Анализ издержек обращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в выявлении резервов и путей экономии издержек обращения торгового предприятия – магазина № 5 ОАО «Урал-Вест».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….….3
1. ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ…5
1.1. Понятие и сущность издержек обращения в рыночной экономике….5
1.2. Принцип классификации издержек обращения в розничной торговле..9
1.3. Факторы, влияющие на издержки обращения………………..…….…..18
2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………23
2.1.Организационно-экономическая характеристика магазина №5 ОАО «Урал-Вест»………………………………………………………………….…..23
2.2. Анализ издержек обращения магазина №5 ОАО «Урал-Вест»…….…27

3. ОПТИМИЗАЦИЯ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ……………………………………………….…..37
3.1. Основные пути и резервы снижения издержек обращения…………37
3.2.Расчет эффективности предложенных мероприятий…………………39
Заключение………………………………………………………………………44
Список литературы………………………………………………………………46

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ готовая.docx

— 101.07 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО  ПО  ОБРАЗОВАНИЮ

ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального  образования

«Российский государственный  торгово-экономический университет»

 

 

(наименование факультета)

Кафедра экономического анализа и статистики

(наименование кафедры)

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине  Экономика предприятия      

на тему  Классификация издержек обращения на предприятии торговли         

(наименование  темы)

 

 

 

Выполнена студенткой    3 курса ЭЗ-34  группы

заочной     формы обучения

специальности Экономика и управление……….  

Матвеева Марина Васильевна   

(Ф.И.О. полностью)

 

Научный руководитель

 

старший преподаватель кафедры

экономического  анализа и статистики

Лунева М.Н.

(Ф.И.О., ученая степень, звание)

 

 

Отметка о допуске (недопуске) к защите    

 

 

« »   20 __г.       

           (подпись научного руководителя)

 

Пермь 2012г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

            стр.

Введение……………………………………………………………………….….3

1. ИЗДЕРЖКИ  ОБРАЩЕНИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  КАТЕГОРИЯ…5

1.1. Понятие и сущность издержек  обращения в рыночной экономике….5

1.2. Принцип классификации издержек  обращения в розничной торговле..9

1.3. Факторы,  влияющие на издержки обращения………………..…….…..18

2. АНАЛИЗ  СТРУКТУРЫ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ  ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………23

2.1.Организационно-экономическая характеристика магазина №5 ОАО «Урал-Вест»………………………………………………………………….…..23

2.2. Анализ издержек обращения магазина №5 ОАО «Урал-Вест»…….…27

 
3. ОПТИМИЗАЦИЯ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ……………………………………………….…..37

3.1. Основные пути и резервы снижения издержек обращения…………37

3.2.Расчет эффективности предложенных мероприятий…………………39

Заключение………………………………………………………………………44

Список литературы………………………………………………………………46

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Переход к рыночной экономике обусловил  создание нового хозяйственного механизма, ориентированного на потребителя. Расширилась  и укрепилась сфера действия товарно-денежных отношений, усиливая роль торговли. Рыночные преобразования направлены на реформирование не только внешней и внутренней среды, в которой функционируют предприятия, но и методов хозяйствования, целевых ориентиров. В рамках этих отношений принципиально меняются содержание деятельности торговых предприятий и их экономическое поведение. Каждое торговое предприятие в условиях новой рыночной экономики стремится к наилучшим результатам финансовой деятельности – повышению прибыльности и рентабельности, и стремится стать конкурентоспособным. А так как от условий формирования состава издержек обращения зависят размеры получаемой прибыли и уровень рентабельности каждого торгового предприятия, то анализ издержек обращения, как экономической категории имеет первостепенное значение.

Торговля  имеет большие резервы снижения издержек обращения, однако используются эти возможности не полностью. В связи с этим ведение действующего контроля затрат с целью постоянного снижения их величины становится одной из важнейших задач каждого торгового предприятия.

Изучение  издержек обращения в сфере торговли в современных условиях хозяйствования имеет большое практическое значение. Правильная организация анализа издержек обращения дает возможность выявить резервы их снижения. Анализ издержек обращения позволяет своевременно отражать производственные затраты и контролировать ход выполнения плана по издержкам обращения, расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Он способствует строжайшему соблюдению сметно-финансовой дисциплины и режима экономии, внедрению и управлению хозяйственным расчетом. Чтобы усилить контроль за издержками обращения торгового предприятия необходимо проанализировать каждую статью издержек обращения. Такой анализ помогает полнее вскрыть резервы сокращения издержек обращения, способствует более эффективному использованию всех видов ресурсов.

Все вышесказанное  предопределило выбор темы и обусловило ее актуальность. Цель работы состоит в выявлении резервов и путей экономии издержек обращения торгового предприятия – магазина № 5 ОАО «Урал-Вест».

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • раскрыть сущность, значение и резервы снижения издержек обращения;
  • оценить значение и задачи факторного анализа издержек обращения;
  • Дать экономический анализ магазина № 5 ОАО «Урал-Вест» и оценить уровень издержек обращения в магазине №5 за 2010 – 2011 год;
  • Выявить основные резервы и пути экономии издержек обращения магазина №5 ОАО «Урал-Вест».

 

1. ИЗДЕРЖКИ  ОБРАЩЕНИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  КАТЕГОРИЯ

    1. Понятие и сущность издержек обращения в рыночной

экономике

Основным  видом деятельности торгового предприятия  является организация и обслуживание процесса товарного обращения, поэтому  его издержки выступают в виде издержек обращения. Издержки обращения  имеют место везде, где происходит процесс товарного обращения.

Издержки обращения – это  выраженные в денежной форме затраты  живого и овеществленного труда  по доведению товара от производителя  к потребителю, преобразованию производственного  ассортимента в торговый, организации процесса купли-продажи и потребления, удовлетворению спроса потребителей. [9;67]

Издержки  обращения учитываются на всех стадиях  ценообразования, начиная от производства, когда в себестоимость продукции  включаются расходы по сбыту, и заканчивая розничной продажей, когда в розничной цене отражаются издержки оптовой и розничной торговли.

Издержки  обращения торгового предприятия  могут быть выражены как  абсолютной суммой, так и относительным показателем  – уровнем издержек обращения, выраженном в % к розничному товарообороту. Абсолютный показатель характеризует общую сумму расходов предприятия за определенный период. Однако этот показатель не дает представления о результате, полученном на каждый рубль затрат, то есть не дает представления об эффективности произведенных расходов. Для характеристики результативности затрат и эффективности применяются такие относительные показатели, как уровень издержек обращения, издержкоотдача и рентабельность издержек обращения (табл. 1) [9].

 

 

Таблица 1.

Показатели  издержек обращения

Наименование показателя

Формула расчета

Экономический смысл показателя

Уровень издержек обращения (издержкоемкость реализации товаров)

Уи.=И/РТО*100

Сумма затрат, приходящаяся на сто рублей розничного товарооборота

 

Издержкоотдача

Иотд=РТО/И*100

Объем товарооборота, полученного на сто рублей произведенных затрат

Рентабельность издержек обращения

Ирент=П/И*100

Сумма прибыли, полученной на сто рублей произведенных затрат


Уровень издержек обращения характеризует  издержкоемкость осуществления торговой деятельности. Он может быть рассчитан, как на весь объем товарооборота предприятия, так и по отдельным товарным группам. Анализ издержек обращения необходимо проводить, как по абсолютному, так и по относительным показателям. Анализ осуществляется для решения следующих задач:

-изучение объема, структуры и  динамики затрат;

-оценка эффективности затрат;

-исследование факторов, влияющих  на издержки обращения;

-выявление резервов экономических  затрат.

Важной  задачей планирования издержек обращения  является выявление резервов снижения расходов за счет роста производительности труда, лучшего использования основных и оборотных средств, сокращения административно-управленческих расходов, устранения потерь от бесхозяйственности. При определении уровня издержек обращения на плановый период учитывают рост объема товарооборота и изменения его структуры, прирост розничной и складской торговой сети, изменение ее технической оснащенности, механизацию трудоемких процессов и т. д.[7;56]

Абсолютная  сумма издержек обращения определяется путем суммирования расходов по всем статьям. Этот показатель характеризует, во что обходится конкретному  производителю товародвижение.

Относительное изменение уровня затрат определяется как разность между фактическим (ожидаемым) уровнем и плановым. Относительная экономия (перерасход) издержек обращения в сумме определяется умножением величины товарооборота на размер изменения уровня издержек обращения и делением на 100.

Абсолютная  экономия или перерасход рассчитывается как разность между фактической (ожидаемой) суммой затрат и плановой (прогнозируемой).

Интенсивность изменения уровня расходов характеризуется  темпами их снижения или повышения (Тизм) и измеряется как отношение размера их изменения (DУио) к первоначальному уровню (ПУИО) (ТИЗМ=DУИО/DУИО*100) или как частное от деления изменения уровня издержек на плановый уровень.

Наряду  с показателями издержек обращения  в экономике используется показатель издержек потребления. Эти величины связаны между собой. Издержки потребления  представляют собой затраты на поиск  товара, его покупку, доставку домой, подготовку к потреблению. Издержки потребления составляют примерно 50 % всех издержек сферы обращения  и более чем в 1,5 раза превышают  величину текущих затрат торговли [7; 99]. Чем полнее будет ассортимент в торговле, лучше подготовлен товар к продаже и потреблению, выше качество торгового обслуживания, тем выше будут издержки обращения и ниже издержки потребления.

Издержки  обращения непосредственно связаны  с функционированием основного  и оборотного капитала. Материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды – затраты  собственного оборотного капитала; амортизация  собственного основного капитала; прочие затраты собственного и заемного оборотного капитала, заемного основного  капитала.

Издержки  бывают явные и неявные.[6;34]

Явные (бухгалтерские) издержки – это издержки, связанные  с использованием привлеченных материальных, финансовых и трудовых ресурсов, которые  полностью отражаются в бухгалтерском  учете и относятся согласно законодательству, на издержкоемкость реализации продукции. Они делятся:

  • на материальные затраты (стоимость товаров, сырья, материалов, используемых для упаковки, хранения, обеспечения нормального торгово-технологического процесса; сумма износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов; стоимость работ и услуг, оказываемых другими предприятия данному предприятию, топлива всех видов и др.);

- затраты  на оплату труда. К затратам на оплату труда относятся выплаты заработной платы за фактически выполненную работу, стоимость товаров, выдаваемых в порядке натуральной оплаты, различного рода премии, надбавки к заработной плате, оплата отпусков и т. д.

- отчисления  на социальные нужды и другие  отчисления. Отчисления на социальные  нужды и другие отчисления в фонд социальной защиты населения, фонд содействия занятости населения и др.

  • амортизация основных фондов. Амортизация основных фондов — процесс переноса стоимости основного капитала по мере износа на реализуемую с его помощью продукцию и использование этой стоимости в последующем для приобретения, возобновления выбывших основных фондов.
  • прочие затраты. К прочим затратам относятся разного рода платежи за использование собственных и заемных оборотных средств (процент за пользование банковским кредитом), заемных основных средств (арендная плата, другие отчисления и налоги; относимые на издержки обращения).

Неявные издержки – это издержки, связанные  с использованием ресурсов, принадлежащих  самому предприятию. К неявным издержкам  можно отнести платежи, которые предприятие могло бы получить при более выгодном использовании принадлежащих ему ресурсов (издержки упущенных возможностей), нормальную прибыль, которая удерживает предпринимателя в выбранной им отрасли деятельности.

Каждое  торговое предприятие должно постоянно  изыскивать резервы экономии издержек обращения при одновременном  повышении качества обслуживания покупателей.

Информация о работе Анализ издержек обращения