Становление межбюджетных отношений в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового исследования состоит в том, чтобы проаналировать этапы становления межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
1. Изучить историю развития межбюджетных отношений
2. Дать определение понятию «межбюджетные отношения» и рассмотреть принципы их формирования
3. Рассмотреть нормативно-законодательную базу регулирования межбюджетных отношений
4. Исследовать современное состояние межбюджетных отношений в Российской Федерации
5. Рассмотреть формы финансовой поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Развитие и теоретические аспекты функционирования межбюджетных отношений в Российской Федерации 5
1.1. История развития межбюджетных отношений в РФ 5
1.2. Понятие межбюджетных отношений и принципы их организации в РФ 9
Глава 2. Современное состояние межбюджетных отношений в Российской Федерации 11
2.1 Формы финансовой поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации 11
2.2. Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации 17

Файлы: 1 файл

СТАНОВЛЕНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

 

Институт управления, экономики и медиакоммуникаций

 

Факультет ПРОДЮСИРОВАНИЯ, ЭКОНОМИКИ И управления

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

 

СТАНОВЛЕНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине

«Государственные и муниципальные финансы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент гр. 147б очного отделения

Иванова Юлия Владимировна

 

Научный руководитель:

К.э.н., доцент

    Шогенова Зарема Хажмуратовна

 

 

Санкт-Петербург -2014

 

Оглавление

 

 

Введение

 

Данная  тема курсовой работы «Становление межбюджетных отношений в Российской Федерации» является одной из самых интересных и актуальных из представленных на рассмотрение. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что перераспределение финансовых ресурсов является одной из ключевых особенностей многоуровневой бюджетной системы. Финансовая помощь в виде межбюджетных трансфертов является одним из доходных источников бюджетов.

Система межбюджетных отношений Российской Федерации за время становления и развития претерпела глобальные изменения. Это касается как нормативно-правового регулирования, так и инструментов достижения сбалансированности бюджетов что, на процесс формирования системы межбюджетных отношений оказали влияние политические процессы, происходящие в Российской Федерации, а также мероприятия по совершенствованию данной системы, принимаемые органами власти в те или иные периоды времени. Для понимания современной системы межбюджетных отношений крайне важно определить этапы ее становления и влияние оказываемых факторов в различные периоды.

Цель курсового исследования состоит в том, чтобы проаналировать этапы становления межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:

    1. Изучить историю развития межбюджетных отношений
    2. Дать определение понятию «межбюджетные отношения» и рассмотреть принципы их формирования
    3. Рассмотреть нормативно-законодательную базу регулирования межбюджетных отношений
    4. Исследовать современное состояние межбюджетных отношений в Российской Федерации
    5. Рассмотреть формы финансовой поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Объектом исследования является теоретические и практические вопросы функционирования системы межбюджетных отношений, их нормативно-правовая база.

Предметом исследования выступают взаимоотношения бюджетов различных уровней.

Теоретической и методологической основой исследования служат труды отечественных авторов, законодательные акты РФ.

Курсовая работа включает в себя: введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и список использованной литературы.

 

Глава 1. Развитие и теоретические аспекты функционирования межбюджетных отношений в Российской Федерации

    1. История развития межбюджетных отношений в РФ

 

В Российской Федерации межбюджетные отношения - это деятельность, основанная на взаимосвязи органов государственной власти страны, субъектов, местного самоуправления, и связанная с исполнением и формированием соответствующих бюджетов. Все расходно-доходные схемы, входящие в общую систему государства, взаимосвязаны. Эту взаимосвязь определяют межбюджетные отношения.

Действующая система межбюджетных отношений, заложенная в 1994 году, создала предпосылки для перехода от индивидуального согласования объемов финансовой помощи субъектам Российской Федерации к единым правилам распределения ее на формализованной основе. Однако процесс реформирования остался незавершенным. Ежегодные корректировки были незначительными и непоследовательными. Использование в качестве точки отсчета бюджетных расходов дореформенного 1991 года с последующим доведением их до года, принимаемого за базовый по доходам, расширяет возможности субъективных решений1.

Проблемы функционирования современной системы межбюджетных отношений Российской Федерации, берут свое начало во времена становления данной системы. В связи следует охарактеризовать этапы становления современной системы межбюджетных отношений.

Современная система межбюджетных отношений в Российской Федерации начала свое формирование с 1991 г. Изменения государственного устройства привели к реформе бюджетной системы и межбюджетных отношений в том числе.

Экономисты по-разному смотрят на время начала формирования системы межбюджетных отношений, а также на этапы ее становления, но большинство авторов сходятся в выделении следующих этапов:

    • 1. 1991-1993 гг. - создание новой бюджетной системы страны, формирование основ межбюджетных отношений. Значительные изменения законодательной базы в этот период способствовали резкому росту доли региональных и местных бюджетов в доходах консолидированного бюджета. Реформирование межбюджетных отношений вышло за рамки законодательного регулирования. Данный процесс происходил стихийно, под влиянием политической конъюнктуры, конфликтов и компромиссов между различными ветвями власти2.
    • 2. 1994-1998 гг. - снижение роли государственного регулирования экономики, преодоления кризиса межбюджетных отношений. На данном этапе были использованы принципиально новые подходы к перераспределению доходов по уровням бюджетной системы:
    • введены единые нормативы отчислений от федеральных налогов для всех регионов (в основном это касалось НДС), а в дальнейшем были утверждены стабильные для ближайших 3 лет пропорции разделения федеральных налогов между центром и регионами;
    • сняты ограничения для введения региональными и местными властями собственных налогов;
    • предоставлены права субъектам Федерации самостоятельно устанавливать ставку налога на прибыль предприятий и организаций, поступающего в их бюджеты (в рамках ограничения максимальной «региональной» ставки);
    • образован Фонд финансовой поддержки регионов (ФФПР), средства которого должны были перераспределяться между субъектами по специальным критериям и формулам (более 70 субъектов Федерации получали трансферты из ФФПР)3.
    • 3. 1999-2001 гг. - расширение налоговых полномочий. Принятые в этот период законы способствовали реформированию местных финансов, межбюджетные отношения стали источником постоянной напряженности во взаимоотношении различных уровней власти. Рост несбалансированности региональных и местных бюджетов способствовал кризису финансов.
    • 4. 2002-2005 гг. - упорядочение бюджетного устройства РФ, четкое разграничение расходных полномочий, четкое и стабильное разграничение налоговых полномочий и закрепление доходных источников, формирование и развитие объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки региональных и местных бюджетов. Главное внимание на этом этапе уделялось реформированию системы межбюджетных трансфертов, а также впервые были обозначены вопросы межбюджетных отношений на региональном уровне. Сформированная в этот период система оказания финансовой помощи осуществлялась на основе формализованных критериев и процедур и в значительно большей степени соответствовала принципам бюджетного федерализма.
    • 5. 2006-2008 гг. - укрепление финансовой самостоятельности субъектов РФ, создание стимулов для увеличения поступлений доходов, улучшения качества управления государственными и муниципальными финансами, повышение прозрачности региональных и местных финансов4.
    • 6. 2009 - по настоящее время - создание стимулов повышения качества управления бюджетным процессом в субъектах РФ и муниципальных образованиях, корректировка механизмов оказания финансовой помощи органам власти, совершенствование системы и разграничения расходных обязательств, дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Данный этап характеризуется глубокими преобразованиями в развитии бюджетного федерализма и межбюджетных отношений.

Таким образом,  охарактеризовав этапы становления современной системы межбюджетных отношений Российской Федерации,  можно сделать выводы и выделить общие особенности всех этапов:

В быстроизменяющихся условиях федеральные органы власти реагировали и пересматривали законодательство для решения возникающих проблем в сфере бюджетной системы. Каждый этап становления характеризуется внедрением нормативного документа, регламентирующего действия органов власти по совершенствованию системы межбюджетных отношений в определенный период. В основном такими документами были «Концепции».

В ходе работы, проведенной федеральными органами власти, сформировалась четкая структура межбюджетных трансфертов, механизм распределения, а также условия предоставления межбюджетных трансфертов.

Все процедуры, которые были проведены, сформировали современную систему межбюджетных отношений Российской Федерации в том виде в котором она есть. Данная система не лишена недостатков и существует необходимость проведения мероприятий по дальнейшему совершенствованию, для чего необходимо опираться на опыт предыдущих лет и предыдущих нормативных документов.

    1. Нормативно-законодательная база, регламентирующая межбюджетные отношения в РФ

 

Основой нормативно-законодательной базы, регулирующей межбюджетные отношения, а именно, процессы аккумуляции финансовых ресурсов в бюджетах, их распределение и перераспределение, является Налоговый Кодекс РФ (НК РФ) и Бюджетный кодекс РФ.

Согласно ст. 12 НК РФ федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. В перечень этих налогов входят: НДС, акцизы, налог на прибыль организации, налог на доходы физических лиц, государственная пошлина, водный налог, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами.

Налоговые и неналоговые доходы федерального бюджета регулируются ст. 50 и 51 БК РФ. Примечательно, что не все налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляются в федеральный бюджет, таким образом, имеются определенные нормативы отчислений. Полностью зачисляются в федеральный бюджет: водный налог, единый социальный налог (внебюджетные фонды), сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, НДС. Оставшиеся федеральные налоги распределяются между федеральными, региональными и местными бюджетами согласно БК РФ.

Согласно ст. 12 НК РФ региональными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. К ним относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Эти налоги согласно ст. 56 БК полностью зачисляются в региональные бюджеты. Однако, согласно ст.58. БК РФ, субъекты РФ могут самостоятельно устанавливать нормативы отчислений от федеральных или региональных налогов в местные бюджеты.

Согласно ст. 12 НК РФ региональными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и нормативно-правовыми актами о налогах и сборах обязательны к уплате на всей территории соответствующих муниципальных образований. К ним относятся:

    • земельный налог,
    • налог на имущество физических лиц.

Таким образом, основой нормативно-законодательной базы, регулирующей межбюджетные отношения, а именно, процессы аккумуляции финансовых ресурсов в бюджетах, их распределение и перераспределение, является Налоговый Кодекс РФ (НК РФ) и Бюджетный кодекс РФ.

 

    1. Понятие межбюджетных отношений и принципы их организации в РФ

 

Государственный бюджет страны - основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов. Характер взаимодействия бюджетов различных уровней между собой, его нормативно-правовое закрепление, уровень централизации и децентрализации бюджетной системы и определяет межбюджетные отношения в государстве.

Межбюджетные отношения - это совокупность отношений внутри бюджетной системы страны, включающая в качестве основных функциональных элементов разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, распределение доходов между уровнями бюджетной системы, а также перераспределение средств между бюджетами разных уровней и видов5.

Межбюджетные отношения - бюджетные отношения между тремя уровнями власти: федеральным, субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Закрепление определенного порядка движения финансовых потоков по уровням бюджетной системы государства и организация экономических отношений, возникающих по этому поводу, составляют по существу основу механизма бюджетного регулирования, через который федеральные, региональные и местные органы власти и управления выполняют свои представительные и исполнительские функции с соблюдением требований формальной финансовой независимости их политики от вышестоящих уровней6.

В соответствии с Бюджетным Кодексом межбюджетные отношения должны строиться на следующих принципах:

    • распределение и закрепление расходов по определенным уровням бюджетной системы;
    • разграничение и закрепление доходов по уровням бюджетной системы;
    • равенство бюджетных прав субъектов РФ и равенство бюджетных прав муниципальных образований;
    • выравнивание уровней минимума бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований;
    • равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с Федеральным центром, и равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами РФ.

Можно  сделать вывод, Конституция РФ законодательно закрепила 3 вида власти в России (федеральную, региональную, муниципальную). Аналогично государственному устройству было сформировано и бюджетное законодательство, предусмотревшее 3-х уровневую бюджетную систему, и поэтому под межбюджетными отношениями подразумеваются - отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

 

 

Глава 2. Современное состояние межбюджетных отношений в Российской Федерации

2.1 Формы финансовой поддержки из  федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации

 

Социально-экономическое развитие региона определяется налоговым потенциалом, существующей налоговой базой и уровнем налоговых поступлений в бюджетную систему и внебюджетные фонды.

Целью финансовой поддержки является оказание финансовой помощи бюджету субъекта Федерации из федерального бюджета РФ в связи с несбалансированностью территориального бюджета (обычно это бюджет с превышением расходов над доходами, т. е. дефицитом бюджета).

Через федеральный бюджет в России во второй поло­вине 90-х годов перераспределялось 10-14% валового внутреннего продукта (по доходной части федерального бюджета).

Из-за того, что налоговые поступления не могут обеспечить все расходы отдельных региональных и местных бюджетов, бюджеты более высокого уровня оказывают финансовую помощь бюджетам более низкого уровня. И чем больше зависят бюджеты от такой финансовой поддержки, тем больше проблем возникает в межбюджетных отношениях7.

В соответствии со ст. 44 и 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации оказание финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации может быть осуществлено в следующих формах:

Информация о работе Становление межбюджетных отношений в РФ