Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 10:44, курсовая работа
Задачи бюджета и его принципы. Источники формирования доходов бюджета.Экономическая сущность расходов государственного бюджета. Задачи в области расходов бюджета. Трехуровневая бюджетная система в России. Пути совершенствования бюджетной системы РФ.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного бюджета 5
1.1 Общие понятия 5
1.2 Принципы бюджета 7
1.3 Доходы и расходы. Распределение доходов и расходов 10
Глава 2. Структура и совершенствование бюджетной системы 18
2.1 Структура государственного бюджета 18
2.2 Направления совершенствования бюджетной системы РФ 23
Заключение 28
Список использованной литературы. 30
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Основным источником формирования доходов является национальный доход, причем в сферу бюджетного перераспределения попадают его конкретные компоненты:
Денежные
средства юридических лиц, сбережения
населения, иностранный капитал (посредством
продажи на финансовом рынке государственных
облигаций; получения кредита под
залог пакета акций крупных предприятий;
получения государственных
Виды доходов бюджета:
Среди
налоговых доходов наиболее
К неналоговым доходам относятся доходы:
В зависимости от государственного устройства страны различают: доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов в унитарном (едином) государстве.
Доходы бюджета - понятие более узкое, чем доходы государства; помимо финансовых средств бюджета всех уровней власти они включают ресурсы государственных внебюджетных фондов и всего государственного сектора.
Главный материальный источник доходов бюджета - национальный доход. Если для покрытия финансовых нужд его недостаточно, государство привлекает национальное богатство (совокупность материальных благ, созданных трудом предшествовавших и нынешних поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество на определенный момент времени).
Огосударствление
национального дохода
Налоги являются главным методом перераспределения национальною дохода, они обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. В доходах центрального бюджета различных государств налоговые поступления составляют около 9/10. Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных (собственные доходы соответствующих бюджетов) и регулирующих доходов.
Государственные займы идут следующими доходами бюджета, по своему финансовому значению. К этому методу государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год.
Пути
получения государственных
1.
Государственные займы,
2.
Кредиты, полученные у
Увеличение
объема кредитных операций
Эмиссия бумажных денег - это самый непопулярный метод, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономические последствия.. К нему обращаются при чрезвычайных обстоятельствах, когда получение государственных займов оказывается затруднительным
Именно поэтому средства, мобилизуемые на основе государственных займов, необходимо рассматривать не в качестве источника формирования доходов бюджета, а в качестве способа временного пополнения бюджетного фонда. Аналогичным образом следует характеризовать и эмиссию бумажных денег. К ней государство прибегает при чрезвычайных обстоятельствах, когда получение доходов и займов оказывается затруднительным, а финансирование бюджетных расходов - неотложным. Данный способ пополнения бюджетных ресурсов вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения, что усиливает инфляционные процессы и влечет за собой тяжелые социально-экономические последствия.
Расходы бюджета - затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.
Экономическая
сущность расходов государственного бюджета
проявляется в том, что они служат активным
инструментом экономической политики.
С их помощью государство воздействует
на перераспределительные процессы, рост
национального дохода, структурное регулирование
экономики, развитие отдельных отраслей
и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности
национальной экономики. Социальная сущность
расходов отражается в том, что через них
государство осуществляет политику социального
маневрирования, обеспечивает воспроизводство
рабочей силы. Следовательно, расходы
государственного бюджета обеспечивают
государству осуществление его главных
функций и задач. Конкретные виды бюджетных
расходов определяются рядом факторов:
природой и функциями государства, уровнем
социально-экономического развития страны,
разветвленностью связей бюджета с народным
хозяйством, административно-
В первую
очередь применяется
Текущие
расходы представляют собой
Капитальные расходы бюджета - это денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности.
Капитальные расходы бюджета включают:
Большинство этих расходов, как правило, отражается в бюджете развития.
Важное
значение имеет функциональная
классификация расходов
1. государственное управление и местное самоуправление;
2. судебная власть;
3. международная деятельность;
4. национальная оборона;
5.
правоохранительная
6.
фундаментальные исследования
7. промышленность, энергетика и строительство;
8.
сельское хозяйство и
9. охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;
10. транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;
11. жилищно-коммунальные хозяйство;
12. образование;
13. здравоохранение и физическая культура;
14. культура, искусство и кинематография;
15. средства массовой информации;
16. обслуживание государственного долга;
17. финансовая
помощь бюджетам других
18. целевые бюджетные фонды;
19. пополнение
государственных запасов и
20. социальная политика;
21. прочие расходы.
В целом в области расходов бюджета до сих пор имеются существенные недостатки: низкая эффективность использования бюджетных средств, широко распространена практика нецелевого расходования средств, непропорционально финансирование отдельных направлений расходов в условиях невыполнения плана по доходам.
Основные задачи в области расходов бюджета:
1. обеспечение
приоритетного финансирования
2. расширение
государственного
3. сокращение
расходов на содержание
4. повышение
эффективности использования
5. уменьшение дотации на покрытие убытков отдельных отраслей;
6. сокращение расходов по отдельным целевым статьям расходов и целевым программам;
7. концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;
Информация о работе Бюджет Российской федерации, его состав и структура