Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение бюджетного устройства, бюджетной системы, принципы построения и состав доходной и расходной части государственного бюджета.
ВВЕДЕНИЕ
1. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ
1.2. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА, ЕГО ПРИНЦИПЫ И СТАДИИ
2. БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА
2.1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
2.2. НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
2.3. РАСХОДЫ БЮДЖЕТА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
3. АНАЛИЗ ЗАКРЕПЛЕННЫХ И РЕГУЛИРУЮЩИХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
3.1. ПОНЯТИЕ ЗАКРЕПЛЕННЫХ И РЕГУЛИРУЮЩИХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
3.2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ И РЕГУЛИРУЮЩИХ ДОХОДОВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА
3.3. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ И РЕГУЛИРУЮЩИХ ДОХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
3.1. НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
В соответствии с бюджетной классификацией Республики
Беларусь
доходы республиканского бюджета подразделяются
на налоговые и неналоговые
К налоговым источникам доходов бюджетной системы, относятся те поступления, которые установлены законодательным путем и которые взимаются, как правило, безвозмездно и безвозвратно. Это, прежде всего, налоги, сборы и другие обязательные платежи. При их неуплате наступает определенная юридическая ответственность, так же к налоговым источникам относят пени и штрафы за нарушение налогового законодательства. . Они вносятся в бюджет за оказание какой-либо услуги юридического характера от имени государства уполномоченным на то органами и учреждениями.
К налоговым доходам относятся:
К неналоговым доходам относятся те поступления в бюджет, которые не являются обязательными и при их невнесении, как правило, не наступает ответственность. Законодательством Республики Беларусь предусмотрены, следующие поступления, отвечающие определению их как неналоговые доходы. Это, прежде всего, государственная и таможенные пошлиныК пошлинам примыкают сборы и иные пошлины, которые взимаются за оказание любых других услуг. Характерной особенностью этих пошлин и сборов является то, что за неуплату их не наступает ответственность. Просто субъекту не будет оказана определенная услуга.
К неналоговым доходам относятся:
В доходы бюджета могут зачисляться безвозмездные поступления,
получаемые государственными органами со стороны иностранных
государств, от физических и юридических лиц, от других
государственных органов, международных организаций и Правительств
иностранных государств.
Уплаченные (взысканные) плательщиками платежи в
республиканский бюджет и государственные целевые бюджетные фонды
зачисляются банками в полном размере на:
Перечень платежей, зачисляемых на Единый казначейский счет,
минуя транзитные счета органов взыскания, устанавливается
Министерством финансов. Операции по платежам, зачисленным на единый
казначейский счет, в том числе и по их возврату, выполняются Главным
государственным казначейством Министерства финансов.
3.2. ЗАКРЕПЛЕННЫЕ (СОБСТВЕННЫЕ) И РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
В зависимости от порядка и условий зачисления в бюджет доходы подразделяются на постоянно закрепленные (собственные) и регулирующие.
Постоянно закрепленные — это такие доходы, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь полностью или в твердо закрепленном размере постоянно или на весьма длительный срок поступают в определенный бюджет.
Закрепление доходов за определенным бюджетом является основным порядком в распределении доходов между бюджетами, что повышает бюджетную самостоятельность субъектов бюджетного права. Это закрепление осуществляется бюджетным и налоговым законодательством.
К сожалению, белорусское законодательство не определяет долю самостоятельных (закрепленных) источников местных бюджетов. Практика закрепления постоянных источников доходов до 70 % всех поступлений в местные бюджеты любого уровня является оптимальной. Уменьшение этой доли приводит к зависимости каждого звена бюджетной системы от вышестоящего бюджета.
К собственным доходам местных бюджетов любого уровня относятся также безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, иностранных субъектов (дарение, завещание, благотворительность и др.) Кроме того, в зависимости от уровня местного Совета в их бюджеты включаются в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год», следующие доходы:
I. В бюджеты областей и г. Минска:
а) подоходный налог с физических лиц;
б) налог на недвижимость;
в) земельный налог;
г) платежи за использование природных ресурсов и платежи за переработку нефти и нефтепродуктов;
д) налог при упрощенной системе налогообложения;
е) единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
ж) единый налог для производителей сельхозпродукции;
з) налог на игорный бизнес и некоторые другие налоги, и сборы, а также ряд неналоговых доходов.
II. В бюджеты Советов базового уровня:
а) налог на прибыль общественных организаций и кооперативов и др.;
б) поступления от сдачи в аренду имущества коммунального хозяйства;
в) плата за различного рода регистрацию и перерегистрацию;
г) местные налоги, сборы и платежи;
д) иные доходы в соответствии с решениями областных Советов депутатов при утверждении бюджета области.
III. В бюджеты местных Советов первичного уровня:
а) местные налоги и сборы;
б) иные доходы, которые предусматриваются решениями районных Советов при утверждении бюджетов районов.
Законодательством Республики Беларусь установлено, что все доходы сверх плановых заданий расходуются местными Советами по своему усмотрению и изъятию не подлежат.
Кроме
собственных (закрепленных) доходов
бюджетов применяется система
Регулирующие доходы — это такие доходы, которые ежегодно передаются из вышестоящих бюджетов в нижестоящие за счет собственных доходов в определенном размере для покрытия расходов, которые не обеспечиваются собственными (закрепленными) доходами.
Перечень регулирующих доходов и их размер утверждается при принятии закона об утверждении республиканского бюджета, а местные Советы определяют по своему усмотрению перечень и размер отчислений в нижестоящие местные бюджеты.
К числу регулирующих доходов относятся такой крупный налог, как НДС, а также акцизы.
Таким образом, одни и те же источники дохода по отношению к одному бюджету будут собственными (постоянно закрепленными), а по отношению к нижестоящему — регулирующими.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Республика Беларусь является унитарным государством, и этому типу государственного управления соответствует построение бюджетной системы, которая объединяет республиканский и местные бюджеты.
Государственный бюджет является финансовым планом любого государства, на основе которого осуществляются экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованного государственного фонда денежных средств. Средства государственного бюджета используются для обеспечения выполнения государством своих основных функций, в том числе и для поддержания деятельности отдельных предприятий, и отраслей народного хозяйства.
В настоящее время в республике функционируют 1664 местных бюджета, которые являются финансовой базой регионов и обеспечивают осуществление мероприятий по их социально-экономическому развитию.
Из местных бюджетов финансируются объекты жилищно-коммунального хозяйства, а также транспорт, дорожное хозяйство, благоустройство населенных пунктов, развитие рыночной инфраструктуры и др. Около 70 % расходов государства на социально-культурную сферу несут местные бюджеты.
В современных условиях (в связи с переходом к рыночным отношениям) методы и принципы формирования, распределения и использования бюджетных средств претерпели ряд существенных изменений. При плановой экономике государственный бюджет составлялся, в основном, исходя из решений съездов КПСС, и не всегда точно отражал экономическую ситуацию в стране, часто чрезмерно жестко направлял деятельность предприятий и организаций народного хозяйства. В переходной экономике государственный бюджет должен способствовать сохранению и росту экономического и технического потенциала страны.
.В
Республике Беларусь уже
Основным
источником поступления средств
в бюджет являются налоги. Их доля в
общей сумме доходов
Информация о работе Бюджетное устройство Республики Беларусь