Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 20:54, курсовая работа
Объект исследования в данной курсовой работе является Российская Федерация, предметом исследования - доходы бюджета РФ.
Цель работы: рассмотреть понятие доходов бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.
Введение ..............................................................................................................................6
Глава 1. Принципы формирования доходов бюджета .....................................................8
1. 1. Экономическое содержание доходов бюджета .........................................................8
1. 2. Налоговые и неналоговые доходы ............................................................................ 9
1. 3. Доходы региональных и местных бюджетов............................................................16
Глава 2. Ретроспективный анализ доходов бюджета РФ................................................23
2.1. Анализ исполнения доходной части федерального и консолидированного бюджетов РФ за период 1991 - 1996 г.г.....................................................................................23
2. 2. Анализ доходов бюджета РФ за январь - февраль 1999 г. .................................. 32
Глава 3. Совершенствование бюджетной политики РФ..................................................41
3. 1. Совершенствование государственного финансового контроля.............................41
3. 2. Прогнозирование социально-экономического развития РФ на 2006-2008 г. г......50
Заключение.........................................................................................................................57
Список использованных источников.................................................................................58
3. 2. Прогнозирование
социально-экономического
Проекты федерального
бюджета на 2006 г. и финансового
плана на 2006-2008 г.г., а также прогноз
социально-экономического развития Российской
федерации на 2006-2008 гг. продолжают в
целом экономическую и денежно-
1. Впервые разработан
трехлетний финансовый план. Прогнозирование
на три года вперед финансовых
индикаторов в переходной
2. Проекты федерального
бюджета и финансового плана
разработаны с учетом
Важно, что на
2006 г. и последующие годы разработчики
федерального бюджета отказались от
весьма спорной линии на обязательное
снижение соотношения непроцентных
расходов к ВВП. Будучи новым элементом
денежно-финансовой политики государства,
такой подход должен сыграть позитивную
роль при формировании ориентиров для
инвесторов рынка.
Вместе с тем
предусмотренное увеличение доходной
и расходной частей бюджета и
их соотношения с ВВП может
считаться действительно
3. В рамках
разработки федерального
4. В проекте
федерального бюджета
Вместе с тем
позитивные элементы проектов федерального
бюджета на 2006 г и финансового
плана на 2006-2008 гг. вряд ли можно считать
достаточными, чтобы признать бюджет
действительно бюджетом развития. В
своих главных чертах проекты
федерального бюджета на 2006 г. и финансового
плана на 2006-2008 гг. продолжают прежнюю
стабилизационную по форме и инерционную
по существу бюджетно-финансовую политику
с упором на формирование резервов
для предотвращения системных кризисов,
аналогичных 1998 г.
1. Проекты федерального
бюджета на 2006 г. и финансового
плана на 2006-2008 гг. основываются на
прогнозируемых темпах
Занижение темпов
роста ВВП, а значит, и доходной
части бюджета -- это обычная практика
бюджетного процесса, которая всегда
являлась предметом критики проектов
бюджета.
Пора отойти
от взгляда на прогноз, особенно на
среднесрочный период, как на простое
предвидение. Принцип «меньше государства
в экономике» должен заключаться
не в бездействии или безразличии
государства к состоянию
2. Главное, что
свидетельствует о продолжении
прежней денежно-финансовой
Кроме того, уже
сейчас в золотовалютных резервах накоплено
порядка 150 млрд долл., или, по нынешнему
валютному курсу, более 4 тол11 руб., а к
2008 г. эта цифра еще возрастает.
Таким образом,
из хозяйственного оборота изымается
7-8 трлн руб., или примерно на треть больше
доходов федерального бюджета 2008 г.
По проекту
федерального бюджета на 2006 г., стабилизационный
фонд должен составить к концу
этого года 2,2 трлн руб., что вместе с
золото-валютным резервом составил порядка
6 трлн руб., т.е. в 1,4 раза больше суммы непроцентных
расходов федерального бюджета.
Какую же цель имеет
такое сосредоточение средств в
стабилизационном фонде в противовес
их использованию на развитие экономики
и решение социальных проблем? Главное,
по мнению разработчиков бюджета, -
это сдерживание бюджетных
3. Не ослабевает
зависимость российской
4. Не изменяется
кардинально ситуация по
Очевидно, что
важнейшие сферы страны получили
определенную (иногда весьма значительную)
поддержку: увеличены расходы на
национальную оборону, национальную безопасность
и правоохранительную деятельность,
на экономику, социальную политику и
др.
Проблема теперь
состоит в том, чтобы эти позитивные
сдвиги были закреплены не «ценовыми»
успехами на нефтяном рынке, а стали
результатом реального подъема
российского производства, социального
обеспечения населения, обеспечения
его безопасности, а также национальной
безопасности России в целом.
Требует отдельного
рассмотрения вопрос о методологических
новациях.
Первое. В настоящее
бремя единые по своей сущности финансовые
ресурсы государства доводятся
до конечного получателя по самым
различным каналам со своими структурой
расходов, формами контроля и кассовым
исполнением. Так, имеются финансовые
ресурсы на реализацию федеральных
целевых программ и, кроме того, государственный
адресный инвестиционный фонд, включающий
как инвестиции на ФЦП, так и непрограммную
часть. В дополнение к ним создан инвестиционный
фонд. пока еще не заполненный конкретными
проектами. Особая процедура существует
в использовании профицита бюджета.
Огромные финансовые
ресурсы выведены из бюджета в
стабилизационным фонд, имеющий свою
процедуру использования (на покрытие
дефицита пенсионного фонда, выплаты
внешнего долга, формирование бюджетного
инвестиционного фонда).
Все эти во многом
позитивные моменты привели, однако,
бюджетный процесс к
Для преодоления
этого противоречия необходимо законодательно
установить согласованный порядок
использования средств
Второе. Бесспорно,
что такой важнейший
Так, первостепенное
значение для всех параметров бюджета
имеют два базовых показателя:
цена отсечения и заложенная в
доходную часть бюджета цена на нефть.
В проекте бюджета на 2006 г. было
принято увеличение цены отсечения
до 27 долл./бар. и цены, принятой в
расчетах бюджета, до 40долл./бар. Однако
никакой расчетной базы за этими
показателями нет. Почему 27, а не 29, например,
и 40, а не 43? Сейчас не существует каких-либо
более или менее достоверных
прогнозов мировых цен на 2006 г.
ниже 45 долл./бар. Почему же в проекте
бюджета принята цифра 40 (даже с
учетом различия цен на российскую
нефть)? На это нет ответа. Приняли
по общему согласию такие цифры и
все. А ведь изменение каждой из этих
цифр всего на 2-3 долл./бар. коренным
образом меняет бюджетные проектировки.
В результате государственный
бюджет во все большей мере становится
финансовым документом, базирующимся
не на экономических расчетах, а
на базовых цифрах, являющихся результатом
политической договоренности между
отдельными ведомствами (МЭРТ, Минфин,
Госдума и др.), а вернее, между
их руководителями.
Такой характер
бюджета особенно ярко проявляется
на примере формирования инвестиционного
фонда. Его сумма в 70 млрд руб. расчетно
ничем не обоснована.
Почему 70, а не
50 или 100? Чем вообще может определяться
сумма этого фонда? Конечно, ограничителем
может быть недостаток финансовых ресурсов.
Однако количество накопленных в
стабилизационном фонде денег настолько
велико, что увеличение инвестиционного
фонда даже в 2 раза будет мало заметным
для величины стабилизационного
фонда. Вторым ограничителем величины
инвестиционного фонда может
быть опасность создания инфляционного
всплеска. Однако сумма предлагаемого
увеличения инвестиционного фонда
может составить всего порядка
2-3% от уже имеющейся в обороте
денежной массы, что вряд ли вызовет
сколько-либо заметное увеличение инфляции.
Наконец, величина инвестиционного
фонда может учитывать реальные
потребности в осуществлении
конкретных проектов. Однако такого перечня
проектов к моменту окончания
разработки проекта бюджета МЭРТом
так и не было представлено. Таким образом,
величина инвестиционного фонда также
является не результатом экономических
расчетов, а политической договоренности.
Заключение
В ходе своей
курсовой работы я рассмотрела понятие
доходов бюджета РФ, их формирование,
а также провела