Анализ и оценка безубыточности деятельности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы обуславливается тем, что основной целью деятельности коммерческого предприятия в современной экономике является получение прибыли. Именно при этом условии предприятие может стабильно существовать и обеспечивать себе основу для роста. В связи с этим все больше возрастает интерес к проблемам прибыльности деятельности предприятия. Весьма важным аспектом данного вопроса является концепция безубыточности деятельности организации как первого шага к получению бухгалтерской, а впоследствии и экономической прибыли.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….3
1.Теоретические аспекты определения «точки безубыточности» ...........................................5
1.1. Точка безубыточности – как объект управленческого учета…………………………….5
1.2. Методика определения точки безубыточности…………………………………………... 6
2. Анализ и оценка безубыточности деятельности организации ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат»………………………………………………………………………………… 11
2.1. Общая организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат»……………………………………………………………. 11
2.2. Анализ финансовых результатов ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат»…………… 17
2.3. Анализ безубыточности деятельности ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат»……. 19
2.4. Пути повышения эффективности деятельности ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат»………………………………………………………………………………… 25
Заключение……………………………………………………………………………………… 29
Библиографический список…………………………………………………………………. 31

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_3_kurs_1 (3).doc

— 432.00 Кб (Скачать)

 

Графическое исполнение точки безубыточности ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат» за 2011-2012 гг. рассмотрим на рисунке 3, 4.


                               74620,2

Объем реализации, %

Рисунок 3 - Точка безубыточности ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат» за 2011 г.

 


                                     214630,0

Объем реализации, %

Рисунок 4 - Точка безубыточности ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат» за 2012 г.

Итак, чтобы быть безубыточной, ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат» в 2011 необходимо было реализовать продукции на сумму не меньшую, чем 74620,2 руб., что на 34492,9 больше, чем в 2010 г., а в 2012 г. на сумму 214630,0 тыс.руб., что было также больше уровня 2011 г. на 140009,8 тыс.руб.

Проведем анализ степени влияния различных факторов на изменение суммы прибыли от реализации хлеба «Пшеничный» в 2012 году (способом цепной подстановки).

Прибыль от реализации пшеничного хлеба (П) равна:

П = (Ц – С) * О

где Ц – цена 1 булки пшеничного хлеба (в 2011 году – 25,3 руб., в 2012 году – 26,4 руб.)

С – себестоимость 1 булки пшеничного хлеба (в 2011 году – 25,06 руб., в 2012 году – 26,09 руб.),

О – объем реализации пшеничного хлеба.

Прибыль от реализации пшеничного хлеба составила:

– в 2011 г.: (25,3 – 25,06) * 112081 = 26899,44 руб.,

– в 2012 г.: (26,4 – 26,09) * 133021 = 41236,51 руб.

Общее изменение прибыли (∆П) от реализации пшеничного хлеба в 2012 г. по сравнению с 2011 г.:

∆П = П2012 – П2011

где П2012 – прибыль от реализации пшеничного хлеба в 2012 году,

П2011 – прибыль от реализации пшеничного хлеба в 2007 году.

∆П = 41236,51 – 26899,44 = 14337,07 руб.

Отклонение прибыли за счет изменения цены реализации пшеничного хлеба (∆Пусл1):

∆Пусл1 = Пусл.1 – П2010,

где Пусл.1 – прибыль от реализации пшеничного хлеба в 2011 году по ценам реализации 2012 года:

Пусл.1 = (Ц2012 – С2011) * О2011,

где Ц2012 – цена 1 булки пшеничного хлеба в 2012 г.,

С2011 – себестоимость 1 булки пшеничного хлеба в 2011 г.,

О2010 – объем реализации пшеничного хлеба в 2010 г.

Пусл.1 = (6,4 – 5,06) * 112081 = 150188,54 руб.

∆Пусл1 = 150188,54 – 26899,44 = 123289,1 руб.

Отклонение прибыли за счет изменения себестоимости пшеничного хлеба (∆Пусл2):

∆Пусл2 = Пусл2 – Пусл.1, (9)

где Пусл.2 – прибыль от реализации пшеничного хлеба в 2011 году по ценам реализации и себестоимости 2012 года:

Пусл.2 = (Ц2012 – С2012) * О2011, (10)

где С2012 – себестоимость 1 булки пшеничного хлеба в 2012 г.

Пусл.2 = (6,4 – 6,09) * 112081 = 34745,11 руб.,

∆Пусл2 = 34745,11 – 150188,54 = – 115443,43 руб.

Отклонение прибыли за счет изменений в объеме реализации (∆Пусл3):

∆Пусл3 = П2012 – Пусл.2, (11)

∆Пусл3 = 41236,51 – 34745,11 = 6491,4.

Правильность расчетов отклонения прибыли за счет влияния различных факторов можно проверить следующей формулой:

∆П = ∆Пусл1 + ∆Пусл2 + ∆Пусл3 (12)

И, действительно:

14337,07 руб. = 123289,1 + (– 115443,43) + 6491,4 руб.

Таким образом, влияние всех факторов на величину прибыли составило 14337,07 руб., в том числе, за счет изменения:

  • отпускной цены пшеничного хлеба: + 123289,1 руб.,
  • количества реализованной продукции: + 6491,4 руб.,
  • себестоимости пшеничного хлеба: – 115443,43 руб.

 Следует также обратить  внимание на тот факт, что в 2011 г. запас финансовой прочности  составил 517150,8 тыс.руб., и это на 26528,1 тыс.руб. больше, чем в 2010 г.. Следовательно, удельный вес «прибыльной зоны» в 2011 вырос. Однако в 2012 г. по сравнению с 2011 г. запас финансовой прочности снизился на 106432,8 тыс.руб.

Следовательно, критический объем производства (или порог рентабельности) зависит от величины постоянных расходов предприятия, переменных затрат и продажной цены. Воздействуя на перечисленные факторы, предприятие может управлять суммой прибыли. Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда влечет за собой более сильное изменение прибыли.

 

2.4. Пути повышения эффективности деятельности ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат»

 

Следовательно,  важным  направлением  улучшения  использования экономического потенциала  предприятия  является  изыскание  резервов дальнейшего увеличения суммы прибыли. 

С  этой  целью  предлагаются  вариантные  расчеты  прогнозирования  прибыли от продаж при изменении различных условий.

Рассмотрим несколько случаев управленческих решений с учетом возможностей ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат» и потребностей рынка:

1.  Проводится рекламная компания предприятия, на что потребуется 400 тыс. руб. и что позволит увеличить объем продаж на 6%.

Таблица 5 -  Затраты на рекламную компанию предприятия и влияние на показатель объема продаж в 2011-2012 гг.

Показатель

2011 г.

2012 г.

Изменение

2012/2011, %

Сумма,

тыс. руб.

Уд. вес в общей сумме затрат,

%

Сумма,

тыс. руб.

Уд. вес в общей сумме затрат,

%

     Реклама

1181

0,4

1581

0,5

133,8

Объем продаж, тыс. руб. (планируемая)

310261

-

328877

-

106


 

2. Увеличивается цена продажи продукции на 3 %, что приведет к снижению количества продаж на 7 %.

Таблица 6 - Калькуляции плановой себестоимости производства хлеба на предприятии в 2011 - 2012 гг.

Показатель

2011 г.

2012 г.

Изменение

2012/2011, %

Сумма

Уд. вес в общей сумме затрат,

%

Сумма

Уд. вес в общей сумме затрат,

%

Цена продажи продукции 1 тонны (с НДС), руб.

25830,32

-

26605,23

-

103

Объем продаж, тыс. руб. (планируемая)

310261

-

288542,73

-

93


 

3. Снижается продажная цена на 10 %, что приведет к росту количества продаж на 4%.

Таблица 7 -  Влияние показателя продажной цены на количество продаж в 2011 - 2012 гг.

Показатель

2011 г.

2012 г.

Изменение

2012/2011, %

Сумма

Уд. вес в общей сумме затрат,

%

Сумма

Уд. вес в общей сумме затрат,

%

Продажная цена 1 тонны (с НДС), руб.

25830,32

-

23247,288

-

90

Объем продаж, тыс. руб. (планируемая)

310261

-

322671,44

-

104


 

4. Качество продукции улучшится, что приведет к росту переменных затрат на 5 руб. на шт., и повысит цену на 12%, но объем продаж снизится на 18 %.

Таблица 8 -  Влияние показателя переменные затраты на цену реализации и объем продаж продукции предприятия в 2011-2012 гг.

Показатель

2011 г.

2012 г.

Изменение

2012/2011, %

Сумма

Уд. вес в общей сумме затрат,

%

Сумма.

Уд. вес в общей сумме затрат,

%

Переменные затраты за 1 единицу продукции, руб.

12

-

17

-

5

Объем продаж, тыс. руб. (планируемая)

310261

-

254414,02

-

82

Цена реализации продукции, руб.

25,83

-

28,92

 

112


 

Предприятие ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат» производит продукцию, в среднем по цене 23 руб. за штуку, за 2012 г. было реализовано 27189043,48 шт. продукции (в том числе 17,72 руб. – переменные  издержки за шт.),  а  общая  сумма  постоянных  расходов– 49311 тыс. руб.

Базовые условия:

Выручка от реализации – 625348 тыс. руб.

Переменные издержки (ПР) – 481675 тыс. руб.

Маржинальный доход – 143673 тыс. руб.

Постоянные издержки – 49311 тыс. руб.

Прибыль (П) – 94362 тыс. руб.

В таблице 9 приведены характеристики управленческих решений в денежном выражении.

 

 

Таблица 9 - Значения факторов, влияющих на точку безубыточности и операционную прибыль

Факторы

2012 г.

Ситуации

1

2

3

4

Постоянные затраты (планируемые), руб.

49311000

49711000

49311000

49311000

49311000

Переменные затраты на 1 шт., руб.

17,72

17,72

17,72

17,72

22,72

Продажная цена, руб.

23,00

23,00

23,69

20,70

25,76

Количество продаж, изделий

27189043,5

28820386,09

25285810,4

28276605,22

22295015,65


 

Для каждого случая управленческого решения необходимо определить точку безубыточности и рассчитать величину операционной прибыли таблица 10.

Таблица 10 - Точка безубыточности и величину операционной прибыли

Факторы

2012

Ситуации

1

2

3

4

1. Постоянные затраты, руб.

49311000

49711000

49311000

49311000

49311000

2. Переменные затраты  на 1 шт., руб.

17,72

17,72

17,72

17,72

22,72

3. Продажная цена, руб.

23

23

23,69

20,7

25,76

4. Количество продаж, шт.

27189043,5

28820386,09

25285810,43

28276605,22

22295015,65

5. Величина маржи-нального  дохода руб. за шт. (стр.3-стр.2)

5,28

5,28

5,97

2,98

3,04

6. Точка безубыточности  шт., (стр.1/стр5)

9331738,9

9407435,916

8253958,809

16523892,85

16198215,92

 

Продолжение таблицы 10

7. Количество продаж, которые  обеспечат получение прибыли, шт. (стр.4-стр.6)

17857304,6

19412950,17

17031851,63

11752712,37

6096799,73

8. Величина прибыли, руб.(стр.5*стр.7)

94362000

102582380

101752099,2

35072728

18560024,94


 

Из проведенного анализа видно, что при принятии первого управленческого решения резкое повышение уровня постоянных затрат (на 400 тыс. руб.) приведет к росту значения точки безубыточности до 9407435,916 шт. Количество продукции непосредственно приносящих прибыль, вырастит по сравнению с 2012 г. до 19412950,17 шт. Что при неизменном значении маржинального дохода приведет к увеличению прибыли на 8220380 руб.

При реализации второго управленческого решения повышение цены на 3% обеспечится рост маржинального дохода до 5,97 руб. за шт., что приведет к снижению значения точки безубыточности до 8253958,809  шт. продукции. Несмотря на снижение продаж на 7%, прибыль увеличивается почти на 7390099,2 руб.

При реализации третьего управленческого решения снижение продажной цены на 10% приводит к падению величины маржинального дохода до 2,98 руб. за шт. И в результате увеличения количества продаж на 4% прибыль предприятие снизится до 35072728 руб.

В рассматриваемом управленческом решении резкое повышение цены (на 12%), и роста переменных затрат (с 17,72 до 22,72 руб.), приводит к уменьшению маржинального дохода. В результате этого значение точки безубыточности растет до 16198215,92 шт. Прибыль составит 18560024,94 руб., т. е. уменьшится по сравнению с 2012 г. на 75801975 руб.

 В таблице 11 представлены результаты прогнозирования безубыточности на ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат».

 

 

Таблица 11 - Результаты анализа прогнозирования безубыточности на ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат»

 

Показатели

2012 г.

Ситуации

1

2

3

4

Прибыль от продаж, тыс.руб.

94362

102582

101752

35073

18560


 

Результаты анализа прогнозирования безубыточности показывают, что третье (снижение продажной цены на 10%) и четвертой (улучшение качества продукции, что приведет к росту переменных затрат на 5 руб. на шт., и повысит цену на 12%, но объем продаж снизится на 18%) управленческое решение неприемлемо, так как в случае предприятие прибыль на предприятии снизится. Прибыль, превышающая в 2012 г., обеспечивается в управленческих решений 1, 2, т. е. в тех случаях, когда предприятие планирует повысить цены при одновременном снижении объема продаж; планирует провести рекламную кампанию.

При выборе одного из этих вариантов, результаты, реализации которых близки, следует проверить данные маркетинговых исследований.

Информация о работе Анализ и оценка безубыточности деятельности организации