Прямое налогообложение и формирование доходов бюджетной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшей формой аккумуляции бюджетом денежных средств являются налоги. Без налогов нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны. Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие доходов бюджета и роль прямых налогов в их формировании
1.1. Понятие и сущность доходов бюджета
1.2. Налоги как основной источник доходов бюджета
1.3. Значение прямого налогообложения для формирования доходов бюджета
Глава 2. Анализ структуры и динамики налоговых доходов бюджетов разных уровней
2.1. Налоговые доходы бюджета Российской Федерации в 2004-2005 гг.
2.2. Доходы бюджета Тульской области и г. Тулы в 2004-2005 гг.
Глава 3. пути Оптимизации структуры налоговых доходов бюджета
3.1. Проблемы формирования налоговых доходов
3.2. Пути совершенствования структуры налоговых доходов
Заключение
Список Использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 124.48 Кб (Скачать)

Экономические принципы формирования налоговой системы  должны создавать условия для  государственного регулирования воспроизводственного процесса не в форме прямого директивного вмешательства, а посредством целенаправленного  регулирования финансовых потоков  в отдельных сферах и отраслях, а также в процессе накопления капитала, формирования платежеспособного спроса населения. Отсюда, налоговая система, как совокупность существующих налогов, механизмов их исчисления и методов контроля за их взиманием, призвана создавать для предпринимателей общие условия их деятельности, способствующие накоплению инвестиционного капитала, повышению эффективности производства. [9, с. 84]

В Российской Федерации налоговая система  ориентирована на потребности бюджетного финансирования, т.е. преобладает фискальная функция налогов. При этом рост налогового бремени подавляет деловую активность, а получаемые доходы бюджета все равно не покрывают потребности бюджета. В сложившейся ситуации возникает задача разумного распределения доходного (налогового) потенциала между уровнями бюджетной системы страны.

Построение  налоговой системы определяется налоговыми полномочиями – правами уровней бюджетной системы вводить налоги, получать налоговые доходы и администрировать налоги. В соответствии с Конституцией РФ, Налоговым, Бюджетным кодексами РФ и другими нормативно-правовыми актами, налоговыми полномочиями обладают Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В соответствии с бюджетной системой России налоговые  платежи поступают в бюджеты  различных уровней, на основании  чего налоговые платежи можно  подразделить на закрепленные и регулирующие. Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд, регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, установленной бюджетным законодательством. [15, с. 61]

Выделяют  четыре основных принципа распределения  налоговых полномочий:

  • стабильность разделения;
  • собственные доходы должны быть достаточны для эффективной реализации расходных полномочий;
  • доходы, генерируемые национальной экономикой должны облагаться федеральными налогами;
  • право делегировать свои налоговые доходы нижестоящим бюджетам. [15, с. 63]

Можно выделить следующие критерии распределения  налогов между уровнями бюджетной  системы:

  • стабильности – чем больше налоговые поступления зависят от экономической конъюнктуры, тем выше уровень бюджетной системы, за которым они должны закрепиться;
  • экономической эффективности – за каждым уровнем бюджетной системы должны закрепляться те налоги, налоговая база которых в наибольшей степени зависит от экономической политики данного уровня власти. При этом если трудно обеспечить уплату налога на местном уровне, то налог необходимо закрепить за более высоким уровнем власти;
  • мобильности налоговой базы – чем выше мобильность, тем на более высоком уровне должен собираться налог;
  • равномерности размещения налоговой базы – чем выше неравномерность (дисперсность) размещения налоговой базы, тем больше должна быть централизация налога;
  • социальной справедливости – налоги, носящие перераспределительный характер, должны быть закреплены за федеральным уровнем;
  • бюджетной ответственности – платежи за бюджетные услуги должны поступать в бюджет того уровня власти, который данную бюджетную услугу оказывает. [15, с. 65]

В мировой  практике широко применяются три  основные модели взаимодействия Центра и субъектов Федерации в области  реализации налоговых полномочий:

  • распределение налоговых источников и их раздельное использование (разделение налоговых баз);
  • последующее разделение (расщепление) части доходов, полученных федеральным бюджетом от раздельного использования этих источников;
  • совместное использование одной и той же налоговой базы (совместное или параллельное использование налоговых баз). [16, с. 22]

В Российской Федерации формально используются все три основные формы распределения  налоговых полномочий между уровнями бюджетной системы, однако роль этих трех форм отнюдь не одинакова. Однозначно доминирует разделение федеральных налогов между бюджетами всех уровней. Второй по значимости формой является совместное использование доходной базы, а роль раздельного использования источников крайне незначительна (таблица 1).

1.3. Значение прямого налогообложения для формирования доходов бюджета

 

К настоящему времени в РФ общая  классификация налогов предполагает их деление на две группы: прямые и косвенные, к которым относятся:

а) Прямые налоги

  • налоги на доходы (уплачиваются при получении дохода),
  • налог на прибыль,
  • налоги на отдельные виды доходов в зависимости от источника и вида деятельности,
  • налоги на имущество;

б) Косвенные налоги:

  • акцизы,
  • налог на добавленную стоимость (НДС).

 

Таблица 1

Модель взаимодействия Центра и  субъектов Федерации в области  налоговых полномочий по основным видам налогов

 

Вид налоговых  платежей

Статус налога по законодательству

В какой бюджет поступает

Модель взаимодействия

Используемый  механизм

Налог на прибыль

Федеральный

Федеральный, субъектов  Федерации

Совместное использование  налоговой базы

Установление  двух видов ставок

Налог на доходы физических лиц

Федеральный

Субъектов Федерации, местный

Распределение налоговых  доходов

Установление  норматива зачисления в бюджет

НДС

Федеральный

Федеральный

Распределение налоговых  доходов

Установление  норматива зачисления в бюджет

Акцизы

Федеральный

Федеральный, субъектов  Федерации,

местный

Распределение налоговых  доходов

Установление  вида товара, акцизы на которые зачисляются  в соответствующие бюджеты

Налог на имущество  предприятий

Субъектов Федерации

Субъектов Федерации, местные бюджеты

Разделение налоговых  баз (между Федерацией и ее субъектами) Разделение налоговых доходов (между субъектами Федерации и местными бюджетами)

 

Таможенные пошлины

Федеральный

Федеральный

Разделение налоговых  баз

 

 

К косвенным  относятся также таможенные пошлины  и регистрационные, лицензионные и  иные сборы.

Другое  название прямых налогов – подоходно-поимущественные. Это налоги,  которые взимаются  в процессе приобретения и накопления материальных благ. Прямое налогообложение осуществляется путем прямой уплаты налогов налоговым службам либо лично, либо через работодателя. Оно отличается от косвенного налогообложения, которое зависит не от благосостояния конкретного лица, а от того, какие товары он приобретает (например, налог с продаж, таможенная пошлина и т.д.).

На  протяжении истории формы прямого  налогообложения были различны и  отличались от современного подоходного  налога, введенного во время наполеоновских войн. Существовали такие налоги, как  подушные (т.е. налоги на душу населения), налоги на окна (в зависимости от числа окон), налоги на дымоходы, слуг и т.д.; в основном подобные налоги взимались с богатых людей  и считались несправедливыми. Они  были заменены лицензиями, сборами, пошлинами  и т.д., взимаемыми со всех членов общества.

Прямые  налоги могут быть личными и реальными. Реальные налоги – это налоги, которыми облагаются отдельные виды недвижимого имущества налогоплательщика. Они включают в себя: поземельный, подомовый и промысловый налоги. Как правило, относятся к местному, а не государственному, обложению и взимаются с оценочной стоимости недвижимости за вычетом определенных видов расходов (например, на ремонт) и не зависят от размера дохода (твердая ставка). Исключение составляет налог на ценные бумаги, который тоже входит в реальные налоги, но взимается государством, причем не с физических лиц, а с акционерных компаний как налог на эмиссию акций, облигаций и др. ценных бумаг.

Личные  налоги представляют собой налоги на доходы и имущество физических и юридических лиц, взимаемые у источника дохода или по декларации. При этом в отличие от реальных налогов объекты обложения учитываются индивидуально, а не усредненно для каждого плательщика, т.е. принимаются во внимание конкретные особенности его участка земли, здания, учитывается финансовое положение, состав семьи и т.п. Главные личные налоги в большинстве стран – подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, на доходы от денежных капиталов, на сверхприбыль, на прирост капитала, налог с наследств и дарений, поимущественный налог.

Косвенные налоги оплачиваются в конечном счете  потребителями товаров (работ, услуг), поскольку входят в их цены, поэтому  их еще называются налогами на потребление. Косвенные налоги весьма удобны для государства тем, что их уплата происходит в цене товара и непосредственно незаметна их фактическому плательщику – потребителю.

Соотношение этих групп во многом зависит от состояния экономики и проводимой налоговой политики. Преобладание прямых налогов характерно для стабильной экономики, в период экономических  кризисов происходит рост косвенных  налогов.

Увлеченность  косвенным налогообложением ведет  к обнищанию широких масс населения, к переносу налогового бремени на наименее состоятельные слои общества. Буржуазные революции в Великобритании и Франции, соляные бунты в  России были вызваны в свое время  чрезмерным обложением косвенными налогами предметов первой необходимости, что  вело к их дороговизне и вызывало народные волнения.

Несмотря  на то, что ситуация в России стабилизируется  и уже нельзя говорить о кризисном  состоянии экономики, в структуре  налоговых доходов преобладают  косвенные налоги. Так, доля налога на добавленную стоимость в 2004 году составила 39,5 % от общего объема налоговых доходов, в 2005 – 39,1 %; тогда как доля налога на прибыль – соответственно, 7,6 % и 14,1 %. [50]

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ структуры  и динамики налоговых доходов бюджетов разных уровней

2.1. Налоговые доходы бюджета Российской Федерации в 2004-2005 гг.

 

В 2004 году консолидированный бюджет Российской Федерации по доходам  был исполнен на 5429,9 млрд. руб., из которых  в федеральный бюджет поступило 3428,9 млрд. руб., в бюджеты субъектов  Российской Федерации - 2403,2 млрд. руб. Общий  объем доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2004 году превысил соответствующие доходы за 2003 год на 1291,2 млрд. руб., и составил 32,4 % от объема ВВП на 2004 год против 31,4 % в 2003 году.

В общем объеме поступлений по доходам  консолидированного бюджета Российской Федерации большая доля приходилась  на налоговые доходы (без учета  поступлений ЕСН) – в 2004 году она  составила 82,9 % от общего объема поступлений по доходам; в 2003 году - 81,4 %.

Доходы федерального бюджета в 2004 году сложились в сумме 3428,9 млрд. руб., что составило 104,7 % к годовым бюджетным назначениям. Превышение фактического поступления доходов федерального бюджета по отношению к бюджетным назначениям на 2004 год сложилось в сумме 155,0 млрд. руб.

В процентном отношении к объему ВВП доходы за 2004 год составили 20,4 %, что на 0,8 процентных пункта выше уровня 2003 года.

Доходы федерального бюджета без  учета поступлений ЕСН (доходы "общего покрытия") сложились в сумме 2986,7 млрд. руб. В относительном выражении  это составляет 17,8 % к объему ВВП, т.е. на 1,0 п.п. выше показателя 2003 года.

Налоговых доходов в 2004 году поступило  в сумме 2712,1 млрд. руб. (103,8 % к годовым бюджетным назначениям). Их доля в общей сумме доходов федерального бюджета составила 79,1 % (в 2002-2003 годах их доля в общей сумме доходов была меньше – соответственно, 76,9 % и 78,5 %).

Большая часть налоговых поступлений  федерального бюджета в 2004 году была обеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость (39,5 % от общего объема налоговых доходов), таможенных пошлин (31,7 %), платежей за пользование природными ресурсами (16,0 %), налога на прибыль организаций (7,6 %), акцизов (4,3 %).

Поступления в федеральный бюджет налогов и других платежей по линии  Федеральной налоговой службы РФ за 2004 год на 9,7 % превысили запланированный объем и составили 1 триллион 963,2 миллиарда рублей. Поступления, администрируемые Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, превысили запланированный показатель на 20,5 % и составили 508,1 миллиарда рублей. Поступления по линии Минфина РФ и других федеральных органов составили 130,3 миллиарда рублей (56,5 % от плана), по линии Федерального агентства по рыболовству – 810,4 миллиона рублей (90 %), по линии Федерального агентства по атомной энергии – 22 миллиарда рублей (100,1 %).

Поступления в федеральный бюджет доходов от уплаты налога на прибыль  организаций составили в 2004 году 205,7 млрд. рублей, или 109,9 % от годовых бюджетных назначений. По сравнению с 2003 годом они выросли на 34,8 млрд. руб., или на 20,3 %, несмотря на снижение ставки с 6 до 5 % с 1 января 2004 года.

Превышение объема поступлений  по налогу на прибыль организаций  против утвержденных федеральным законом  составило 18,5 млрд. руб.

Одним из основных факторов, повлиявших на рост поступлений налога на прибыль  организаций, явилось улучшение  результатов финансово-хозяйственной  деятельности организаций в 2004 году, а также улучшение налогового администрирования. Так, по данным Федеральной  службы государственной статистики в 2004 году сальдированный финансовый результат  организаций основных отраслей экономики  составил +1734,4 млрд. руб., что на 50,9 % больше, чем за 2003 год.

Информация о работе Прямое налогообложение и формирование доходов бюджетной системы