Бюджетирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Современный бизнес в России очень динамичен и достаточно суров. Уже нельзя принимать решения, основываясь только на интуиции и личном представлении о положении дел. Чтобы удержать достигнутые позиции, менеджеры, экономисты, бухгалтера вынуждены использовать новые технологии управления. Особенно это касается повышения эффективности управления материальными и финансовыми ресурсами. Для оптимизации процесса принятия управленческих решений, для оценки возможных последствий этих решений в компаниях и стали внедрять системы бюджетирования. Бюджетирование позволяет получить конкурентные преимущества через создание эффективной системы управления ресурсами, предугадывая возможные проблемы и соответствующим образом планируя будущие действия. Очень важным является и то, что создание системы бюджетирования требует интеграции управленческих и информационных технологий, что приводит к повышению эффективности управления.

Файлы: 1 файл

курсовая БУУ.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

Коммуникационная  функция бюджетирования усиливается, когда процесс его осуществляется в виде комбинации информационных потоков, движущихся во встречных направлениях.

При реализации коммуникационной функции процесса бюджетирования следует иметь в  виду, что она достаточно трудоемка  и дорогостояща и, если затраты на нее будут выше чем ее достоинства, – она превратится в бюрократический тормоз.

  1. Обеспечение координации деятельности организации.

Координация деятельности подразделений организации в  процессе бюджетирования имеет чрезвычайно  важное значение. Составление бюджета (сметы) является своего рода механизмом, при помощи которого действия различных  подразделений организации могут быть согласованы и сведены в единый процесс.5

Координация жизненно необходима там, где при принятии решений отдельные структурные  подразделения и должностные  лица относительно независимы от центрального руководства (например, филиалы, представительства и т. п.).

Выполнение  бюджетов может рассматриваться  в качестве одной из целей организации, вместе с тем сами бюджеты должны быть направлены на достижение нескольких целей в зависимости от временных  границ их функционирования, сферы  применения и степени детализации.

В зависимости  от временного интервала охватываемого  бюджетом различают стратегические, тактические и операционные бюджеты.

Бюджетный период (продолжительность временного интервала охватываемого бюджетом) для стратегического бюджетирования составляет от 3 до 10 лет, для операционного – 1 год.

Сфера стратегического  бюджетирования обычно достаточно широка и охватывает основные направления  развития организации в рамках значительного  временно(го периода.

Тактические и  операционные бюджеты более ограничены и касаются лишь некоторых аспектов, обозначенных в стратегических бюджетах.

Стратегические  бюджеты обычно менее детализированы относительно тактических и операционных, цели их количественно формируются укрупнено: освоить рынок данного товара в ближайшие 5 лет, достичь удвоения вложенного капитала к концу конкретного периода, получить статус компании мирового класса и др.

Тактические и  операционные бюджеты в отличие  от стратегических достаточно детализированы, чтобы ориентировать текущую  деятельность на достижение стратегических целей. При этом они должны формировать значимую информацию о том, как осуществить свои цели эффективно и экономично.

Ключевым моментом использования тактических и  операционных бюджетов выступает обеспечение  бюджетной системой конгруэнтности (совпадения) целей организации в целом и ее подразделений.

Между стратегическими, тактическими и операционными бюджетами существует взаимосвязь ( Приложение 1).

Хотя в практической деятельности могут быть и дисбалансы, например:

- положения стратегических и тактических бюджетов не находят отражения на операционном уровне (открытие нового предприятия потребует переподготовки персонала, или отыскания источников нового вида сырья);

- положения стратегических и операционных бюджетов не находят отражения на тактическом уровне (переподготовка персонала оказывается очень дорогой или приводит к временному уменьшению объема выпуска);

- положения тактических и операционных бюджетов не находит отражения на стратегическом уровне (стратегические цели потребуют пересмотра тактических и операционных ограничений).

Наличие в процессе бюджетирования хотя бы одного из приведенных  видов дисбаланса целей может  пагубно отразиться на достижении целей  организации.

 

1.3 Технология формирования бюджета

Технология бюджетирования включает виды и формы бюджетов, целевые показатели (систему финансово-экономических показателей, на основе которых строятся бюджеты), порядок консолидации бюджетов в сводный бюджет организации.

Системный характер бюджетирования означает, что в бюджетном процессе совокупность бюджетов отдельных центров ответственности в обязательном порядке формирует сводный бюджет компании в целом. Иными словами, в конечном итоге объектом бюджетирования служит бизнес компании как единое целое, и бюджетные показатели для отдельных подразделений и по отдельным сегментам хозяйственной деятельности устанавливаются, исходя из критерия максимизации конечных финансовых результатов предприятия в целом. 6

Существует много разновидностей бюджетов, применяемых в зависимости от структуры и размера организации, распределения полномочий, особенностей деятельности и т.п. Их можно классифицировать по следующим признакам: 7

Таблица 1.

Классификация бюджетов по основным классификационным признакам

Классификационный признак

Вид бюджета

По сферам деятельности предприятия

1.Бюджет по  операционной деятельности детализирует  в рамках соответствующего времени  содержание показателей, отражаемых  в текущем плане доходов и  расходов по данной деятельности

2.Бюджет по  инвестиционной деятельности направлен на соответствующую детализацию показателей текущего плана доходов и расходов по этой деятельности

3.Бюджет по  финансовой деятельности детализирует  показатели текущего плана поступления  и расходования денежных средств

По видам затрат

1.Текущий бюджет состоит из двух разделов: текущих расходов, представляющих собой издержки производства по рассматриваемому виду операционной деятельности и доходов от текущей хозяйственной деятельности, сформированными в основном за счет реализации продукции (товаров, услуг)

2.Капитальный  бюджет доводит до конкретных  исполнителей результаты текущего  плана капитальных вложений, разрабатываемого  на основе осуществления нового  строительства, реконструкции и  модернизации основных фондов, приобретения  новых видов оборудования и нематериальных активов и т.д.

По широте номенклатуры затрат

1.Функциональный  бюджет разрабатывается по одной  (или двум) статьям затрат (бюджет  оплаты труда персонала и т.д.)

2.Комплексный  бюджет разрабатывается по широкой  номенклатуре затрат (производственный участок, административно-управленческие расходы и т.п.)

По методам разработки

1.Фиксированный  бюджет не зависит от изменения  объемов работы (расходы по обеспечению  охраны предприятия).

2.Гибкий бюджет  устанавливает планируемые текущие или капитальные затраты в виде норматива расходов

По длительности планируемого периода

1.Ежедневный, понедельный,  месячный, квартальный, годовой

По периоду составления

1.Оперативный  бюджет прямо связан с достижением  целей предприятия (план производства, материально-технического снабжения)

2.Текущий бюджет  направлен на планирование текущих  целей предприятия

3.Перспективный бюджет  генерального развития бизнеса  и долгосрочной структуры организации

1.Самостоятельный  бюджет изолирован, не зависит  от других бюджетов

По непрерывности планирования

2.Непрерывный бюджет, к которому по окончанию месяца  или квартала добавляется новый

1.Укрупненный бюджет, в котором основные статьи  доходов и расходов указываются  укрупнено

2.Детализированный  бюджет, в котором все статьи доходов и расходов расписываются полностью по всем составляющим

По степени содержания информации


 

 

Основными бюджетами, составление  которых обязательно для каждой организации, являются:

- прогноз баланса;

- бюджет доходов и расходов (или прогноз отчета о прибылях и убытках);

- бюджет движения денежных средств.8

Процесс формирования отдельного основного бюджета включает: разработку формата документов, определение  перечня необходимых первичных  документов, установление временного регламента составления бюджета, разработку схемы консолидации бюджета, определение ответственных лиц за составление бюджета, сбор и обработку информации.

Бюджет продаж является основополагающим при определении ожидаемых денежных поступлений. В условиях рыночной экономики он должен быть предельно точным и обоснованным, максимально учитывать рекомендации службы маркетинга.
Задача службы маркетинга - грамотно рассчитать цену на товар, которая принесет максимальный доход, и количество товаров, которые предполагается продать по этой цене.

Определяя возможный  уровень цен, следует хорошо понимать взаимоотношения между ценой  и покупками потребителей и их представлениями. С позиции экономической  теории эта взаимосвязь определяется тем, что рыночная равновесная цена на товар достигается при соответствии спроса со стороны покупателя и предложения со стороны продавца. Первого интересует потребительная стоимость, определяющая, являются ли эти издержки общественно необходимыми (способен ли товар удовлетворять общественные потребности), второго - стоимость, обусловливаемая затратами коммерческой организации.9

Бюджет продаж формируется  на базе заключенных договоров организации, показателей бизнес-плана, анализа  производственной деятельности предыдущих лет.

Бюджет продаж рассчитывается в натуральных единицах и в стоимостных показателях в разрезе основных видов продукции. Базовый алгоритм расчета при составлении бюджета продаж задается уравнением:

S = QК*PК,

где S - выручка, продажи, в стоимостном выражении;

QK - количество реализуемой продукции (натуральные единицы);

PK - прогнозные цены.

После того как сформирован  бюджет продаж, следующий шаг -- определение  размера денежных поступлений от этих продаж. Коэффициент инкассации (Кi) выражает процент ожидаемых денежных поступлений от продаж в соответствующем периоде времени от момента реализации продукции.  Например, в течении месяца, в котором произошла отгрузка продукции, оплачено 60% общей суммы, а за следующий месяц - 30%. Это значит, что коэффициент инкассации первого месяца равен 0,6, а второго - 0,3. 

Производственный бюджет - это план производства продукт. В нем конкретизируется бюджет продаж, а также для каждого периода планирования (месяца, квартала) устанавливается количество готовой продукции, которое необходимо произвести.

При составлении производственного бюджета, прежде всего, необходимо установить доступные мощности, т.е. способность производственной системы выпускать определенное количество продукции в течение планового периода. Доступная мощность зависит от таких факторов, как спецификация изделий, график работы, наличие машин и оборудования, эффективность рабочего центра. 10

Бюджет производства определяется по формуле:

Сметный объем производства ожидаемый объем продаж + необходимая величина запасов готовой продукции на конец года – запасы на начало года.

Назначение бюджета прямых затрат на материалы в том, чтобы определить затраты сырья, основных материалов, полуфабрикатов, комплектующих, необходимых для производства готовой продукции.

Потребность в материалах определяется по следующей формуле:

М= Мпр + Змк – Змн, где

Мпр-потребность в  материалах для обеспечения планового  выпуска продукции;

Змк – пранируемый  объем запасов материалов на конец  периода;

Змн – запас материалов на начало периода.

Бюджет прямых затрат на оплату труда подготавливается исходя из бюджета производства (количество единиц продукции, под лежащих изготовлению), данных производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала, занятого непосредственно изготовлением продукции.

В бюджете заработной платы основного производственного персонала необходимо выделять две составные части:

- фиксированную (постоянную) часть оплаты труда;

- сдельную (переменную) часть оплаты труда.

В этом же документе определяются затраты труда в денежном выражении  умножением необходимого рабочего времени на соответствующие часовые ставки оплаты труда. Если к моменту составления бюджета накопилась значительная кредиторская задолженность по выплате заработной платы, то необходимо предусмотреть график ее погашения.

Бюджет общехозяйственных расходов представляет собой детализированный план предполагаемых производственных затрат, отличных от прямых затрат материалов и прямых затрат труда, которые должны быть понесены для выполнения производственного плана в будущем периоде. Данный бюджет включает общецеховые расходы на организацию, обслуживание и управление производством.

Бюджет общехозяйственных  расходов имеет две цели:

- интегрировать все бюджеты общепроизводственных расходов, разработанных руководителями по производству и его обслуживанию и

- аккумулируя эту информацию, вычислить нормативы этих расходов на предстоящий учетный период для распределения их в будущем периоде на отдельные виды продукции или другие объекты калькулирования затрат.

Бюджет  производственных запасов необходим для формирования двух плановых документов:
- бюджета доходов и расходов - в части подготовки данных о себестоимости реализованной продукции;
- прогноза баланса - в части данных о состоянии запасов готовой продукции, незавершенного производства и материалов на конец планового периода.

Бюджет производственных запасов составляется в денежном выражении и содержит плановые показатели по запасам готовой продукции, незавершенному производству и материалам.

Величина запаса собственных оборотных  средств на конец периода определяется на основе следующих показателей:

- объема производства и реализации продукции;

- затрат на производство, хранение и реализацию продукции;

- норм запаса оборотных средств по отдельным видам товарно-материальных ценностей и затрат.

Бюджет коммерческих расходов

Коммерческие расходы - это затраты, связанные с продвижением товаров  на рынок сбыта. Часть этих затрат зависит от объема продаж. Другая часть  является постоянной составляющей бюджета. К ним относятся: комиссионные сборы, уплачиваемые в соответствии с договорами сбытовым и посредническим организациям; транспортные услуги; расходы на рекламу; расходы на тару и упаковку; представительские расходы и т.д.

Коммерческие расходы рассчитываются по формуле:

Рком = Спр*Нком/100,где 

Спр - производственная себестоимость единицы продукции,

Нком - норматив коммерческих расходов, %.

Решение об уровне коммерческих расходов должно зависеть от стратегии  развития организации. Большинство  расходов на сбыт продукции планируется в процентном отношении к объему продаж. При этом темпы роста коммерческих расходов не должны опережать темпы роста уровня продаж.

Назначение бюджета управленческих расходов состоит в определении общих и административных расходов, необходимых для управления организацией в целом.

Информация о работе Бюджетирование