Налоги как инструмент бюджетного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 06:18, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы обусловлена тем, что с налоговой системой теснейшим образом связаны как интересы государства и общества в целом, так и всех слоев населения, предприятий и организаций. Поэтому формирование эффективных инструментов налогового регулирования бюджета является необходимым условием социально-экономического развития, как отдельных регионов, так и страны в целом.
Бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании го

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 900.50 Кб (Скачать)

Введение 

     Актуальность  данной работы обусловлена тем, что  с налоговой системой теснейшим  образом связаны как интересы государства и общества в целом, так и всех слоев населения, предприятий и организаций. Поэтому формирование эффективных инструментов налогового регулирования бюджета является необходимым условием социально-экономического развития, как отдельных регионов, так и страны в целом.

     Бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно на прибыльных, и социально-значимых отраслей экономики) посредством инвестирования, дотаций и т.д.

     Функционирование  государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы – удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета, в частности налоги, выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.   

     Налоги  возникли с появлением государства  как один из методов мобилизации денежных средств. На ранних этапах исторического развития они взимались с населения и имели либо натуральную форму, либо форму трудовых повинностей. Вместе с доходами в виде дани, контрибуции – государство покрывало налогами свои расходы. Но с увеличением территории, ростом экономической и политической мощи государство начинает взимать налоги со своих подданных. С развитием товарно-денежных отношений налоги приобретают преимущественно денежную форму.

     В регулирование экономических процессов налоги играют двойную роль. С одной стороны, налоговая система обеспечивает бюджетную систему в целом и ее отдельные уровни требуемыми финансовыми ресурсами, с другой – она способствует реализации целей выбранной экономической программы.

       Регулирование бюджета представляет собой систему особых мероприятий в области налоговых поступлений, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического развития.

     Однако  до сих пор не определены: потенциал и особенности воздействия инструментов налогового регулирования на различные отрасли экономики и категории налогоплательщиков, не установлены критерии их оценки, что сказывается на эффективности налогового регулирования. Эффективность инструментов регулирования бюджета в целом зависят от целостности механизма налогового регулирования, в этой связи востребованными являются исследования в области повышения эффективности системы налогообложения, в качестве особого системного инструмента государственного регулирования.

     Таким образом, проблемы эффективности регулирования  бюджета требуют своей дальнейшей разработки в современном периоде, что и определяет актуальность проблемы данной работы. 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Налоги

     1.1. Понятие и сущность налогов 

     Государство признано вносить в экономику  стабилизирующее воздействие, обеспечивая  наилучшие условия для экономического роста. Для выполнения задач оно  должно располагать необходимыми ресурсами. Частично они могут быть найдены  за счет ценных источников, например доходов государственных предприятий. Однако в рыночной экономике основной производственной единицей является не государственное, а частное предприятие. Поэтому для формирования государственных ресурсов правительство изымает часть доходов предприятий и  граждан. Изъятый доход, меняя собственника, превращается в налог.

     Взгляды на сущность налогов менялись с экономическим  прогрессом общества. Основоположником теоретического осмысления налогов  является У. Петти (1623–1687). Он считал, что налоги должны быть пропорциональными, поскольку это обеспечивает “нейтральность” по отношению к разным по величине доходам. В XVII–XVIII вв. Ш. Монтескье, Вольтером, В.Р. Мирабо и другими экономистами была разработана теория “общественного договора”. Согласно данной теории налог представляет собой договорную плату граждан государству за обеспечение их личной и имущественной безопасности.

     Позднее, в период с XVIII по XIX вв., на базе аналогичных представлений о сущности налогов появилась “теория обмена”, в соответствии с которой посредством налогов граждане покупают государственные услуги по военной и правовой защите. Шотландский экономист А. Смит, развивая классическую налоговую теорию (“теорию налогового нейтралитета”), считал, что налоги – это исключительно источник доходов государства.

     В XIX в. швейцарский экономист. Ж. Сисмонди разработал “теорию наслаждения”. Согласно этой теории налог представляет собой аванс части состояния граждан для пользования услугами государства в перспективе. По мнению экономистов А. Тьера и Дж. Р. МакКуллоха, налог по своей сути – это страховой платеж граждан государству. Представление о налоге как о юридической обязанности граждан перед государством сформировалась окончательно только к началу XIX в. Представители маржиналистской школы политэкономии Г. Госсен, У. Джевонс, К. Менгер и др. рассматривали налоги как средство уравнивания доходов. В конце XIX в. А. Маршалл считал, что налог представляет собой регулятор экономических процессов. Согласно Дж. М. Кейнсу налоги в сущности – это встроенные стабилизаторы рыночной экономики. Автор теории монетаризма американский экономист М. Фридмен рассматривал налоги как регулятор денежного обращения.

     Н.И Тургенев как основоположник теоретических представлений сущности налогов в России считал, что налоги представляют собой добровольные взносы граждан для государственных целей. Российские экономисты С.Ю.Витте, А. Гегемейстер, Е.Г.Осокин, В.А. Лебедев и др. рассматривали налоги преимущественно как средство обеспечения расходов государства.

      Исходя из этих и подобных теорий налогообложения, на протяжении столетий строилось и определение самого понятия “налог”. Таким образом,  налоговые поступления представляют собой обязательные, безвозмездные платежи субъектов хозяйствования и населения органам государственного управления, поступающие в установленных законом размерах и в определенные сроки. Их доля в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%.

     

  • 1.2. Функции налогов 
  •      

  •      Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

         Выделяют  четыре функции налогов: фискальная, распределительная, регулирующая и  контрольная.

         Фискальная  функция – изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Данная функция является основной функцией налогообложения. Именно посредством фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государств, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.

         Распределительная функция  налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает, в конечном счете, гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров. Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием налоговых ставок по мере роста величины доходов плательщика. 

         Регулирующая функция налогов стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. Налоговое регулирование выполняет три подфункции:

    • стимулирующая подфункция направлена на развитие определенных социально-экономических процессов; реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений);
    • дестимулирующая подфункция посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию определенных социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов;
    • подфункция воспроизводственного назначения реализуется посредством платежей: например, за пользование природными ресурсами. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство эксплуатируемых ресурсов.

         Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. В конечном счете, контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, которые, тем не менее, достаточны для выполнения государством своих конституционных функций. 

      1.3. Классификация налогов 

         Классификация налогов позволяет установить их различия и сходство, свести их к  небольшому числу групп и тем  самым облегчить их изучение  практическое использование. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий налогообложения  и взимания, специфических административно-финансовых мер.

         Тот или иной способ классификации налогов  основан на ряде критериев. Множественность способов классификации налогов имеет то положительное свойство, что один и тот же конкретный налог, относимый в разных классификациях к различным группам, получает различные оценки и характеристики, что способствует его всестороннему изучению и познанию.

         Налоги  в Российской Федерации по принадлежности к уровню власти подразделяются на:

      1. федеральные;
      2. региональные;
      3. местные

          Федеральные налоги обязательные к уплате на всей территории Р.Ф. Перечень региональных налогов установлен Н.К. Р.Ф. и законами субъекта Р.Ф. местные налоги определены Н.К. Р.Ф. и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

          Основными классификационными признаками являются:

      1. субъект налога – юридическое или физическое лицо;
      2. объект налогообложения – это имущество, прибыль, стоимость реализованной продукции, доход и средство потребления;
      3. виды ставок – пропорциональные, прогрессивные, регрессивные и твердые;
      4. способ обложения – кадастровый, декларационный и у источника выплаты дохода;
      5. источник уплаты – выручка, заработная плата, себестоимость, индивидуальный доход, прибыль;
      6. назначение – общие и целевые;
      7. право-использование сумм налоговых поступлений – закрепленные и регулирующие;
      8. способ взимания – прямые и косвенные. 

           

            
     
     
     
     

    Глава 2. Налоги как инструмент регулирования бюджета

    2.1. Регулирование бюджета  налогами 

          Федеративный  характер Российского государства, который включает в себя: национально-государственные и административно-территориальные образования, существенные различия в социально-экономическом развитии субъектов Федерации, демографическую ситуацию и экологическую обстановку, требует объективного учета этих особенностей в финансово-бюджетном механизме. Расширение самостоятельности и ответственности субъектов РФ в социально-экономических вопросах должно сопровождаться укреплением финансовой базы регионов. Именно поэтому часть налоговой массы, аккумулируемой в федеральном бюджете, путем бюджетного регулирования перераспределяется между нижестоящими бюджетами — региональными (субъектов РФ) и местными.

          Взаимодействие  бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы страны обеспечивается посредством налоговой политики. Часть федеральных налогов и один региональный (на имущество предприятий) имеют статус закрепленных доходных источников. Доходы по этим налогам полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены. Другая группа федеральных налогов, например, НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц — являются регулирующими доходными источниками. Доходы по этим налогам используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов либо по ставкам (нормативам), утвержденным в законодательном порядке. Отчисления по регулирующим доходам зачисляются непосредственно в региональные бюджеты, а ставки (нормативы) отчислений определяются при утверждении федерального бюджета. В свою очередь представительный орган субъекта РФ устанавливает ставки отчислений по регулирующим налоговым доходам в местные бюджеты при утверждении своего регионального бюджета. 

    Информация о работе Налоги как инструмент бюджетного регулирования