Анализ качества торгового обслуживания в УП «Универмаг Беларусь»

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение теоретических основ и действующей практики культуры и качества торгового обслуживания в УП «Универмаг Беларусь», а также их роль на современном этапе.
Задачами работы соответственно является:
- характеристика культуры и качества торгового обслуживания;
- анализ культуры и качества торгового обслуживания в УП «Универмаг Беларусь»;

Файлы: 1 файл

полоцкий курсачок.docx

— 61.88 Кб (Скачать)

4. Оказывает услуги по  ответственному хранению товаров  народного потребления всем субъектам  хозяйственной деятельности и  другие бытовые услуги населению.

5. Организует производство  товаров народного потребления.

6. Приобретает ценные  бумаги, патенты, лицензии, торговые  знаки и торговые марки, брокерские  места и иные имущественные  права (в том числе на использование изобретений, «ноу-хау»)

7. Осуществляет любого  вида хозяйственную деятельность, если она не запрещена законодательными актами РБ.

Уставной фонд составляет 1950 млн. руб., сформирован за счет основных фондов и прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Общая площадь универмага составляла в начале его открытия 21391 м2, в том числе торговых залов – 6790 м2 и складских помещений – 3271 м2. В то время за год работы товарооборот составлял 87 млн. руб., средняя заработная плата составляла 124 руб.

Сейчас площадь универмага составляет 31250 м2, торговая площадь в том числе – 7380 м2, складская – 8600 м2, в том числе по ул. Машиностроителей – 1700 м2. Товарооборот за 2008 год составил 49522612 тыс. руб., а средняя заработная плата – 267,1 тыс. руб.

Все это позволяет предприятию  на равных конкурировать с другими  торговыми предприятиями, а сложившийся свой стиль помог обрести своего покупателя. Поэтому универмаг смог выстоять, когда более трех лет рядом с ним строилась станция метро: сам универмаг был почти не виден со стороны Партизанского проспекта, трудно было к нему подобраться. Были приложены усилия по расстановке многочисленных указателей, чтобы покупатели в лабиринте стройки могли найти дорогу в «Беларусь».

В прошлом, в составе структурных  подразделений, было пять торговых отделов: «Культура в быту», «Товары для  дома», «Товары для мужчин», «Товары для женщин», «Товары для шитья, рукоделия и спорта», и 35 секций.

Организационно-управленческая структура универмага является линейно-функциональной. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений. Преимуществом данной структуры является более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников; освобождение главного линейного руководителя от глубокого анализа проблем; возможность привлечения консультантов и экспертов. Недостатком является отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями; недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение, как правило, в его реализации не участвует; чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии управления, то есть тенденция к чрезмерной централизации.

Следует отметить, что для  данного предприятия, в силу определённых его особенностей (размер, род деятельности), такая структура является приемлемой.

УП «Универмаг Беларусь»  обладает достаточным опытом в управлении торговым процессом. Сложившаяся структура  управления обеспечивает стабильную деятельность предприятия. Подбор подготовленных специалистов позволяет быстро и организованно решать производственные вопросы.

Заботясь о сбалансированности товарооборота и товарных ресурсов, недопущения образования сверхнормативных товарных запасов, в магазине ежемесячно разрабатываются планы товарного обеспечения по каждой из товарных секций. Решая эту задачу, работники органов снабжения (товароведы) изучают и учитывают спрос и предложение на все товары, уровень и изменение цен на них и на услуги посреднических организаций, выбирают наиболее экономичную форму товародвижения, оптимизируют запасы, снижают транспортно-заготовительные и складские расходы.

Основными поставщиками являются белорусские предприятия, изделия  которых пользуются устойчивым спросом у покупателей.

Ежедневная, кропотливая работа с промышленностью позволила довести реализацию отечественных товаров до 75% в общем объеме товарооборота. В настоящее время универмагом заключено более 1500 договоров с предприятиями РБ, в том числе по прямым связям с 230 предприятиями.

Вместе с тем для  более полного удовлетворения покупательского  спроса проводится работа по вовлечению в товарооборот товаров, которые  не производятся в Беларуси. Налаживаются связи по поставкам товаров из стран ближнего зарубежья, в т.ч. России, Молдавии, Украины, Прибалтики. В основном, это спорттовары, сувениры, керамические изделия, резиновая обувь, радиотовары и другие. Всего удельный вес указанных товаров составляет примерно 25%.

Предприятие повышает заинтересованность во взаимном сотрудничестве с постоянными  поставщиками и прилагает усилия для привлечения новых поставщиков. Это возможно, поскольку у предприятия  есть три собственных грузовых автомобиля и один грузопассажирский автомобиль для организации междугородных рейсов и доставки товара.

В настоящее время значительную роль в потребительском выборе играет ценовая конкуренция. Поскольку  себестоимость производства товаров  на всех предприятиях промышленности разная, то, имея в наличии товар  одной товарной группы, но широкого диапазона цен, можно привлечь дополнительный контингент покупателей.

При закупе товаров предпочтение будет отдано отечественному производителю.

Товары, не производимые в  республике, УП «Универмаг Беларусь» будет закупать у фирм, завозящих их извне и являющихся первыми импортерами. Это дает возможность получения преимущества при ценовой конкуренции и большего эффекта. Снижение риска при работе с коммерческими структурами достигается путем заключения договоров на условиях оплаты по мере реализации или по факту поставки в течение 10–30 банковских дней с разработанной системой штрафных санкций за поставку некачественных товаров и нарушения условий поставки.

Основными преимуществами УП «Универмаг Беларусь», которые помогут ему выделится среди других предприятий торговли, и завоевать доверие покупателей будут являться:

предложение покупателю товаров соответствующих всем качественным требованиям;

предложение товаров с  нестандартным набором свойств, реально интересующих покупателя (с различными наполнителями и добавками, соответствующим определенному вкусу круга покупателей);

проведение гибкой ценовой  политики;

применение различных  видов внутри- и вне магазинной рекламы;

расширение объема дополнительных услуг (комплектация подарочных наборов, доставка товара по заказу, доставка крупногабаритных товаров на дом покупателю).

реализация большого ассортимента товарных позиций, рассчитанных на группы населения с различными доходами.

реализация товаров населению  в кредит, периодическое предоставление кредита на льготных условиях.

Основной целью стратегии  маркетинга в УП «Универмаг Беларусь»  в отношении потребителя выступает привлечение покупателей за счет расширения ассортимента товаров, нацеленного на разные уровни доходов населения, расширение видов деятельности.

Основой проводимой ассортиментной политики будет являться увеличение ассортимента реализуемых товаров как в ширину (разнообразие товарных позиций), так и в глубину (рост товарных разновидностей в пределах одной товарной группы).

Расширение ассортимента реализуемых товаров предполагается вести по следующим направлениям:

расширение связей с поставщиками товаров по номенклатуре изделий;

установление постоянных связей с фирмами, ввозящими товары в республику, и работы с ними по заказам;

расширение ассортимента продукции собственного кондитерского  цеха;

оказание услуг по доставке крупногабаритных товаров покупателю на дом, по формированию заказов, изготовлению и оформлению подарков.

Универмаг «Беларусь» первым среди других универмагов открыл продовольственную секцию, имеет свою пекарню. Расположенный на 2 этаже кафетерий предлагает широкий выбор закусок, салатов, соков, напитков. Для работников созданы все условия для труда, учебы, отдыха и спорта. Например, в спортзале площадью более 800 м 2 установлены тренажеры, можно поиграть в баскетбол, волейбол, мини-футбол, большой и настольный теннис. Есть также конференц-зал на 340 мест, библиотека, читальный зал, парикмахерская, комната отдыха, столовая на 240 посадочных мест, буфет, медпункт, который располагает стоматологическим и физиотерапевтическим кабинетами.

В универмаге действует непрерывный процесс повышения квалификации работников. В учебных группах, непосредственно на рабочих местах и в учебном классе специалисты универмага, преподаватели Белорусского Государственного Экономического Университета, Института повышения квалификации, Торгового колледжа и училища проводят с продавцами и другими категориями работников занятия по правилам торговли, защите прав потребителей, свойствам товаров, культуре обслуживания, психологии общения и многим другим темам.

Основным направлением деятельности универмага является наиболее полное удовлетворение потребностей покупателей, которое осуществляется путем расширения ассортимента реализуемых товаров, увеличения товарооборота как за счёт ускорения товарооборачиваемости, так и за счёт закупа и введения новых товарных групп.

За 2008 год УП «Универмаг Беларусь»  имеет следующие финансово-экономические  показатели, которые представлены в  таблице 2.1.

 

Таблица 2.1. Основные показатели финансово-экономической деятельности УП «Универмаг Беларусь» за 2007–2008 гг.

Показатели

Фактически за 2007 год

Фактически за 2008 год

Отклонения

+/-

Темп роста в% к 2007 году

1. Товарооборот

       

– в действующих ценах

40810070

49522612

8712542

121,35

– в сопоставимых ценах

40810070

41900848

1090778

102,67

2. Товарооборот без 5% налога

       

– в действующих ценах

40356683

47874223

7517540

118,63

– в сопоставимых ценах

40356683

40506153

149470

100,37

3. Валовый доход от реализации

       

– в действующих ценах

7513532

8842990

1329458

117,69

– в сопоставимых ценах

18,62

18,47

-0,15

99,19

4. Прочие доходы

198146

212502

14356

107,25

5. Издержки обращения

       

– в сумме

6342718

7244803

902085

114,22

– в% к товарообороту

15,78

15,13

-0,65

95,88

6. Прибыль от реализации

       

– в сумме

511100

760400

249300

148,78

– в% к товарообороту

2,07

2,5

0,43

120,77

7. Внереализационные доходы

89000

148400

59400

166,74

8. Внереализационные расходы

0

0

0

0

9. Балансовая прибыль

(П. 6+П. 7-П. 8)

       

– в сумме

600138

908763

308625

151,43

– в процентах к товарообороту

1,49

1,9

0,41

127,52

10. Среднесписочная численность

       

– работников

1117

1119

2

100,18

– продавцов

553

557

4

100,72

11. Товарооборот на 1-го работника (среднемесячный)

       

– в действующих ценах

3045

3688

643

121,12

– в сопоставимых ценах

3045

3120

75

102,46

12. Товарооборот на 1-го продавца (среднемесячный)

       

– в действующих ценах

6150

7409

1259

120,47

– в сопоставимых ценах

6150

6269

119

101,93

13. Торговая площадь

7380

7380

0

100,00

14. Товарооборот на 1 кв. м. торговой площади

       

– в действующих ценах

5530

6710

1180

121,34

– в сопоставимых ценах

5530

5677

147

102,66

15. Среднемесячная зарплата

       

– на 1 работника

237,9

267,1

29,2

112,27

– на 1 продавца

223,6

249,8

26,2

111,72


 

Таким образом, товарооборот в действующих ценах в 2008 г. по сравнению с 2007 г. возрос на 7517540 тыс. руб. или на 18, 6%; в сопоставимых ценах на 149470 тыс. руб., темп прироста 0,4%; прирост товарооборота составил в сумме 7368070 тыс. руб. или на 18, 2%.

Валовые доходы возросли на 1329458 тыс. руб., темп роста 117,7%, но уровень валового дохода снизился на 0,15%, это произошло за счет повышения удельного веса продовольственных товаров в общем объеме товарооборота и снижение соответственно удельного веса промышленных товаров. Это негативно сказалось на размере прибыли от реализации.

В сумме издержки обращения  возросли на 902085 тыс. руб. или на 14,2%, однако уровень издержек обращения снизился на 0,59%, прежде всего за счет снижения уровня транспортных расходов, что положительно сказалось на конечных результатах хозяйственной деятельности.

Так, прибыль от реализации возросла на 249300 тыс. руб., темп роста 148,7%, рентабельность оборота возросла на 0,43%.

Балансовая прибыль возросла на 308625 тыс. руб., прирост – 51,4%, рентабельность по балансовой прибыли увеличилась на 0,41%.

Увеличение рентабельности произошло за счет сокращения уровня некоторых статей издержек обращения в 2008 году по сравнению с 2007 годом.

Таким образом, в 2008 году по сравнению с 2007 годом предприятие  сработало более эффективно и тем самым увеличило чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия.

Среднесписочная численность  увеличилась на 2 человека, темп роста 100,2%, в том числе число продавцов увеличилось на 4 человека, тем роста 100,7%. Удельный вес продавцов в 2008 году вырос на 0,3%.

Прирост товарооборота на 1 работника составил 21,1%, в сопоставимых ценах 2,5%. Прирост товарооборота на 1 продавца в сопоставимых ценах составил 1,9%.

Товарооборот на 1 квадратный метр торговой площади в сопоставимых ценах увеличился на 2,6%. Это произошло прежде всего за счет роста товарооборота. Среднемесячная заработная плата на 1 работника возросла на 29,2 тыс. руб. или на 12,3%. Среднемесячная зарплата на 1 продавца выросла на 26,2 тыс. руб. или на 11,7%.

 

 

2.2 Анализ культуры и качества торгового обслуживания покупателей в УП «Универмаг Беларусь»

 

В универмаге были созданы  благоприятные условия для покупателей, и в 2008 году торговое обслуживание осуществляло 1444 работников, в том числе 780 продавцов предприятия.

Прежде всего, это просторные и удобные торговые залы, в которых  постоянный микроклимат поддерживается 8 кондиционерами производительностью 40 тыс. м3 воздуха в час каждый. Было установлено шесть бесшумных эскалаторов, которые могли доставлять с этажа на этаж 150 человек в минуту, также телефонная станция внутренней связи на 200 номеров, радиоузел, промышленная телевизионная установка с 12 телекамерами, размещенными в торговых залах, с помощью которых можно наблюдать за ходом торгового процесса и оперативно его контролировать.

Информация о работе Анализ качества торгового обслуживания в УП «Универмаг Беларусь»