Дефицит бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Одним из важнейших экономических институтов государства является его бюджетная система. Финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджете страны, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Именно бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 81.39 Кб (Скачать)

Изменение налогового законодательства в целом приведет к снижению доходов  федерального бюджета в 2008 году относительно действующего законодательства на 234,4 млрд. рублей, или на 0,67% к ВВП, в  том числе:

  • по главе 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации;
  • по главе 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации.
  • принятие изменений налогового законодательства по главе 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации частично компенсирует потери федерального бюджета на 12,1 млрд. рублей.

Объем поступлений налога на прибыль организаций, подлежащий зачислению в федеральный бюджет в 2008 году, прогнозируется в сумме 523,7 млрд. рублей, или 1,50% к ВВП. Объем  поступлений налога на прибыль организаций, подлежащий зачислению в федеральный  бюджет, в 2009 году прогнозируется в  сумме 573,7 млрд. рублей, или 1,45% к ВВП. Объем поступлений налога на прибыль  организаций, подлежащий зачислению в  федеральный бюджет, в 2010 году прогнозируется в сумме 626,2 млрд. рублей, или 1,41% к  ВВП.

С учетом изменения налогового законодательства сумма налога на добавленную стоимость  по товарам (работам, услугам), реализуемым  на территории Российской Федерации, планируется  в размере 1284,5 млрд. рублей. Доходы федерального бюджета по налогу на добавленную  стоимость прогнозируются на 2009 год  и 2010 год в сумме 1776,5 млрд. рублей (4,50% к ВВП) и 2047,2 млрд. рублей (4,60% к  ВВП) соответственно.

Поступления в федеральный бюджет налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в 2008 году прогнозируются в размере 860,4 млрд. рублей. Поступления  в федеральный бюджет налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, прогнозируются на 2009 году и 2010 год в сумме 997,0 млрд. рублей (2,53% к ВВП) и  1145,0 млрд. рублей (2,57% к ВВП) соответственно.

Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2008 год  прогнозируются в сумме 876,9 млрд. рублей.

Поступления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых прогнозируются на 2009 год и 2010 год  в сумме 853,3 млрд. рублей (2,16% к ВВП) и 854,4 млрд. рублей (1,92% к ВВП) соответственно.

Поступления регулярных платежей за добычу полезных ископаемых при  выполнении соглашений о разделе  продукции (в виде углеводородного  сырья) планируются на 2009 год и 2010 год в сумме 14,8 млрд. рублей  (0,04% к ВВП) и 12,5 млрд. рублей (0,03% к ВВП) соответственно.

По группе прочих неналоговых  доходов федерального бюджета поступления  в 2008 году оцениваются в размере 1,9 млрд. рублей, что соответствует  ожидаемой оценке 2007 года. Доходы федерального бюджета на 2009 год и 2010 год ожидаются  в сумме 1,9 млрд. рублей ежегодно.

В доходах федерального бюджета  на 2008 год прогнозируются целевые  отчисления от всероссийских государственных  лотерей в сумме 1,3 млрд. рублей, что  соответствует ожидаемой оценке 2007 года. Доходы федерального бюджета  в 2009 году и 2010 году ожидаются в сумме 2,1 млрд. рублей (0,01% к ВВП) и 2,7 млрд. рублей (0,01% к ВВП) соответственно.

Расходы федерального бюджета  в 2008-2010 годах.5

Общий объем расходов федерального бюджета на 2008 год определен на уровне 6 500,3 млрд. рублей (18,6% ВВП), на 2009 год - 7 361,9 млрд. рублей (18,6% ВВП), на 2010 год - 7 998,7 млрд. рублей (18,0% ВВП). В номинальном  выражении темпы роста бюджетных  расходов к предыдущему году составляли в 2008 году 115,9%, в 2009 году - 113,3%, в 2010 года - 108,6%, в реальном выражении –  соответственно, 107,3%, 106,4% и  103,5 процента. 

Межбюджетные  трансферты в 2008 году определены в объеме 2 281 558 096,70 млн. руб., в 2009 году — 2 423 119 622,60 млн. руб. и в 2010 году составят 2 720 972 717,10 млн. руб. Доля межбюджетных трансфертов в расходах федерального бюджета в 2008 году составит более 39%, в 2009 году — свыше 36% и в 2010 году — 38%.

Таким образом, при формировании проекта  федерального бюджета на 2008 год и  на период до 2010 года в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации соблюден принцип  адекватности реальных темпов роста  бюджетных расходов темпам роста  экономики.

1.Последовательно увеличивается  денежное довольствие военнослужащих  и приравненных к ним лиц. В 2008-2010 годах планируется дальнейшее повышение окладов по воинской должности и воинскому званию: с 1 декабря 2008 года - на 15%, и с 1 августа 2009 года - на 6,8%.

2.Расходы федерального бюджета  на социальное обеспечение населения  к 2010 году возрастут за 3 года  на 34%, в том числе в 2008 году  – на 20%.  На эти цели из  федерального бюджета предусматривается  перечислить бюджету Фонда социального  страхования Российской Федерации  на 2008 год – 9,0 млрд. рублей, на 2009 год – 9,7 млрд. рублей, на 2010 год  – 10,4 млрд. рублей, превысив уровень  2007 года на 63%.

3.Продолжится реализация приоритетного  национального проекта «Здоровье». В 2008-2009 году планируется направить  13 млрд. рублей на оснащение федеральных  медицинских учреждений современным  высокотехнологичным медицинским  оборудованием. В связи с прогнозируемым  ростом рождаемости увеличены  расходы в 2008-2009 гг. на обследование  новорожденных детей в сумме  0,5 млрд. рублей ежегодно.

4.Продолжится реализация приоритетного  национального проекта «Доступное  и комфортное жилье – гражданам  России». Расходы федерального  бюджета в рамках проекта увеличатся  по сравнению с 2007 годом в  1,1 раза в 2008 году и в 1,6  раза – к 2010 году. В рамках  реализации приоритетного национального  проекта в 2008-2009 годах предусматривается  предоставление денежные средств  на общую сумму 38,1 млрд. рублей.

5.В ближайшие годы будет полностью  решена проблема обеспечения  жильем военнослужащих. Для финансирования  накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих предусматривается в 2008 году 8,3 млрд. рублей, на 2009 год – 11,7 млрд. рублей, на 2010 год – 14,2 млрд. рублей.

6.Приоритетным направлением бюджетных  расходов остается развитие транспортной  инфраструктуры. Расходы федерального  бюджета на дорожное хозяйство  по оценке составят в 2008 г. более 249,0 млрд. рублей, а в 2009 г. - более 260 млрд. рублей.

7.Предусмотрены средства для  повышения устойчивости обеспечения  населения и экономики электроэнергией. В 2008-2009 гг. из федерального бюджета в уставные капиталы системообразующих организаций электроэнергетики будет направлено 30,0 млрд. рублей в 2008 году и 60,0 млрд. рублей в 2009 году.

8.К 2010 году будет завершена  реструктуризация угольной промышленности. Для завершения мероприятий, связанных  с реструктуризацией угольной  промышленности Российской Федерации  предлагается выделить в 2008 году 13,3 млрд. рублей, что почти в 2 раза  больше, чем в 2007 году, в 2009 году  – 14,5 млрд. рублей и в 2010 году 13,1 млрд. рублей.

9.Предусмотрено финансирование  мер по поддержке авиастроения. С 11,4 млрд.рублей в 2007 году до 12,5 млрд.рублей в 2008 году, 15,9 млрд.рублей в 2009 году и 17,9 млрд. руб. к 2010 году увеличивается финансирование федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года».

10.Возрастут масштабы и повысится эффективность государственной поддержки сельского хозяйства. На поддержку сельскохозяйственного производства в 2008-2010гг. предполагается направить в виде субсидий  ежегодно по 33,4 млрд. рублей бюджетных ассигнований.

11.В полном объеме будет финансироваться  демографическая программа. Общие  расходы на реализацию основных  мероприятий по улучшению демографической ситуации составят: 39,5 млрд. рублей - в 2008 году; 43,9 млрд. рублей - в 2009 году; более 80 млрд. рублей - в 2010 году (с учетом расходов на предоставление материнского (семейного) капитала).

12.Будет продолжена реализация  приоритетного национального проекта  «Образование». В 2008-2009 гг. в его  рамках будут осуществляться  доплаты к заработной плате  классных руководителей; лучшие  учителя получат ежегодное поощрение;  юношей и девушек получат премий.

13.Существенно возрастут расходы  на науку. В проекте федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года расходы на науку гражданского назначения определены в следующих объемах: 2008 год – 116,2 млрд. рублей, 2009 год – 137,6 млрд. рублей и 2010 год – 170,0 млрд. рублей, что больше уровня 2007 года соответственно в 1,2 раза, в 1,4 раза и в 1,7 раза.

14.Предусмотрены все необходимые  средства для предотвращения  возникновения и защиты страны  от внешних угроз. К 2010 году  расходы на национальную оборону  (без инвестиций, включающих реализацию  федеральных целевых программ  и непрограммной части ФАИП) возрастут по сравнению с 2007 годом в 1,5 раза, в том числе в 2008 году – в 1,19 раза.

В заключение необходимо обратить внимание на следующий  аспект: первые места в списке проекта  федерального бюджета России на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 годов принадлежат поддержке социального сектора и развитию транспортной инфраструктуры. К 2010 году намечается рост доли межбюджетные трансфертов, выделяемых для покрытия дефицита бюджетов Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Развитию в стране культуры, здравоохранения и образования в проекте уделено явно недостаточно внимания.

 

 

 

 

 

  1. СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА.

Сбалансированность  бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Этот  принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним — несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета — обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета — разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета  не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Сбалансированность  бюджета достигается разными  методами; одни из них применяются  при формировании бюджета; другие —  при его исполнений. К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений; планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом; сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности; жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью; использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается  с помощью: введения процедуры санкционирования бюджетных расходов; строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы; определения оптимальных сроков осуществления расходов; использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета; совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами; мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов; последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств; оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами; использования бюджетных резервов и т.д.

Информация о работе Дефицит бюджета