Анализ расходов на реализацию товаров в торговле, пути их оптимизации и правовое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 23:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является всестороннее изучение действующей практики анализа расходов на реализацию товаров, их критическая оценка в соответствии с принятой методологией учета расходов и разработка практических предложений по совершенствованию методики учета расходов на реализацию товаров. А также поиск резервов экономии расходов и путей их оптимизации с целью выявления закономерностей их развития и увеличения конечных финансовых результатов.

Оглавление

Введение

1. Экономическая сущность, правовое регулирование и тенденции развития расходов на реализацию товаров в торговле 6
2. Содержание, задачи и последовательность экономического анализа расходов на реализацию товаров в торговой организации 12
3. Комплексный экономический анализ расходов на реализацию товаров в торговле 20
3.1 Экономическая характеристика района и общий анализ деятельности Лоевского райпо 20
3.2 Анализ расходов на реализацию по общему объему 43
3.3 Анализ расходов на реализацию по статьям 48
4. Основные направления и резервы оптимизации и снижения расходов на реализацию товаров Лоевского райпо 54

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая издержки с последней доработкой.doc

— 803.00 Кб (Скачать)

БЕЛКООПСОЮЗ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  «БЕЛОРУССКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»

 

Кафедра отраслевых экономик

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

по курсу: «Экономика и управление на предприятии»

на тему: «Анализ расходов на реализацию товаров в торговле, пути их оптимизации и правовое регулирование» (на материалах Лоевского райпо Гомельского ОПС)

 

Выполнила:

студентка заочной формы  обучения

факультета экономики и управления на предприятии, группа Пв-51

 

  Петрусевич Елена Александровна

 

 Руководитель: доцент

 

 Миклушова Валентина Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОМЕЛЬ 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

1. Экономическая сущность, правовое регулирование и тенденции развития расходов на реализацию товаров в торговле 6

2. Содержание, задачи и последовательность экономического анализа расходов на реализацию товаров в торговой организации 12

3. Комплексный экономический анализ расходов на реализацию товаров в торговле 20

3.1 Экономическая характеристика района и общий анализ деятельности Лоевского райпо 20

3.2 Анализ расходов на реализацию по общему объему 43

3.3 Анализ расходов на реализацию по статьям 48

4. Основные направления  и резервы оптимизации и снижения расходов на реализацию товаров Лоевского райпо 54

 

Заключение

 

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современные условия  экономического развития Республики Беларусь обуславливают изменение подходов к ведению хозяйственной деятельности, в том числе в организациях розничной торговли потребительской  кооперации. Переход к рыночным отношениям диктует необходимость осуществлять всякую деятельность с учетом режима экономии ресурсов.

Особенно остро данная проблема встает перед организациями потребительской кооперации, которые, как и экономика республики в целом, переживает период весьма сложных преобразований.

В современных условиях экономического развития торговой отрасли потребительской  кооперации важной проблемой наряду с выполнением социальных задач  по обслуживанию сельских жителей, является улучшение конечных финансовых результатов. Без достаточных размеров доходов и прибыли в торговых организациях не может быть и речи об их конкурентоспособности и финансовой устойчивости. В современных условиях хозяйствования розничные торговые организации функционируют в постоянно меняющейся среде и сталкиваются с различными внутренними и внешними факторами, оказывающими существенное влияние на результат их деятельности.

К числу наиболее характерных внешних  факторов можно отнести: изменение  налоговой и ценовой политики государства, введение новых налоговых платежей и корректировка их размеров, удорожание топливных и энергетических ресурсов, изменение банковских ставок за пользование кредитами, рост минимальной заработной платы. Все это оказывает существенное влияние как на изменение структуры расходов на реализацию, так и на увеличение их размера. Поэтому получить максимальную прибыль в торговой отрасли при таких условиях деятельности возможно только за счет экономии материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Кроме того, социальная функция потребительской кооперации, то есть удовлетворение потребностей в товарах народного потребления сельских жителей, так же обуславливает дополнительные затраты живого и овеществленного труда, денежное выражение которых и отражают расходы на реализацию.

В связи с этим, совершенствование анализа расходов на реализацию торговой отрасли, в частности, разработка эффективных механизмов управления расходами — весьма актуальный вопрос в деятельности организаций потребительской кооперации Республики Беларусь.

Целью написания курсовой работы является всестороннее изучение действующей практики анализа расходов на реализацию товаров, их критическая оценка в соответствии с принятой методологией учета расходов и разработка практических предложений по совершенствованию методики учета расходов на реализацию товаров. А также поиск резервов экономии расходов и путей их оптимизации с целью выявления закономерностей их развития и увеличения конечных финансовых результатов.

Для достижения указанной  цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:

  • изучить экономическую сущность и классификацию расходов на реализацию товаров в розничной торговле;
  • сформулировать задачи и основные принципы анализа расходов на реализацию товаров;
  • исследовать номенклатуру статей расходов на реализацию товаров в розничной торговле;
  • дать краткую экономическую характеристику Лоевского райпо;
  • проведение детального анализа расходов на реализацию товаров торговой деятельности Лоевского райпо и факторов, их определяющих;
  • произвести анализ структуры и динамики расходов на реализацию товаров в розничной торговле;
  • произвести анализ влияния факторов на изменение общей суммы и уровня расходов на реализацию товаров;
  • изучение отдельных статей расходов на реализацию товаров, тенденции их изменения в динамике;

Объектом исследования является Лоевское райпо Гомельского ОПС.

Предмет исследования - анализ расходов на реализацию товаров в  розничной торговле.

Теоретической и методологической основой исследования послужили  законодательные акты и постановления Правительства Республики Беларусь, Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства статистики и анализа, Белкоопсоюза.

Информационной базой  написания курсовой работы явились практические данные Лоевского райпо за 2009-2011 годы.

В процессе написания курсовой работы автором была использована экономическая литература по анализу хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных авторов, таких как П.Г. Пономаренко, М.И. Баканова, Л.И. Кравченко, а также законодательные и нормативно – правовые акты Республики Беларусь в части исследуемых вопросов: Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», Инструкция по бухгалтерскому учету «Расходы организации», «Основные положения по составу затрат, включаемые в себестоимость продукции», «План счетов бухгалтерского учета» и инструкция к его применению. Основным источником для написания курсовой работы стали учебное пособие по редакцией Р.П.Валевича  «Экономика организаций торговли» в котором рассматривается сущность важнейших экономических категорий, методов, технологий,  методик анализа, планирования и управления основными показателями деятельности торговых организаций. Аналитические и прогнозные расчеты, в данном учебном пособии построены с учетом новых законодательных, нормативных, инструктивных материалов, а также учебник под редакцией Л.И.Кравченко «Анализ хозяйственной деятельности в торговле» в котором изложены методология и методики комплексного  и глубокого факторного анализа хозяйственной деятельности предприятий розничной торговли. Особое внимание уделено выявлению, изучению и мобилизации резервов их экономического и социального развития, повышению эффективности использования хозяйственного потенциала. Отметим, что в литературе изучаемая тема освещена достаточно широко и находится в центре экономических исследований, что обусловлено ее актуальностью в современных условиях хозяйствования.

В курсовой работе использовались такие методы как анализ, наблюдение, сравнение, табличный метод.

Данная курсовая работа состоит из введения, четырех глав: в главе 1 описана экономическая сущность расходов на реализацию товаров в торговле, также рассматривается их правовое регулирование и тенденции развития: во 2 главе рассматривается экономический анализ расходов на реализацию товаров в торговой организации, его содержание и задачи; 3 глава курсовой работы содержит  экономическую характеристику района и общий анализ деятельности Лоевского райпо, произведен анализ расходов на реализацию по общему объему и статьям, изучены основные факторы влияния на издержки обращения; заключения, списка использованных источников включающего 50 наименований, а также курсовая работа включает в себя 31 таблицу, 1 рисунок  и 15 приложений. Полный объем курсовой работы составляет  65  страниц компьютерного текста.

 

 

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РАСХОДОВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ТОВАРОВ В ТОРГОВЛЕ

Торговля представляет собой самостоятельную  отрасль народного хозяйства, обеспечивающую хранение, транспортировку и продажу  предметов народного потребления. Задачи торговли заключаются в доведении до населения товаров. При этом деятельность организаций торговли неизбежно связана с осуществлением довольно сложных функций, обусловленных особенностями данной отрасли. Например, закупка товаров у производителей и их транспортировка, подсортировка, подработка товаров, продажа и другие. При выполнении этих функций торговые организации несут определенные расходы – расходы на реализацию.

Расходы на реализацию являются сложной социально-экономической  категорией интерес, к которой постоянно возрастает по мере становления рыночной экономики. Столь широкая заинтересованность расходами торговли определяется тем, что они связаны с решением разнообразных практических задач по обслуживанию населения и удовлетворению его потребностей. Таким образом, существует объективная необходимость в осуществлении определенных действий в сфере общественного воспроизводства. Представляя собой некоторый результат таких действий, расходы проявляются в виде затрат, выраженных в денежной форме, порой превышая, как это нередко имеет место в настоящее время, доходы. На различных стадиях товарного кругооборота и под его воздействием они приобретают соответствующие характеру конкретного вида деятельности объемы и структуру.

Затраты, издержки и расходы  во многих лингвистических источниках трактуются как синонимы. Так, в знаменитом словаре русского языка С.И. Ожегова приводятся следующие определения: «… издержки – израсходованная на что-нибудь сумма, затраты»; «… затраты – то, что истрачено, израсходовано»; «…расход – затраты, издержки; потребление, затраты чего-нибудь для определенной цели» [47, с.72]. Хотелось бы отметить, что в зависимости от особенностей производственной деятельности характеристики затрат, издержек и расходов видоизменяются, они перевоплощаются друг в друга. Это обусловлено тем, что выделяются три уровня организации деятельности: отдельная деятельность, действие и операция. В связи с этим рассмотрение торгового процесса предполагает анализ затрат по данной деятельности, действий по доведению товаров до потребителей и расходов. Мнение автора совпадает с мнением Н.В. Максименко, О.В. Ежель, А.И. Савинского, которые утверждают, что затраты – это использование ресурсов, необходимых для производственной деятельности организации независимо от сферы деятельности (материальных, финансовых, трудовых) [35, с. 66].

Анализ экономической  литературы показал, что к настоящему времени сформировались два подхода  к определению содержания расходов на реализацию: теоретиков марксизма  и современных ученых. В основе марксистского подхода лежит определение издержек, их видов с точки зрения стоимости товара. К. Маркс исходил из того, что существуют издержки предприятия и издержки общества. Первые представляют собой затраты капитала на производство товара, вторые определяются затратами труда и равны стоимости товара. При этом расходы организации количественно меньше товарной стоимости на величину прибавочного продукта [36, с. 183].

Подход современных экономистов  основан на определении расходов и их видов с точки зрения влияния на объем производства (реализации). Этот подход учитывает дефицит применяемых ресурсов и возможности их альтернативного использования. Р.М. Нуриев считает, что все расходы представляют собой альтернативные (или вмененные) расходы, и делает вывод, что экономические или вмененные расходы любого ресурса, выбранного для производства товара, равны его стоимости или ценности при наихудшем из всех возможных вариантов использования. Таким образом, расходы одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пренебречь (пожертвовать), называются альтернативными расходами, расходами неиспользованных возможностей или вмененными расходами [38, с. 47].

В современной прикладной экономической литературе также  существуют различные подходы к  определению расходов на реализацию.

Так М.И. Баканов считает, что расходы на реализацию представляют собой выраженные в денежной форме  затраты общественного труда  по осуществлению планомерной связи  между производством и потреблением, опосредствуемой товарным обращением [17, с. 91].

По мнению Д.С. Тяжких, расходы  на реализацию – это эквивалент затрат на производство и реализацию продукции предприятий, занимающихся выпуском продукции [43, с. 227].

А.И. Гребнев, Ю.К. Баженов, О.А. Габриэлян определяют издержки обращения  как общественно необходимые затраты по доведению товаров до потребителей при высокой культуре обслуживания [49, с. 140].

А.М. Фридман и Н.Ф. Байдаков расходы на реализацию определяют как  денежное выражение затрат, связанных  с процессом обращения производственного продукта [45, с. 135].

С.Н. Лебедева отождествляет  издержки обращения с затратами  по доведению товаров от производства до потребителей, выраженными в денежной форме [50, с. 182].

Согласно точке зрения Р.П. Валевич  и Г.А. Довыдова издержки обращения  – это выраженные в денежной форме затраты живого и общественного труда по доведению товара от производителя к потребителю, преобразованию производственного ассортимента в торговый, организации процесса купли-продажи и потребления, удовлетворению спроса потребителей [20,с. 98].

Информация о работе Анализ расходов на реализацию товаров в торговле, пути их оптимизации и правовое регулирование