Анализ предпочтений потребителей банковских услуг на основе метода ELECTRE I

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 00:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ предпочтений потребителей банковских услуг на основе метода ELECTRE I.
Для решения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
разработать анкету экспертного опроса, организовать и провести анкетирование;
провести первичную обработку данных экспертного опроса;
построить индивидуальные матрицы согласия, несогласия;
построить ядро альтернатив для выбранных пороговых уровней согласия и несогласия, произвести выбор оптимальной альтернативы;
провести анализ компетентности респондентов, сформировать группы респондентов с однородными оценками;
провести анализ противоречивости экспертных суждений;
реализовать методику построения групповой оценки предпочтительности банков с учетом компетентности респондентов.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Теоретические основы экспертного оценивания 5
1.1 Основные понятия теории экспертных оценок 5
1.2 Обработка экспертных оценок 7
1.3 Метод ELECTRE I 9
1.4 Проверка согласованности экспертных оценок 12
Глава II. Анализ предпочтений потребителей банковксих услуг 15
2.1 Построение индивидуальных оценок предпочтительности банков города Орла 15
2.2 Проверка согласованности экспертных суждений 19
2.3 Анализ компетентности экспертов 22
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 1.38 Мб (Скачать)

 

По всем критериям коэффициенты оказались очень невысокими. Соответственно согласованность между респондентами была очень мала.

Для получения более адекватных оценок была предпринята попытка  разбить группу респондентов на группы по какому-либо признаку с целью получения групп однородных и согласованных оценок.

После изучения информации о респондентах были предложены следующие критерии для разбиения всей совокупности на группы:

  1. Частота пользования:
      • Кредитами;
      • Депозитами;
      • Денежными переводами;
      • Банковскими картами;
  2. Возраст (больше среднего и меньше среднего);
  3. Уровень дохода (больше среднего и меньше среднего);
  4. Пол.

После разбиения общей совокупности на группы были вычислены коэффициенты конкордации для каждой из групп. Результаты расчетов приведены в табл. 8-10.

Таблица 8

Значения коэффициентов конкордации Кенделла

Критерий

ДЕПОЗИТЫ

Ден. Переводы

Часто

Иногда

Редко

Никогда

Иногда

Никогда

Средняя % ставка по кредиту

0,083

0,628

0,129

0,631

0,096

0,185

Средняя % ставка по вкладам 

0,037

0,843

0,296

0,506

0,056

0,322

Уровень обслуживание банк. карт

0,031

0,731

0,079

0,549

0,046

0,295

Услуги по денежным переводам

0,093

0,500

0,091

0,093

0,094

0,167

Количество отделений

0,206

0,676

0,582

0,178

0,135

0,355

Спектр услуг

0,036

0,824

0,515

0,409

0,044

0,389

Качество обслуживания

0,060

0,386

0,333

0,363

0,100

0,263


 

Таблица 9

Значения коэффициентов конкордации  Кенделла

Критерий

Доход

ВОЗРАСТ

ПОЛ

< среднего

> среднего

< среднего

> среднего

м

ж

Средняя % ставка по кредиту

0,175

0,025

0,082

0,059

0,045

0,090

Средняя % ставка по вкладам

0,118

0,111

0,182

0,020

0,191

0,048

Уровень обслуживание банк. карт

0,135

0,141

0,147

0,084

0,159

0,115

Услуги по денежным переводам

0,081

0,080

0,108

0,056

0,237

0,052

Количество отделений

0,115

0,323

0,170

0,161

0,184

0,173

Спектр услуг

0,044

0,254

0,109

0,089

0,095

0,087

Качество обслуживания

0,061

0,118

0,014

0,057

0,116

0,021


 

 

Таблица 10

Значения коэффициентов конкордации  Кенделла

Критерий

Банк. Карты

Кредиты

Часто

Иногда

Редко

Часто

Иногда

Средняя % ставка по кредиту

0,075

0,289

0,071

0,089

0,123

Средняя % ставка по вкладам

0,051

0,348

0,219

0,042

0,284

Уровень обслуживание банк. карт

0,033

0,232

0,818

0,019

0,211

Услуги по денежным переводам

0,078

0,368

0,408

0,102

0,089

Количество отделений

0,120

0,449

0,386

0,183

0,166

Спектр услуг

0,050

0,584

0,636

0,038

0,345

Качество обслуживания

0,068

0,264

0,292

0,059

0,064


 

В результате выяснилось, что коэффициенты конкордации в целом не выросли  или же выросли незначительно, следовательно, формировать новые группы респондентов по данным критериям нецелесообразно. И от этой идеи пришлось отказаться.

Следующим шагом была попытка выделить из общей группы респондентов с противоречивыми оценками с целью исключения их оценок из дальнейшего исследования.

Анализ противоречивости мнения эксперта проводился с использованием оценки анормальности результатов при неизвестной генеральной дисперсии. Вычислялась вероятность того, что величина , где — средняя величина оценок экспертов, — диспрсия этих оценок, — значение оценки эксперта превзойдет некоторый заданный максимум :

Если вероятность  достаточно велика (например, больше 0,05-0,1), то гипотеза об анормальности мнения эксперта может быть отброшена, в противном случае – принята.

«Противоречивой» считалась оценка эксперта , для которой выполнялось неравенство:

с вероятностью, меньше заданной . Значения коэффициента заданы таблично.

В результате не было выявлено ни одного эксперта с противоречивыми оценками, т.к. ни для одного эксперта значения коэффициента не выходили за границы критической области.

Таким образом, использование этого  метода не принесло положительного результата.

2.3 Анализ компетентности экспертов

Очевидно, что эксперты, принимавшие  участие в опросе владеют разным уровнем знаний о банковских услугах и конкретных банках в целом. Следовательно, при построении групповой оценки необходимо учитывать компетентность экспертов.

Респондентам предлагалось заполнить 2 таблицы. Первая – оценка «самокомпетентности» по каждому из банков (шкала оценки от 1 до 5). Вторая – оценка компетентности респондента на основе опыта в пользовании услугами банков. Для определения частоты пользования использовалась шкала – {никогда, редко, иногда, часто}. В конечной оценке всех банков методом Electre I использовались оба вида оценки компетентности.

Для учета самокомпетентности респондентов сначала проводилась нормировка её значений по каждому из банков. Для  эксперта по банку складывались значения уровней компетентности всех экспертов  
и оценка каждого из экспертов была поделена на эту сумму. Полученное число использовалось как весовой коэффициент для конкретного банка при учете мнения эксперта в общей оценке.

Результат подобных действий для эксперта 1 представлен в табл. 11-14.

 

 

Таблица 11

Оценки эксперта №1

Критерий / Банк

A1

A2

A3

A4

A5

Средняя % ставка по кредиту 

4

6

6

4

8

Средняя % ставка по вкладам в рублях

6

5

4

4

8

Уровень обслуживание банк. карт

5

6

6

7

10

Услуги по денежным переводам

6

5

8

6

9

Количество отделений

4

6

7

7

8

Спектр услуг 

5

5

8

4

9

Качество обслуживания

4

4

6

6

10


Таблица 12

Оценка самокомпетентности эксперта №1

Банк

A1

A2

A3

A4

A5

Самокомпетентность эксперта

2

2

3

4

5


Таблица 13

Весовые коэффициенты для  эксперта №1

Банк

A1

A2

A3

A4

A5

Весовой коэффициент

0,038

0,038

0,057

0,075

0,094


Таблица 14

Оценки эксперта №1 с учетом «самокомпетентности»

Критерий / Банк

A1

A2

A3

A4

A5

Средняя % ставка по кредиту 

0,151

0,226

0,340

0,302

0,755

Средняя % ставка по вкладам  в рублях

0,226

0,189

0,226

0,302

0,755

Уровень обслуживание банк. карт

0,189

0,226

0,340

0,528

0,943

Услуги по денежным переводам

0,226

0,189

0,453

0,453

0,849

Количество отделений

0,151

0,226

0,396

0,528

0,755

Спектр услуг 

0,189

0,189

0,453

0,302

0,849

Качество обслуживания

0,151

0,151

0,340

0,453

0,943


Далее для каждого из экспертов была получена общая таблица с оценками по всем критериям для всех банков с учетом компетентности (таб. 15).

 

Таблица 15

Итоговый результат учета самокомпетентности для всех респондентов

Банк / Критерий

A1

A2

A3

A4

A5

Средняя % ставка по кредиту 

6,038

5,472

7,528

8,075

9,113

Средняя % ставка по вкладам  в рублях

5,132

4,962

6,849

7,943

8,245

Уровень обслуживание банк. карт

6,585

5,868

7,623

8,170

8,962

Услуги по денежным переводам

4,962

6,189

6,830

8,000

9,189

Количество отделений

4,679

5,679

6,472

7,943

9,585

Спектр услуг 

5,208

6,226

6,792

7,585

8,736

Качество обслуживания

5,755

5,906

7,340

8,113

8,208

Информация о работе Анализ предпочтений потребителей банковских услуг на основе метода ELECTRE I