Транспортная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания работы является: 1) рассмотрение вопроса планирования расходов бюджета на развитие транспорта в РФ; 2) анализ бюджетных расходов РФ, их состава и структуры.
Цели написания контрольной работы позволяют сформулировать задачи, поставленные в данной работе:
- изучить теоретические аспекты состава и особенности транспортной системы в России;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….. 3
Раздел 1 Транспортная система РФ, ее состав, особенности и сущность для экономики ……………………………………………………………………………… 4
Финансирование транспортной системы как процесс. Методы госу –
дарственного регулирования транспортной системы ………………………. 7
Раздел 2 Анализ расходов бюджета на транспортную систему за
2007-2009 гг …………………………………………………………………………… 11
Раздел 3 Целевые государственные программы по финансированию транспортной системы………………………………………………………………. 17
3.1 Пути совершенствования транспортной системы ……………………. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………… 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………. 27

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Бюджет.docx

— 81.33 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….. 3

Раздел 1 Транспортная система  РФ, ее состав, особенности и сущность для экономики ……………………………………………………………………………… 4

    1. Финансирование транспортной системы как процесс. Методы госу –

дарственного  регулирования транспортной системы  ………………………. 7     

Раздел 2 Анализ расходов  бюджета на транспортную систему  за

2007-2009 гг …………………………………………………………………………… 11

Раздел 3 Целевые государственные  программы по финансированию транспортной системы………………………………………………………………. 17

              3.1 Пути совершенствования транспортной системы ……………………. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………… 26

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………. 27

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Состояние и развитие транспорта имеют для Российской Федерации исключительное значение.

Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей.

Все виды транспорта в той  или иной мере играют важную роль в экономике. Развитие транспорта зависит в значительной степени от финансирования, в том числе от бюджетного финансирования.

Актуальность  данной темы контрольной работы обусловлена потребностью государства в разработке новых подходов к обеспечению адекватности системы планирования расходов бюджета на стратегическое развитие транспорта в России.

Целью написания работы является: 1) рассмотрение вопроса планирования расходов бюджета на развитие транспорта в РФ; 2) анализ бюджетных расходов РФ, их состава и структуры. 

Цели написания контрольной  работы  позволяют сформулировать задачи, поставленные в данной работе:

- изучить теоретические аспекты состава и особенности транспортной системы в России;

         -   рассмотреть методики государственного регулирования и финансирования транспортной системы;

- проанализировать динамику расходов Федерального бюджета РФ на транспортную систему в 2007-2009 гг;

- выявить пути совершенствования планирования расходов бюджета на развитие транспорта.

- рассмотреть перспективные  планы целевых государственных  программ по финансированию транспорта  на 2007-2009 гг.

 

Раздел 1 Транспортная система РФ, ее состав, особенности и сущность для экономики

 

Российская Федерация  располагает всеми видами транспорта. Магистральные виды – железнодорожный, воздушный, речной, морской и трубопроводный транспорт.

Транспорт – отрасль материального производства, осуществляющая перевозки грузов и людей, а также транспортно-экспедиционное обслуживание. Различают наземный, подземный, водный и воздушный транспорт. К наземным видам транспорта относятся: железнодорожный, автомобильный и трубопроводный, к подземному – метрополитен, к водным – морской и речной, к воздушному – авиационный [2].

Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, включающей в себя 87 тыс. км железных дорог, более 745 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. км магистральных проводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов, 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс. В ней занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6 % работающего населения. Транспорт связывает воедино все отрасли народного хозяйства, удовлетворяет потребности людей в перевозках, а производства – в перевозках сырья, материалов и продукции.

Роль транспорта в экономике  государства состоит в том, что  он заканчивает процесс создания продукции, доставляя ее потребителю. Известно, что производство продукции  только тогда закончено, когда она  доставлена потребителю. Огромную роль для России играют следующие виды наземного транспорта — железнодорожный и трубопроводный. На них падает основной объём грузовой работы. Водный транспорт играет в России значительно меньшую роль из-за короткого навигационного периода. Роль автомобильного транспорта в общем грузообороте в связи с крайне незначительными средними расстояниями перевозок  также невелика, несмотря на то, что им перевозится больше половины грузов. Важной особенностью транспортной системы России является её тесная взаимосвязь с производством.

Все виды транспорта взаимодействуют  и дополняют друг друга на основе конкуренции в целях наиболее полного, бесперебойного и качественного  удовлетворения платежеспособного  общественного спроса на транспортные услуги. Пример изменения объемов грузовых перевозок за последние 4 года представлен в таблице 1.

Таблица 1

Динамика объемов грузовых перевозок, млн. т

Виды транспорта

2006 г

2007 г

2008 г

2009 г

Железнодорожный,

 в % к предыдущему  году

1,024

97,3

908

88,6

915

100,8

945

103,3

Автомобильный,

в % к предыдущему году

1110,7

81,6

100,2

69,5

950

104,8

970

102,1

Морской,

 в % к предыдущему  году

64,1

93,3

53,7

83,7

46

85,7

44

95,7

Внутренний водный,

в % к предыдущему году

140,1

90,2

98,8

70,5

107

108,8

110

102,8

Воздушный,

в % к предыдущему году

0,4

90,9

0,52

130

0,54

103,8

0,56

103,7

Всего

2670

2063

2020

2070


 

Транспортный комплекс - один из важнейших межотраслевых  комплексов России. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но и является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и стран. 
Рассматривая транспорт как отрасль материального производства, необходимо отметить ряд его специфических особенностей [2].

  Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит новой продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производством, доставляя готовую продукцию потребителю, увеличивая тем самым ее стоимость на величину транспортных издержек, которые включаются в себестоимость продукции.  
Значение транспорта, как важной составной части экономики Российской Федерации, определяется его ролью в территориальном разделении общественного труда: специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Большое значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой является одним из факторов привлечения населения и производства, служит важным преимуществом для размещения производительных сил [1].

Транспорт создает условия  для формирования местного и общегосударственного рынков. В условиях перехода к рыночным отношениям роль транспорта существенно  возрастает. С одной стороны, от транспортного  фактора зависит эффективность  работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его  жизнеспособностью, а, с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен  товарами и услугами, что без транспорта невозможно, а, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт  является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

1.1 Финансирование транспортной системы как процесс.

Методы государственного регулирования транспортной системы

 

До 1992 г. в условиях централизованного  планирования и управления народным хозяйством недостающие железнодорожному транспорту средства выделялись в форме  дотаций МПС из бюджета. В настоящее  время при острейшем бюджетном  дефиците такая форма финансирования невозможна.   Бюджетное финансирование отрасли осуществляется сегодня  в форме:

- прямых ассигнований  на содержание социальной инфраструктуры;

- дотаций на покрытие  убытков от пассажирских перевозок;

- финансирования целевых  инвестиционных программ;

- обеспечения связанных  иностранных кредитов.

В соответствии с Законом  РФ «О ветеранах» ж/д дороги осуществляют бесплатные перевозки льготных категорий  граждан на пригородных электропоездах в летний период, поэтому Правительство  РФ выделяет бюджетные средства на компенсацию убытков ж/д дорог. На бюджеты субъектов РФ и местные  бюджеты возложено финансирование дотаций на покрытие убытков от пригородных  перевозок.

Финансирование дорожного  хозяйства производится в соответствии с утвержденной классификацией из средств  федерального и территориальных  дорожных фондов. Объемы и структура  финансирования определяются Законом  о Федеральном бюджете на соответствующий  год, а также в местных бюджетах и бюджетах субъектов РФ.

Одна и форм государственного регулирования в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства  – введение платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным  дорогам. Ставки провозной платы  утверждены Постановлением Правительства  РФ от 14.10.96 г. № 1211. Средства, получаемые от взимания данного вида платы, полностью  зачисляются в дорожные фонды  соответствующего уровня и используются на ремонт дорог с целью возмещения ущерба.

Правительством РФ была разработана  целевая Федеральная программа  «Возрождение торгового флота России», которая предусматривает освоение капиталовложений на период до 2010 г. и  развитие морского транспорта по трем направлениям: поставки морских судов, развитие морских портов и железнодорожных  подходов к ним, развитие производственной инфраструктуры морского транспорта. Фактически на начало 2000 года государство  сумело выделить лишь 4% от запланированного в бюджете [4].

Государственное регулирование  деятельности воздушного транспорта в  РФ возложено на Федеральную авиационную  службу, которая действует в  соответствии с Федеральным законом « О  государственном регулировании  развития авиации», принятым Государственной  Думой 10 декабря 1997 г. В соответствии с законом частью государственного регулирования развития авиации  является его государственная поддержка, которая должна осуществляться путем проведения бюджетной политики: предоставления налоговых и иных льгот инвесторам и авиационным организациям.

Финансирование развития авиации осуществляется путем выделения  средств из федерального бюджета  и бюджетов субъектов Федерации. Развитие авиационного транспорта зависит  от состояния аэропарка. Сегодня  создание гражданской авиационной  техники производится в рамках федеральной  «Программы развития гражданской авиационной  техники России до 2000 года».

Федеральный бюджет предусматривает  финансирование ряда программ: программы  развития пассажирской транспортной системы  на период до 2009 г. (реновация и техническое  оснащение) в сумме 57 млрд. руб. Отдельные инвестиционные программы, имеющие большую экономическую и социальную значимость в масштабах страны, финансируются за счет средств федерального бюджета, в первую очередь это касается строительства метрополитена [7].

В соответствии с Законом  РФ «О естественных монополиях» железнодорожный транспорт и связь отнесены к данной категории. В соответствии с этим законом, а также с Указом Президента РФ «О Федеральной службе РФ по регулированию естественных монополий на транспорте» от  26.02.96 г. № 276 применяются следующие методы государственного регулирования:

- ценовое регулирование  посредством регулирования тарифных  ставок;

-определение круга потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;

- определение перечня льгот для потребителей и источников их бюджетного финансирования.

Важным элементом транспортного законодательства являются правила перевозок и тарифы.

Тарифная политика – важная составляющая бюджетной политики государства, а также мощный инструмент финансового  регулирования развития транспортной системы. Учитывая особую жизнеобеспечивающую роль отраслей естественных монополий, их регулирование сегодня направлено на прекращение или сдерживание роста цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий.

Тарифы на железнодорожные  перевозки, услуги транспортных терминалов, ледокольного флота, портов и аэропортов регулируются на государственном уровне [4].

Транспортная  стратегия Российской Федерации  основывается на положениях Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, посланий Президента России Федеральному Собранию, Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года, других программных документов.  Количественные оценки основаны на показателях современного состояния экономики и прогнозах социально-экономического развития страны и ее регионов на среднесрочную и более отдаленную перспективу, а также на соответствующих научных разработках.  

Информация о работе Транспортная система РФ