Анализ производства и реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 10:53, контрольная работа

Краткое описание

рассмотрена методика проведения анализа динамики производства и реализации продукции, ассортимента и структуры, качества произведенной продукции продукции, ритмичности работы предприятия. Рассмотрены основные источники резервов увеличения выпуска и реализации продукции.
Решены 2 задачи по экономическому анализу.

Оглавление

1. Анализ производства и реализации продукции
2. Задача 1
3. Задача 2
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Анализ хоз 1-вопр гот.docx

— 44.30 Кб (Скачать)

Вариант 4.

  1. Анализ производства и реализации продукции.

 

  1. Задача 1.

 

  1. Задача 2.

 

     Список используемой  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ производства и реализованной продукции.

Производство и реализация продукции являются важнейшими функциями  предприятия. Два этих аспекта рыночной активности можно рассматривать  как две стороны одной медали под названием "производственная деятельность". Однако, показатели, описывающие эти два аспекта существенно различаются. При этом под результатом производства следует понимать продукцию, произведенную и выпущенную в обращение, т.е. подготовленную к реализации, а под результатом реализации - продукцию, которая уже нашла своего потребителя, т.е. отгружена или передана ему в соответствии с условиями договора, или оплачена. Анализ различных категорий продукции проводят в разрезе соответствия достигнутых результатов их запланированным уровням. Проведение анализа - достаточно трудоемкий процесс, он требует обобщение больших объемов информации. Экономическое содержание и значение объема производства и реализации продукции.

      Информационной  базой для анализа  объемов   производства  и  реализации продукции может быть:

1. Статистические показатели (приложение к балансу – форма   №  4,  «движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» – форма №16); 

2. Оперативные отчеты;

3. Планы-графики производства;

4. Планы экономического  и социального развития предприятия;

5. Различные виды сопроводительной  документации.

Основные задачи:

1. Оценка объема, качества, динамики, структуры продукции;

2. Проверка сбалансированности  и оптимальности намечаемого   вида  продукции, а также оценка реальности и напряженности производственных показателей;

3. Выявление влияния отдельных  факторов на конечный результат;

4. Разработка рекомендаций (мероприятий) как текущего характера,  так  и  на перспективу.

 Основными  показателями  объема производства являются  товарная  и  валовая продукция.

Валовая  продукция  –  это  стоимость   всей   произведенной   продукции   и выполненных  работ,  включая  незавершенное   производство.   Выражается   в сопоставимых и действующих ценах.

Товарная продукция –  отличается от валовой тем,  что  в  нее  не  включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По  своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной,  если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

       Объем  реализации  продукции  определяется   или   по   отгрузке   продукции покупателям, или по  оплате  (выручке).  Может  выражаться  в  сопоставимых, плановых  и  действующих   ценах.  В  условиях   рыночной   экономики   этот показатель  приобретает  первостепенное   значение.   Реализация   продукции является связующим звеном между производством  и потребителем. От того,  как продается  продукция,  какой  спрос  на  нее  на  рынке,  зависит  и   объем производства. Важное  значение  для оценки  выполнения  производственной  программы имеют и натуральные показатели объемов производства и  реализации  продукции (Штуки,  метры,  тонны и т.д.).  Их   используют   при   анализе   объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам  однородной продукции. Нормативные трудозатраты  используются  также  для  обобщенной  оценки объемов   выпуска   продукции   в   тех   случаях,    когда    в    условиях многономенклатурного производства не представляется  возможным  использовать натуральные или условные измерители. При анализе объема продаж продукции используются следующие измерители:

1. Абсолютные:

    . Натуральные

    . Стоимостные

    . Трудовые

2. Относительные:

    . Проценты

    . Коэффициенты

    . Сотые доли

    . и другие показатели, которые предприятие изберет.

Готовая продукция может  быть реализована по:

1. оптовым ценам;

2. розничным ценам;

3. договорным ценам.

Оптовые цены устанавливаются  на уровне  розничных  за  минусом  торговых, сбытовых скидок с учетом местонахождения данного предприятия. При  установлении  отпускных  цен  на  продукцию  руководствуются  Указом Президента  РФ «О мерах по либерализации цен» от 3.12.91 (с  изменениями  от 26.06.95).

 В условиях рыночных  отношений цены  различаются   по  особенностям  купли-продажи:

1. базисная цена устанавливается,  когда есть сделка и необходимо  определить сорт и качество продукции, т.е.  она  согласовывается  на  уровне  купли- продажи между поставщиком и потребителем.

2. Фактурная цена –  условная цена, она согласовывается  на уровне  заключения контракта.

Анализ динамики производства и реализации продукции.

   Анализ начинается  с изучения динамики  выпуска  и  реализации  продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Этот  анализ   показывает, как изменился объем производства и  реализации  за  определенное  количество лет. Если  темпы  роста  производства  значительно  выше  темпов  реализации продукции,  это  свидетельствует  о  накоплении   остатков   нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями. Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции  можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической  взвешенной.  Для наглядности динамика товарной и валовой продукции может быть  изображена с помощью графиков, в виде столбчатых и полосовых диаграмм. Оперативный анализ производства и отгрузки  продукции  осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и  фактические  сведения  о выпуске и отгрузке продукции по  объему,  ассортименту,  качеству,  а  также отклонение от плана. Анализ  реализации  продукции  тесно  связан  с  анализом  выполнения договорных обязательств по  поставкам  продукции.  Недовыполнение  плана  по договорам  для  предприятия  оборачивается  уменьшением  выручки,   прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в  условиях  конкуренции  предприятие может  потерять  рынки  сбыта  продукции,  что  повлечет   за   собой   спад производств. Особо важное значение для предприятия имеет выполнение  контрактов  на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию  сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.п. В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за  месяц  и с  нарастающим  итогом  в  целом  по  предприятия,   в   разрезе   отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения  плана,  и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

Методика анализа  ассортимента и структуры продукции.

Номенклатура  –  это  перечень  наименований   изделий   и   их   кодов   (в кодификаторе)  установленных   для   соответствующих   видов   продукции   в общероссийском кодификаторе промышленной  продукции  (ОКПП)  действующем  на территории СНГ.

Ассортимент   -  перечень  наименований  продукции  с  указанием  ее  объема выпуска по каждому виду.

 Ассортимент бывает:

1. Полный;

2. групповой;

3. внутригрупповой.

     При формировании  ассортимента  и структуры выпуска продукции предприятие  должно  учитывать,  с  одной  стороны,  спрос  на  данные  виды продукции,  а  с  другой  –  наиболее  эффективное  использование  трудовых, сырьевых,  технических,  технологических,  финансовых  и  других   ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента  включает  в себя следующие основные моменты:

>  определение текущих и перспективных потребностей покупателей:

>   оценку  уровня  конкурентоспособности  выпускаемой   или  планируемой  к

      выпуску продукции;

>   изучение жизненного  цикла  изделий  и  принятия  своевременных мер по

     внедрению новых,  более совершенных видов продукции и   изъятие   из

     производственной   программы   морально   устаревших    и    экономически

      неэффективных изделий;

>   оценку  экономической   эффективности  и  степени   риска   изменений   в

      ассортименте продукции.

      Основными  причинами влияющими на невыполнение  плана  по  ассортименту продукции являются:

> Внутренние причины:

    - недостатки в  организации производства;

    - плохое техническое  состояние оборудования;

    - простои;

    - аварии;

    - недостаток средств;

    - недостатки в  системе управления и материального  стимулирования.

> Внешние причины:

    - конъюнктура  рынка;

    - изменение спроса  на отдельные виды продукции;

    - состояние материально-технического  обеспечения;

    - несвоевременный  ввод в действие производственных  мощностей предприятия

      по независимым  от него причинам.

      Оценка  выполнения плана по ассортименту  продукции обычно  производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается  путем деления общего фактического выпуска продукции,  зачтенного  в  выполнение  плана  по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции  (продукция,  изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом,  не  засчитывается  в  выполнение плана по ассортименту).

 Увеличение объема  производства (реализации)  по  одним  видам  и сокращение по другим видам продукции  приводит  к  изменению  ее  структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их  выпуске.  Выполнить план  по структуре производства – значит сохранить в  фактическом  выпуске  продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

     Изменение структуры производства оказывает большое  влияние  на все экономические показатели:

> объем выпуска в  стоимостной оценке;

> материалоемкость;

> себестоимость товарной  продукции;

> прибыль;

> рентабельность.

Если увеличивается  удельный  вес  более  дорогой  продукции,  то  объем  ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же  происходит  с размером  прибыли  при  увеличении   удельного  веса  высокорентабельной   и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

      Косвенным показателем  качества  продукции  является  брак.  Он  делится  на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и  внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет  к  повышению  себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и  реализованной  продукции,  снижению прибыли и рентабельности. В  процессе  анализа  изучают динамику  брака по абсолютной сумме и  удельному  весу  в  общем  выпуске товарной  продукции, определяют потери от брака. Затем изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции  по  местам  их  возникновения   и   центрам   ответственности   и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества  продукции  являются  плохое   качество   сырья,   низкий   уровень технологии и организации производства,  квалификация  рабочих,  аритмичность производства и др.

 Методика анализа  качества произведенной продукции.

 Важным  показателем   деятельности   промышленных   предприятий является качество продукции. Его  повышение  –  одна  из  форм  конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий   уровень  качества продукции способствует повышению спроса  на  продукцию  и  увеличению  суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

 Качество   продукции   –   понятие,   которое    характеризует параметрические,  эксплуатационные,    потребительские,    технологические, дизайнерские свойства изделия,  уровень  его  стандартизации  и  унификации, надежность  и  долговечность.   Различают   обобщающие,   индивидуальные   и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие    показатели     характеризуют    качество    всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

> удельный вес новой  продукции в общем ее выпуске;

> удельный вес продукции  высшей категории качества;

> средневзвешенный балл  продукции;

> средний коэффициент  сортности;

> удельный вес аттестованной  и неаттестованной продукции;

> удельный вес сертифицированной  продукции;

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции