принимает участие в международных специализированных выставках, проводимых в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве.

Предприятие постоянно работает над улучшением дизайна игрушки, внедрением в производство новых образцов тканей, отделочной фурнитуры, звуковых имитаторов, упаковки и т.д.

Организационная структура предприятия представлена на схеме 1.

 

 

Схема 1. Организационная структура ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир»

 

 

              2. Анализ рентабельности предприятия

 

              Рентабельность – важнейший показатель эффективности деятельности предприятия, выражающий относительную величину прибыли. Рентабельность определяется различными показателями, характеризующими финансовые результаты и эффективность деятельности организации.

              В табл. 2.1 приведены показатели рентабельности реализованной продукции по методике исчисления прибыли к себестоимости, включая управленческие и коммерческие расходы, и прибыли от реализации к объему реализации.

 

                                                                                                                                                          Таблица 2.1

Расчет показателей рентабельности проданных товаров, продукции, работ и услуг

                            Показатель

По плану

По отчету

Изменение,+-

                                      А

1

2

3

1.выручка (нетто) от реализации продукции(товаров, работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов, пошлин на экспорт и др., вычитаемых из объема реализации, млн р.

3690

3799

+109

2.полная себестоимость реализованных товаров, млн р.

3471,4

3528

+56,6

2.1.себестоимость реализованных товаров, продукции, работ и услуг по прямым переменным затратам, млн р.

3440

3435

-5

2.2.управленческие и коммерческие расходы, млн р.

-

-

-

3.валовая прибыль от реализации продукции(товаров, работ, услуг), млн р.

250

364

+114

4.прибыль от реализации (валовая прибыль-управленческие и коммерческие расходы), млн р.

31,6

93

+61,6

5.нераспределенная (чистая) прибыль, млн р.

214,4

271

+56,6

6.рентабильность реализованной продукции, исчисленная по валовой прибыли, прибыли от реализации и нераспределенной (чистой) прибыли по отношению к себестоимости и к выручке (нетто) от реализации

 

 

 

6.1.валовая прибыль / себестоимость реализованных товаров и продукции по прямым переменным затратам *100%

7,3%

10,5%

+3,2

6.2.валовая прибыль / выручка (нетто) от реализации за вычетом налогов  из реализации *100%

6,8%

9,5%

+2,7

6.3.прибыль от реализации / себестоимость реализованной продукции, товаров, работ и услуг по прямым переменным затратам + управленческие и коммерческие расходы *100%

0,9%

2,6%

+1,7

6.4.прибыль от реализации / выручка (нетто) от реализации *100%

0,8%

2,4%

+1,6

 

 

                                                                                                                                            Окончание табл. 2.1

6.5.нераспределенная (чистая) прибыль / выручка (нетто) от реализации за вычетом налогов из реализации *100%

5,8%

7,1%

+1,3

6.6.нераспределенная (чистая) прибыль / себестоимость реализации по прямым переменным затратам + управленческие и коммерческие расходы *100%

6,2%

7,6%

+1,4

 

В результате анализа показателей рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг, можно сделать следующие выводы.

1.      Рентабельность, исчисленная по валовой прибыли к себестоимости реализованных товаров и продукции по прямым переменным затратам, в отчетном периоде составила 10,5% и увеличилась по сравнению с планом на 3,2%. Это значит, что фактически на 1 рубль, вложенный в прямые переменные затраты произведенной и реализованной продукции, получено 10,5 копеек валовой прибыли вместо 7,3 копеек по плану.

2.      Рентабельность, исчисленная по валовой прибыли к выручке-нетто от реализации продукции, в отчетном периоде составила 9,5%, возросла по сравнению с планом на 2,7%. Из этого следует, что на 1 рубль выручки-нетто фактически приходится 9,5 копеек валовой прибыли вместо 6,8 планируемых.

3.      Рентабельность, исчисленная по прибыли от реализации к полной себестоимости продукции (себестоимость реализованной продукции по прямым переменным затратам + коммерческие и управленческие расходы), возросла на 1,7% по сравнению с плановым показателем, т.е. фактическая прибыль от реализации на 1 рубль полной себестоимости составила 2,6 копеек вместо 0,9 по плану.

Влияние факторов на данный показатель рентабельности можно рассчитать методом цепных подстановок, используя при этом следующую факторную модель рентабельности:

                                          ,

где ПР- прибыль от реализации; - себестоимость реализованных товаров, продукции, работ и услуг по прямым переменным затратам; - сумма коммерческих и управленческих расходов.

Алгоритм расчета[2]:

31,6/(3440+0)* 100=0,9%;

93/(3440+0)*100=2,7;

93/(3435+0)*100=2,7%;

93/(3435+0)*100=2,7%;

 

2,7-0,9=1,8.

Изменение рентабельности за счет:

- увеличения прибыли от реализации

2,7-0,9=1,8;

-снижение себестоимости реализованной продукции по прямым переменным затратам

2,7-2,7=0;

-снижения управленческих и коммерческих расходов

Итого                                               1,8%

4.      Рентабельность продаж, исчисленная по прибыли от реализации к выручке-нетто, в отчетном периоде составила 2,4% вместо планируемых 0,8 %. Перевыполнение плана составило 1,6%

Рассчитаем влияние факторов на данный показатель методом цепных подстановок:

R=Прибыль от реализации/Выручка-нетто*100%;

R=Прибыль от реализации/Выручка-нетто*100%=31,6/3690*100=

= 0,8%;

R=Прибыль от реализации/Выручка-нетто*100%=93/3690*100=2,5%;

R=Прибыль от реализации/Выручка-нетто*100%=93/3799*100=2,4%;

R=R-R=2,4-0,8=1,6%.

Изменение рентабельности, исчисленной по прибыли от реализации к выручке-нетто, за счет:

-увеличение прибыли от реализации

R=R-R=2,5-0,8=1,7%;

-снижение выручки-нетто

R=R-R=2,4-2,5=-0,1%

Итого                                 1,6%

5.      Рентабельность, исчисленная по чистой прибыли к выручке-нетто, фактически в отчетном периоде составила 7,1% против 5,8% по плану. Другими словами, на 1 рубль выручки от реализации пришлось на 1,3 копейку больше, чем планировалось.

Информация о работе Анализ рентабельности предприятия