Анализ и совершенствование организационно-распорядительных методов управления организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 10:32, курсовая работа

Краткое описание

Самое важное в управлении - не стремление поставить других людей в одностороннюю зависимость от себя, искусственно приподнять свой статус, усилить свое влияние в организации, а сплотить ее персонал на четкое осознание стоящей перед организацией цели и активную, квалифицированную, добросовестную деятельность во имя ее достижения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3
1.РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ МЕТОДОВУПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

5
1.1.Сущность административных методов управления организацией и их роль в современных условиях

5
1.2. Классификация организационно-распорядительных методов управления и их характеристика

12
1.3. Зарубежный опыт применения организационно-распорядительных методов управления

20
2. АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

24
2.1. Организационно-экономическая характеристика Лоевского райпо
24
2.2. Оценка организационно-распорядительных методов используемых в управлении организацией

32
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИТРАТИВНЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

43
3.1. Основные направления совершенствования организационно-распорядительных методов управления организацией

43
3.2. Расчет эффективности предложений по совершенствованию административных методов управления
46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
53
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Орг.распорядительные методы.doc

— 492.50 Кб (Скачать)

Административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность. Руководитель представляется здесь как администратор, субъект власти, опирающийся на предоставленное ему в этом право.

Административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства, основными целями которого являются : правовое регулирование трудовых отношений, укрепление законности, защита прав и законных интересов организации и её работников в соответствии с КЗтТ и другими законодательными актами.

В рамках организации возможны три формы проявления административных методов:

1.      обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.);

2.      согласительные (консультация, компромисс);

3.      рекомендации, пожелания ( совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.).

Как правило, это прямые задания и распоряжения вышестоящих органов управления (волевое воздействие руководителя на подчиненных), которые направлены на соблюдение законов и постановлений, приказов и распоряжений руководителей в целях оптимизации производственных процессов. Административные методы отличает от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Директивные команды обязательны для выполнения, причем в установленные сроки, даже если это невыгодно исполнителю.

В общем виде система административных методов может быть представлена как совокупность двух равнозначных элементов: воздействие на структуру управления (регламентация деятельности и нормирование в системе управления) и на процесс управления ( подготовка, принятие, организация выполнения и контроль за управленческими решениями).

Организационное воздействие на структуру управления осуществляется в большинстве случаев путем организационного регламентирования, нормирования, организационно-методического инструктирования и проектирования.

Наибольший интерес для нас представляет организационное воздействие руководителя на процесс управления. По сути это методы распорядительного влияния руководителя на коллектив в целом и личность в частности. Необходимость в таком распорядительстве возникает в связи с отклонениями в системе управления от ранее заданных или желаемых режимов работы, неизбежно возникающими под воздействием как субъективных, так и объективных факторов.

В зависимости от функционирующих в коллективе методов руководства формируется соответствующая им система подчинения. Понятно, что в процессе управленческой деятельности происходит подчинение одной воли другой. Однако формы такого подчинения должны носить самый благожелательный характер, способствовать прогрессу в коллективе и не вызывать нежелательных эмоций типа унижения, неловкости, досады, раздражения, а иногда и стрессов, что исключает всякое понимание между управляющей и управляемой подсистемы.

В практике управленческой деятельности административное воздействие связано с тремя типами подчинения:

1) вынужденное и внешне навязанное. Оно сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается подчиненными как нажим «сверху»;

2) пассивное. Для него характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений;

3) осознанное, внутренне обоснованное.

В целом административные методы руководства существуют в форме организационного и распорядительного воздействия.

Анализ содержания управления организацией показал, что, в сущности, вся система пронизана организационно-распорядительной деятельностью. Организационно-административное включает в себя следующие компоненты: виды и типы воздействия, адресат, установление ответственности, инструктаж подчиненных и т.п.

В организации эти методы служат средством прямого воздействия на процесс производства товаров и труд работников, что позволяет координировать выполнение ими отдельных функций или решения общей задачи. Это создает благоприятные условия для существования и развития управляемой системы, оказывает целенаправленное воздействие на объект управления. К характерным особенностям прямого воздействия относится непосредственная связь руководителя и подчиненного. Однако в целом прямые воздействия в конечном счете ведут к усилению пассивности подчиненных, а иногда и к скрытому неповиновению. Поэтому наиболее эффективны косвенные методы воздействия, которые осуществляются посредством постановки задачи и создания стимулирующих условий. [11,c. 97-98]

Способы административного воздействия:

1)                 Организационные воздействия:

   Устав предприятия;

      штатное расписание;

      положение о подразделениях;

      должностные инструкции;

      организация рабочего места;

      коллективный договор;

      правила трудового распорядка;

      организационная структура управления.

Эти документа (кроме устава) могут оформляться в виде стандартов организации и обязательно вводятся в действие приказом руководителя организации.

В организации, где имеется высокий уровень организационных воздействий, доведённых до стандартов организации и регламентов управления, высокая трудовая и исполнительная дисциплина, значительно снижается надобность в применении распорядительных действий. Те организации, которые не довели действия до стандартов и регламентов, нуждаются в постоянном оперативном распорядительном воздействии, и на них, предположительно, будут хуже конечные результаты производства.

С другой стороны, реализация организационных воздействий в значительной степени зависит от менталитета работников, их желания соблюдать инструкции и работать по правилам, утверждённым администрацией. Сотрудник европейской организации соблюдает установленные в организации правила как само собой разумеющееся, и любое их нарушение рассматривается как ЧП.

Работник белорусской организации рассматривает внутрифирменные стандарты как заданное ограничение, которое исходя из его личного интереса, можно нарушать, когда «дремлет бдительного око начальства». Как следствие, – многочисленные случаи нарушения трудовой дисциплины, хищения материалов и готовой продукции, высокий процент брака и низкая исполнительная дисциплина. Это типичное проявление азиатского русского менталитета, где эти случаи не подлежат общественному порицанию. Поэтому использование организационного воздействия эффективно с параллельным применением социально-психологических методов и воспитанием корпоративной культуры.

2)  Распорядительные воздействия:

      приказы;

      распоряжения;

      указания;

      инструктирование;

      наставления;

      целевое планирование;

      нормирование труда;

      координация работ;

      контроль исполнения.

Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путём прямого административного регулирования. 

Наиболее категоричная форма распорядительного воздействия – приказ. Его невыполнение влечёт за собой соответствующую санкцию (наказание). Приказ обычно состоит из 5-ти частей: констатация ситуации (события), меры по устранению недостатков или обеспечению административного регулирования, выделенные ресурсы для реализации решения, сроки исполнения решения, контроль исполнения.

1)     Материальная ответственность и взыскания:

      ответственность за задержку трудовой книжки;

      добровольное возмещение ущерба предприятию;

      удержания из заработной платы;

      депремирование;

      полная материальная ответственность;

      коллективная материальная ответственность.

2)       Дисциплинарная ответственность и взыскания:

      замечание;

      выговор;

      строгий выговор;

      понижение в должности;

      увольнение.

3)       Административная ответственность:

      предупреждения;

      штрафы;

      возмездное изъятие предметов;

      административный арест;

      исправительные работы.

 

Таблица 1.1 - Позитивные и негативные воздействия методов административного управления

Позитивный метод воздействия

Негативный метод воздействия

1.       Рост уровня регламентации управления

(организационное воздействие):

1.1   Наличие хорошо проработанного устава организации со свободным доступом  к нему работников.

1.2   Развитие партнерских отношений администрации и профсоюзов через коллективный договор.

1.3   Разработка чётких Правил внутреннего трудового распорядка и работа с персоналом в соответствии с ГК и КЗоТ.

1.4   Наличие чёткой организации и штатных структур и их ежегодная корректировка в связи с изменениями условий производства.

1.5   Разработка чётких положений о подразделениях, регламентирующих административные и функциональные связи внутри организации.

1.6   Наличие чётких должностных инструкций с определением функциональных особенностей работника и нормированием труда.

1.7   Развитие контрактной системы организации и оплаты труда и увеличение удельного веса сотрудников, имеющих контракты.

1.       Неэффективное организационное воздействие на персонал:

1.1.                Типовой устав организации,  хранящийся за «семью печатями».

1.2.    Принятие формальных коллективных договоров (или отсутствие их в организации) и конфронтация с профсоюзами.

1.3.    Использование типовых или устаревших Правил внутреннего трудового распорядка, работа с персоналом с нарушением КзоТ и ГК.

1.4.    Отсутствие или пользование устаревшей организационной структурой, наличие в штатном расписании «подснежников».

1.5.    Отсутствие или пользование устаревшими положениями о подразделениях, не отвечающими условиям производства.

1.6.    Отсутствие должностных инструкций, ориентация на устные указания руководства, использование устаревших инструкций.

1.7.    Отсутствие или ликвидация контрактной  системы организации и оплаты труда.

 

2.       Эффективные виды распорядительных

воздействий:

2.1   Чёткие приказы с указанием состояния вопроса, мероприятий, ресурсов, сроков и ответственных.

2.2   Чёткие распоряжения заместителей директора с указанием оперативных поручений.

2.3   Чёткие устные указания руководства на всех уровнях управления.

Применение системы контроля исполнения документов на предприятии.

2.       Неэффективные виды распорядительных  воздействий:

2.1   Расплывчатые или противоречивые приказы с констатацией состояния вопроса и без чётких мероприятий.

2.2   Расплывчатые или противоречивые распоряжения заместителей директора.

2.3   Нечёткие и противоречивые устные указания руководства.

2.4   Отсутствие системы контроля исполнения документов в организации или её низкая эффективность.

 

3.       Баланс между административными

методами  наказания и поощрения:

3.1.                Сокращение текучести персонала, анализ причин увольнения и разработка мер по их устранению.

3.2.                Увольнение работников по инициативе администрации только в случае гр.ого нарушения внутренних нормативных документов.

3.3.                Исключительное и редкое использование методов наказания сотрудников (строгий выговор и выговор).

3.4.                Эффективное применение методов административного поощрения сотрудников за достигнутые результаты (повышение по должности, увеличение оплаты труда, направление на стажировку).

3.5.                Использование японского правила: упущения записываются, достижения поощряются.

4.       Дисбаланс между административными

методами наказания и поощрения:

4.1.                Рост текучести персонала, отсутствие  анализа причин увольнения.

4.2.                Безразличное отношение к увольнению сотрудников, расправа с неугодными и т. Д.

4.3.                Частое и не всегда обоснованное использование методов наказания сотрудников для острастки других.

4.4.                Отсутствие связи административного поощрения с достигнутыми сотрудником результатами (объявление выговора и затем повышение в должности).

4.5.                Отсутствие чётких правил наказания и поощрения.

 

Примечание. Источник: [8, c. 482]

 

Таким образом, административные методы управления – мощный рычаг достижения результатов поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. Идеальное условие их эффективности – высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления. Это особенно актуально в больших многоуровневых системах управления, к которым относятся крупные организации.

 

1.2 Классификация организационно-распорядительных методов управления и их характеристика

 

Организационно-распорядительные методы управления достаточно разнообразны по своей природе, однако их можно классифицировать по направлениям воздействия на четыре группы: распорядительные; организационно-стабилизирующие; дисциплинирующие; по характеру управляющего воздействия. Они всегда используются комплексно (Рисунок 1.2).

При этом организационно-стабилизирующие методы выполняют следующие функции (таблица 1.2).

 

Таблица 1.1 - Организационно-стабилизирующие методы

Регламентирование

Нормирование

Инструктирование

1. общеорганизационное

1. времени

1. предостережения

2. структурное

2. численности

2. разъеснения

3. должностное

3. величины

3. ознакомления

4. функциональное

4. выработки

4. советы и т.д.

 

5. относительности

 

Информация о работе Анализ и совершенствование организационно-распорядительных методов управления организацией