Анализ и пути совершенствования управления товарными запасами в магазине «Продукты»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы определяется необходимостью повышения эффективности управления товарными запасами на предприятиях торговли, а также повышения конкурентоспособности.
Фирмы стремятся увеличить оборачиваемость запасов, чтобы при меньшей площади складов и меньших затрат на содержание запасов, получить наибольший объем продажи и, следовательно, прибыли. Разумеется, идеальной была бы продажа «с колес», без всякого хранения. Однако, такая торговля многими видами товаров, невозможна, поэтому оборачиваемость запасов, является важным критерием, который тщательно анализируется фирмами.

Оглавление

Введение….……………………………………………................................ 3
1 Теоретические аспекты управления товарными запасами…………….5
1.1 Характеристика и виды товарных запасов…………………………… 5
1.2 Формирование товарных запасов…………………………………….. 7
1.3 Управление товарными запасами на предприятиях торговли………11
2 Анализ управления товарными запасами в магазине «Продукты»….15
2.1 Организационно – экономическая характеристика магазина «Продукты»….………………………15
2.2 Управление товарными запасами в магазине «Продукты»…………18
2.3 Анализ управления товарными запасами в магазине «Продукты»…21
3 Пути совершенствования управления товарными запасами в магазине «Продукты»…………………………………………………………………25
Заключение…………………………………..……………………………….29
Список использованных источников……………. …………….………….30

Файлы: 1 файл

курсов.docx

— 155.02 Кб (Скачать)

 

При анализе структуры  товарооборота в 2010 году по сравнению  с 2009 г. по некоторым группам товаров  произошло увеличение удельного  веса продаж в общем объеме товарооборота. Это такие группы, как мясо и  птица, рыба, фрукты, макаронные изделия  и т.д. Снизился удельный вес в  продажах колбасных изделий, сахара, коньяка и т.д.

 

 

2.3 Анализ  управления товарными запасами  в магазине «Продукты»

 

 

Для анализа товарных запасов  принято использовать следующие показатели. Объем товарных запасов может измеряться в натуральном и стоимостном выражении. На практике определяют три вида данного показателя [12, c.175]:

– минимально допустимый объем, свидетельствующий о необходимости пополнения товарных запасов

– максимальный объем, характеризующий предельную величину товарных запасов,

– резервный объем, гарантирующий владельцу бесперебойную работу предприятия в непредвиденных случаях.

 

Таблица 3 – Анализ товарных запасов в магазине «Продукты» за 2009 – 2010 гг., тыс. руб.

 

Товарные группы

2009 г.

2010 г.

Минимально допустимый запас

Максимально допустимый запас

Резервный объем запасов

2009 г.

2010 г.

1

2

3

4

5

6

7

Колбасные изделия

174812,6

339136,4

69925,0

440877,3

266064,7

101740,9

Ликеро-

водоч. изделия

130844,3

253838

52337,7

329989,4

199145,1

76151,4

Кондитерские изделия

133744,3

259464

53497,7

337303,1

203558,9

77839,1

Молочные

продукты

118745,1

230365,5

47498,0

299475,1

180730

69109,6

Хлебобулочные изделия

98385,8

190868,5

39354,3

248129,0

149743,2

57260,5

Мясо и птица

68747,0

133369,3

27498,8

173380,0

104633

40010,7

Рыба с/м

87136,3

169044,6

34854,5

219757,9

132621

50713,3

Фрукты

40888,2

79323,2

16355,3

103120,1

62231,9

23796,9

Пиво

45698,0

88654,2

18279,2

115250,4

69552,4

26596,2

Сыры твердые и плавленые 

33208,5

64424,6

13283,4

83751,9

50543,4

19327,3

Вино

42089,4

81653,4

16835,7

106149,4

64060,0

24496,0

Безалкогольные напитки

26958,7

52300,0

12131,4

67990,0

41031,2

15690,0

Мороженое

23209,0

45025,5

10444,0

58533,1

35324,1

13507,6

Сахар

16409,1

31833,7

7384,1

41383,9

24974,7

9550,1

Коньяк

20699,1

40156,2

9314,5

52203,1

31504,0

12046,8

Масло животное

12137,7

23547,2

5461,9

30611,4

18473,6

7064,1

Табачные

изделия

11352,6

22024,0

5108,6

28631,2

17278,6

6607,2

Яйцо птицы

11249,4

21823,9

5062,2

28371,1

17121,6

6547,1

Майонез

11293,9

21910,2

5082,2

28483,2

17189,3

6573,0

Сельдь соленая

17499,2

33948,5

7874,6

44133,0

26633,8

10184,5

Овощи

9401,4

18238,7

4230,6

23710,3

14308,9

5471,6

Масло растительное

10871,4

21090,6

4892,1

27417,8

16546,3

6327,1

             Окончание таблицы 3

1

2

3

4

5

6

7

Шампанское

10891,2

21129,0

4901,0

27467,7

16576,5

6338,7

Крупы

9135,9

17723,6

3197,5

23040,7

13904,8

5317,0

Кофе

10858,8

21066,1

3800,6

27386,0

16527,1

6319,8

Консервы

рыбные

10786,3

20925,4

3775,2

27203,0

16416,7

6277,6

Чай

10699,5

20757,1

3744,8

26984,2

16284,7

6227,1

Макаронные изделия

5709,7

11076,9

1998,4

14400,0

8690,2

3323,0

Мука

3929,7

7623,7

1375,4

9910,8

5981,0

2287,1

Консервы

мясные

2319,8

4500,4

811,9

5850,6

3530,7

1350,1

Маргариновая продукция

3209,7

6226,9

1123,4

8095,0

4885,2

1868,0


 

Данные, представленные в  таблице 3, говорят о достаточном  объеме запасов и резервов в магазине «Продукты». Резерв запасов как в 2009 году, так и в 2010 может обеспечить бесперебойные поставки с учетом роста товарооборота на 50% например в праздничные дни, когда рост объема продаж возрастает в несколько раз. Об этом свидетельствуют представленные расчеты, которые показывают, что фактический товарооборот выше минимально допустимого значения и ниже максимально допустимого значения. Эти факты характеризуют уровень запасов как стабильный.

Потребность организации  в запасах зависит от быстроты их оборачиваемости. Оборачиваемость  запасов характеризуется двумя  показателями: временем обращения и  скоростью товарооборота [13, c.213].

 

Таблица 4 –  Показатели оборачиваемости товарных запасов магазина «Продукты» за 2009 – 2010 гг.

Наименование   показателя

Единица измерения

Базисный период (2009 г.)

Отчетный период (2010 г.)

Отклонение

абсолютное

относительное, %

Средние запасы

тыс. руб.

683056,7

780643,3

97586,6

14,3

Однодневный ТО

тыс. руб.

13523,9

15207,3

1683,4

12,4

Время обращения

дни

50,5

61,7

11,2

22,2

Скорость обращения

дни

5,1

4,7

- 0,4

- 7,8


 

Средние товарные запасы имеют  тенденцию к возрастанию. Так, в  отчетном периоде их величина составила 780643,3 тыс. руб., что больше базисного  периода на 97586,6 тыс. руб. или на 14,3 %. Время обращения товаров составляет 61,7 дней, а скорость обращения в  количестве оборотов за год средних  запасов – 4,7 раза, то есть средние запасы за год сделали 4,7 оборота. Скорость снизилась на 7,8 %. Это связано с увеличением товарных запасов. Каждое предприятие старается ускорить скорость обращения товарных запасов, это влияет на общее состояние и прибыльность деятельности.

Проанализировав управление товарными запасами и товарооборотом и в магазине «Продукты», можно сделать следующие выводы:

– площадь и объём склада для хранения товарных запасов в магазине «Продукты» используются очень эффективно;

– средние товарные запасы имеют тенденцию к возрастанию;

– скорость обращения товарных запасов снизилась на 7,8 %. Это связано с тем, что в отчётном периоде количество товарных запасов увеличилось;

– магазин «Продукты» имеет стабильный уровень товарных запасов, так как фактический товарооборот выше минимально допустимого значения и ниже максимально допустимого значения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                               

  1. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ В МАГАЗИНЕ «ПРОДУКТЫ»

 

Даже лучше всего подготовленные стратегии и тактики управления товарными запасами требуют постоянных усовершенствований, которые связаны  с постоянно происходящими изменениями  во внешней среде.

Любое предприятие в условиях рыночной экономики постоянно осуществляет планирование своей деятельности. Планирование товарных запасов следует за планированием  оборота, поскольку объем оптового товарооборота, служит основой разработки плана запасов [14, c.185].

Первым этапом разработки прогноза размера товарных запасов  есть всесторонний экономический анализ предыдущей деятельности. Результаты анализа, выявленные тенденции и  выводы служат основой заключения прогнозов.

На втором этапе определяются факторы, которые будут влиять на развитие того сектора рынка, где  работает предприятие. Отбираются и  оцениваются количественно важнейшие  факторы и с их помощью рассчитываются варианты прогноза запасов.

В магазине «Продукты» бывают такие ситуации, когда товар не поставляется в нужное время. Поэтому  большое внимание следует уделить  выбору поставщиков.

Критерии при выборе поставщика не должны ограничиваться ценой и  качеством товара. Кроме них можно  привести целый ряд существенных требований к поставщику, которые  могут быть более важны для  предприятия. В числе таких требований находятся:

– надежность поставщика;

– возможность получения товарного кредита;

– ритмичность и оперативность поставок;

– уровень технологического консультирования;

– широта ассортимента и т.д.

Предприятие должно определить для себя наиболее существенные критерии, и качественно проработать рынок, исследовав различные варианты поставок. На практике выбор часто определяется личными отношениями. Магазин должен выбирать не одного основного поставщика и работать  с ним одним, а с 3-мя – 5-ю разными. Внезапное прекращение поставок одним из поставщиков неспособно значительно ограничить возможности предприятия. Применение такого деления повышает надежность функционирования предприятия, но увеличивает затраты, т.к. снижается разовый объем закупаемых партий товара и, соответственно, оптовая скидка.

Целесообразным будет  применения классификационного подхода  к управлению запасами (ABC анализ). Его идея состоит в использовании классификации запасов и выделении трех групп – А, В, и С, в зависимости от степени влияния данного вида запасов на возрастание товарооборота предприятия. К группе А относят запасы, реализация которых вносит наибольший вклад в объем товарооборота в денежном выражении. К этой группе относятся запасы, которые обеспечивают 70% объема реализации. Как правило, их удельный вес в объеме запасов в натуральном выражении не превышает 10%. К группе В относят запасы среднего уровня важности, которые обеспечивают 20% объема реализации предприятия. Их удельный вес в натуральном выражении, как правило, составляет около 20%. Товарные запасы, реализация которых имеет незначительный вклад в объем товарообороту, порядка 10%, относят к группе С. Достаточно часто они составляют значительную часть в объеме запасов в натуральном выражении, – около 70% .

Пример ABC анализа по поставщикам магазина «Продукты» можно увидеть в таблице 5.

 

Таблица 5 – ABC анализ по поставщикам магазина «Продукты»

 

Наименование поставщика

Объем поставленной продукции в 2009 г.,

тыс. руб.

Объем поставленной продукции в 2010 г.,

тыс. руб.

ИТОГО, тыс. руб.

Доля в обороте

Доля в обороте с накопительным итогом

Группа

ВСЕГО по поставщикам

444 439

443 318

887 757

100,0%

   

ОАО «Жлобинский мясокомбинат»

84 362

88 543

172 905

19,5%

19,5%

А

КДУП "Гомельский винодельческий завод"

68 544

68 342

136 886

15,4%

34,9%

А

КУП «Гормолзавод»

45 370

43 698

89 068

10,0%

44,9%

А

ОАО "Слуцкий мясокомбинат"

41 533

43 753

85 286

9,6%

54,5%

B

ОАО «Спартак»

35 987

36 425

72 412

8,2%

62,7%

B

ОАО «Минскрыбпром»

34 653

35 695

70 348

7,9%

70,6%

B

ОАО «Брандко»

27 515

25 467

52 982

6,0%

76,6%

B

ОАО «Гомельский жировой комбинат»

23 453

23 879

47 332

5,3%

81,9%

C

ОАО «Оршасырзавод»

21 988

20 657

42 645

4,8%

86,7%

C

ОАО "Молочное кружево»

20 688

19 538

40 226

4,5%

91,3%

C

ОАО «Криница»

12 675

11 454

24 129

2,7%

94,0%

C

ОАО "Речица пиво"

10 738

11 879

22 617

2,5%

96,5%

C

ОАО «Слодыч»

8 390

7 532

15 922

1,8%

98,3%

C

СООО «Ингман мороженое»

8 543

6 456

14 999

1,7%

100,0%

C


 

Такой анализ поможет выделить таких поставщиков товаров, удельный вес которых следует увеличивать (группа А), и поставщиков, от завоза товаров которых целесообразнее отказаться (часть группы С).

Таким образом, для обеспечения  бесперебойного снабжения покупателей  и избежания потерь в выручке из-за отсутствия требуемого товара в магазине, можно дать следующие рекомендации:

1) систематически отслеживать динамику спроса;

2) контролировать динамику реализации товаров;

3) иметь некоторый страховой запас, предназначенный для покрытия возможного дефицита товаров в случае повышенного спроса, либо при непредвиденном увеличении срока исполнения заказа поставщиком. Также страховой запас рекомендуется иметь при высоком риске частичного неисполнения размещенного заказа.

Большое внимание следует  уделять хранению товаров, так как  это поможет избежать потерь (рис. 2).

 

Основополагающие


принципы хранения


                      

                         



 

Непрерывность соблюдения условий  хранения


Экономическая


эффективность

Систематичность


контроля

Защита от


неблагоприятных

внешних

воздействий


 

 


 

 

 

 

 

  Рисунок 2 – Основополагающие принципы хранения

 

Непрерывность соблюдения условий  хранения заключается в обязательности соблюдения на всех этапах товарной стадии установленных требований к климатическому и санитарно-гигиеническому режимам [15, c.46].

Защита  от неблагоприятных внешних воздействий  – это предохранение товаров  от воздействий климатических  условий. Обязательно доведение до заинтересованных субъектов необходимых сведений об условиях и сроках хранения.  Это достигается путем проведения инструктажа работающих о нормативных и технических документах.

  Систематичность контроля – это  проведение периодического контроля. Обязательному контролю подлежат  товары краткосрочного хранения.

Экономическая эффективность  – способность сохранять товары с наименьшими потерями и рациональными затратами на хранение.

Для достижения перечисленных  принципов необходимо выбрать оптимальный  метод хранения товаров, который  будет способствовать оптимальной  загрузке складских помещений. Предприятию  необходимо наладить цепочку товародвижения, определять на каждом этапе оптимальный объем закупок, соответствующий спросу.

Информация о работе Анализ и пути совершенствования управления товарными запасами в магазине «Продукты»