Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:39, курсовая работа
Целью работы является раскрытие основного экономического содержания бюджетного федерализма. Для этого последовательно рассмотрены сущность, принципы, модели, механизмы функционирования, проблемы и направления развития бюджетного федерализма.
Введение ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность, содержание, модели бюджетного федерализма ………5
1. 1. Понятие бюджетного федерализма ……………………………………..5
1. 2. Принципы бюджетного федерализма ......................................................8
1. 3. Модели бюджетного федерализма ………………………………………..12
1. 4. Законодательная основа бюджетного федерализма …………………..16
Глава 2. Механизм функционирования бюджетного федерализма
в Российской Федерации ……………………………………………………..21
2. 1. Разграничение расходных и доходных полномочий бюджетов разных уровней……………………………..…………………………………………….21
2. 2. Механизмы вертикального и горизонтального бюджетного
выравнивания …………………………………………………………………24
Глава 3. Проблемы и направления развития бюджетного федерализма в Российской Федерации ……………………………………………………….29
Заключение ……………………………………………………………………....33
Список использованной литературы ………………………………...………...35
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Эти органы в соответствии со ст. 132 Конституции РФ могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
В 1998 г. был принят Бюджетный кодекс РФ, который стал главным законодательным актом в области бюджетных отношений
Статья 1 Бюджетного кодекса РФ относит к бюджетным правоотношениям:
Органы государственной власти
и управления относятся к числу
субъектов бюджетного права, участие
которых обязательно в
В Бюджетном
кодексе РФ понятие «бюджетного
федерализма» отсутствует, хотя в обсуждавшемся
законопроекте кодекса ему
Иначе говоря, речь идет об определенной конкретизации целей и методов бюджетной политики – о равенстве бюджетных прав, единстве бюджетной системы, разграничении бюджетных полномочий, самостоятельности бюджетов, сбалансированности бюджетной системы в целом.
В соответствии с гл. 16 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные отношения осуществляются в форме предоставления трансфертов:
В принятом варианте бюджетного кодекса РФ полномочия различных уровней бюджетной системы разделены на три группы и прописаны в различных разделах кодекса. В частности выделяются следующие виды бюджетных полномочий разных уровней бюджетной системы:
В рамках Налогового кодекса РФ
(вступил в действие с 1 января 1999г.)
устанавливаются общие принципы
налогообложения, раскрывается содержание
налоговых отношений и
Налоговым кодексом РФ и законодательными актами соответствующих уровней бюджетной системы РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов:
Принадлежность налога к тому или
иному виду не характеризует компетенцию
соответствующих органов власти
по введению, управлению и распоряжению
этим налогом. По каждому налогу установлен
свой объем налоговых полномочий
органов власти. Принятые в 2003 г Федеральные
законы «О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон «Об общих
принципах организации
Глава 2. Механизм
функционирования бюджетного федерализма
в Российской Федерации
2. 1. Разграничение расходных и доходных
полномочий бюджетов разных уровней
Расходы бюджета – это не просто денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления, это экономические отношения, возникающие в связи с нормативно-правовым регулированием и распределением денежных средств государства, предназначенных для финансирования затрат на оказание государственных услуг, и их использованием по отраслевому, целевому и территориальному различию.
Права и обязанности
соответствующих органов
Расходные полномочия включают в себя:
Различаются бюджетные расходы по следующим направлениям:
По взаимному
согласию органов государственной
власти РФ, субъектов РФ и местного
самоуправления отдельные виды расходов
могут передаваться из одного уровня
бюджетной системы в другой с
соответствующей передачей
Каждый уровень власти в процессе расходования бюджетных средств в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции:
Разграничение
расходных полномочий между органами
государственной власти Российской
Федерации, органами государственной
власти субъектов РФ и органами местного
самоуправления предполагает необходимость
законодательного разграничения между
органами власти разных уровней прав,
обязанностей и ответственности
за выполнение расходных полномочий.
Разграничение расходных
Обеспечение финансовой самостоятельности территорий означает не только распределение ответственности между уровнями бюджетной системы по самостоятельному осуществлению определенных видов расходов, но и обеспечение реальных возможностей получения источников доходов для этого. Только после того, как распределена ответственность за расходы и стал известен их общий объем на каждом уровне государственной власти, происходит разработка системы закрепления налогов и перераспределения доходов между различными уровнями власти.
Цель государственного регулировании доходов бюджетов состоит в таком распределении налоговых поступлений между звеньями бюджетной системы Российской Федерации, которое гарантировало бы нормативную часть расходов, законодательно закрепленную за каждым из этих звеньев, и свело бы тем самым к минимуму необходимость дополнительного перераспределения между ними финансовых средств.
Доходы бюджетов образуются за счет собственных, закрепленных и регулирующих доходных источников, а также прямой финансовой помощи в различных формах и других доходов в соответствии с законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год.
К собственным доходам бюджетов относятся:
Пропорции распределения налогов и порядок бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет.
Принцип разграничения доходов определяется как собственно закрепление всех видов доходов за соответствующими бюджетами без конкретизации критериев этого разграничения.
Разграничение налогов (налоговых полномочий) и доходных источников между органами власти и управления разных уровней должно базироваться на следующих принципах: