Основные направления развития приграничных районов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – выяснить основные направления приграничных районов РФ, а так же выявить факторы, определивших их главенствующую роль в специализации определенного района.

Достижение поставленной цели опирается на решение следующих основных задач:

-анализ этапов исторического развития приграничных районов,

-выявление основных функций и задач этих районов,

-выявление отраслей специализации в приграничных районах РФ,

-выявление и анализ проблем и перспектив дальнейшего развития приграничных районов и их сотрудничества

Оглавление

Введение 3

1. Характеристика, особенности, проблемы приграничных районов России. 5

2. Направления хозяйственной деятельности приграничных районов. 15

3. Проблемы и перспективы развития приграничных районов. 35


Заключение 40


Список литературы 41

Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая работа по регионалистике(+).doc

— 457.50 Кб (Скачать)

     Федеральное агентство по образованию 

     Новокузнецкий филиал-институт

     Государственного  образовательного учреждения

     Высшего профессионального образования

     «Кемеровский  государственный университет» 
 

     Кафедра экономической теории 
 
 
 
 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА 

     по  экономической географии и регионалистике 

     «Основные направления развития приграничных районов  Российской Федерации» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      Новокузнецк 2011

             СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение                                                                                                         3

        1. Характеристика, особенности, проблемы приграничных районов России.                                                                                                                      5                                                                                                          

    2. Направления хозяйственной деятельности приграничных районов.   15

    3. Проблемы и перспективы развития приграничных районов.               35        

    Заключение                                                                                                     40                                                                                                                                                                          

    Список  литературы                                                                                       41                                                                         

    Приложения                                                                                                    42                                                                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     ВВЕДЕНИЕ 

       "Приграничные  районы" - территории в пределах административно-территориальных образований Российской Федерации и административно-территориальных единиц других государств мира, непосредственно примыкающие к границе.

       Приграничная  территория Российской Федерации включает в себя пограничную зону, российскую часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлены пограничный режим, пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к государственной границе Российской Федерации, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска.

    Актуальность темы исследования определяется постоянно возрастающей ролью приграничных районов в экономических международных связях в условиях глобализации стран, особенностью проблематикой функционирования и перспектив развития данных районов, формирования на их территории различных экономических зон.

    Объектом  исследования являются основные направления развития приграничных районов Российской Федерации .   

    Цель  данной курсовой работы – выяснить основные направления приграничных районов РФ, а так же выявить  факторы, определивших их главенствующую роль в специализации определенного района.

    Достижение  поставленной цели опирается на решение  следующих основных задач:

    -анализ этапов исторического развития приграничных районов,

    -выявление основных функций и задач этих районов,

    -выявление отраслей специализации в приграничных районах РФ,

    -выявление и анализ проблем и перспектив дальнейшего развития приграничных районов и их сотрудничества.

    В данной работе использованы:

    -исторический метод;

    -метод системного анализа;

    -картографический метод;

    -статистический метод. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1. Характеристика, особенности, проблемы  приграничных районов России. 

       Границы в современном мире отличаются большей транспарентностью, чем полвека назад. Разрушение таможенных и валютных границ, дававших в прошлом возможность национальным правительствам осуществлять полный контроль над богатствами своих стран объясняется как объективными политическими процессами, так и экономической целесообразностью. Альтернативой границе в этом случае является фиксация условной линии, обозначающей пределы национального суверенитета. Центральной категорией анализа феномена границ должно стать понятие приграничного – трансграничного региона (borderland), которое понимается как единое экономическое пространство.

       В настоящее время контактные функции  границ в России впервые за последние  десятилетия преобладают. При значительных контактных свойствах границы, пограничные  территории обладают существенным потенциалом  для саморазвития и могут быть отнесены к открытому типу приграничных районов

       В случае «победы» барьерных функций  формируются районы с пониженной активностью приграничного сотрудничества, отсутствием стабильных производственных, торговых, социальных и культурных связей между пограничными территориями. Для экономики и социума это катастрофическая ситуация.[4, с.35 - 46.]

       Приграничные  регионы занимают двойственное положение  в экономическом пространстве государства, будучи одновременно и центром связей, и периферией своего государства. Являясь  периферией страны, они становятся центром региона, жизнь которого определяется задаваемыми границей правилами. В некотором смысле можно даже говорить о региональной экономической однородности приграничья в противоположность внутригосударственной экономической гетерогенности.

       Приграничность приобретает всё большее значение и выступает в качестве нового территориального социально-экономического фактора развития. Пространство, прилегающее к линии границы может представлять собой мощнейший экономический, а затем политический и культурный центр страны, опирающийся на развитый транспортный комплекс и связанный с экономическим ядром-Центром (Вариант Санкт-Петербурга). Возможна и иная ситуация: относительно слабые центры экономической активности прижаты к границе и не опираются на инфраструктуру собственной страны.

       Развитие  приграничных регионов России имеет  большое значение не только для повышения  эффективности ее участия в мировой  экономике и международных экономических  отношений, но и для улучшения  региональных пропорций экономики. Адаптация региональных пропорций к рыночным условиям и открытости, в свою очередь, является важным условием повышения конкурентоспособности российского производства.

       Обособляясь от внешнего мира посредством границ, государство защищает интересы национальных производителей и потребителей и тем самым реализует свою протекционистскую функцию.

       Контактность  выражается в проводимости национальных границ для перемещения через  них товаров, людей, финансов, информации. Она обусловлена степенью либерализации внешних гуманитарных и экономических связей, регулируемых нормативно-правовыми актами; развитостью институтов, обеспечивающих двусторонние и многосторонние международные связи; уровнем развития пограничной инфраструктуры; уровнем экономического развития приграничных территорий и характером их участия в международных связях.

       В целом общей закономерностью  является прямая зависимость контактности границ от: уровня развития стран-партнеров, сходства уровней развития, однотипности экономических и правовых систем, взаимной близости и соседства. При неисполнении этих условий соответственно возрастает значение барьерных функций государственных границ.

       Проблематика  приграничья содержит в себе многие противоречия характерные для современного этапа развития. Среди них следует выделить противоречия между: глобализацией экономики, опирающейся на широкую либерализацию межгосударственных экономических отношений, и протекционистской сущностью государств. [3, с. 30 - 32.]

       Общая протяженность государственных  границ России равняется 60933 км, в том числе 38807 км морских. Среди 89 субъектов РФ у 48 одна из границ совпадает с межгосударственной, проходящей по морю, суше или рекам. По этому формальному признаку мы и определяем приграничные субъекты РФ. Причем у 21 межгосударственные границы являются старыми, унаследованными от советского периода. У стольких же они являются новыми, возникшими в связи с распадом СССР. У Астраханской, Калининградской и Ленинградской областей, Краснодарского края, Республик Дагестан и Алтай межгосударственные границы представляют собой сочетание старых и новых границ.

       От  Республики Карелия при движении на восток и до Республики Алтай  плотность населения в приграничных субъектах РФ существенно меньше среднероссийской - 8,6 чел. на кв. км. В  этом громадном по площади и протяженности окраинном ряду регионов небольшое исключение составляет только Приморский край. Наиболее высокую плотность населения - более 50 чел. на кв. км в остальной части периметра приграничных субъектов РФ имеют Краснодарский край, Калининградская и Белгородская области, республики Северная Осетия и Кабардино-Балкария.

       Только  у 6 субъектов РФ отношение денежных доходов населения к прожиточному минимуму выше среднего по России значения. Эти показатели в самом общем  виде отражают, с одной стороны, глубинное внутриматериковое размещение экономики страны, высокую долю ее ресурсной составляющей, а, с другой, бедность и социальное неблагополучие большинства приграничных регионов. Такая территориальная организация российской экономики имеет историческое объяснение. Положение вблизи государственной границы бывшего СССР сдерживало экономическое развитие приграничных территорий. Военноопасный, барьерный характер границ 20 - 60 гг. вынуждал размещать производство в глубинных районах страны. Кроме того большая часть пограничного периметра проходит по неосвоенным слабозаселенным пространствам российского Севера и Востока. Новые границы, возникшие в результате распада СССР, также проходят в своем большинстве по экономическим лакунам, расположенным между столичными и региональными центрами новых государств.

       В результате этого наследия пояс приграничных территорий сегодня в среднем  является менее развитым и экономически более депрессивным, чем схожие по уровню освоенности глубинные территории. Большинство регионов российского порубежья имеют крайне слабый потенциал участия во внешнеэкономических связях. Сегодня пояс приграничных субъектов РФ представляет собой своего рода структурный барьер вхождения России в мировую экономику.

       Исторически страны - непосредственные соседи играют важную экономическую и политическую роль для России. Они сильно различаются по размерам и структуре хозяйства, уровню развития, культурным особенностям. Необходимо подчеркнуть, что, будучи сравнительно бедной страной, Россия большей частью своего периметра граничит с еще более бедными странами. Особенностью является также и то, что большая часть приграничных территорий, соседних с Россией стран, являются менее развитыми их частями.

       Опыт  либерализации внешнеэкономических  связей показал, что отладка контактно-барьерного механизма включения страны в мирохозяйственные связи в условиях глобализации экономики и регионализации международных экономических требует многолетней кропотливой работы. Шоковое открытие страны в начале 1992 г. в дальнейшем потребовала создания механизмов защиты национальных производителей, рынка труда, финансового рынка, валютных резервов, инструментов борьбы с криминалитетом паразитирующем на неотработанности законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность и, в частности, со странами СНГ, на отсутствии необходимого таможенного прикрытия на новых границах.

Информация о работе Основные направления развития приграничных районов Российской Федерации