Анализ формирования и исполнения бюджета муниципального образования на примере города Магнитогорск»
Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 10:34, курсовая работа
Краткое описание
Цель курсовой работы – проанализировать состояние бюджета города Магнитогорск за период 2011-2012 гг. Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1) Проанализировать методическую и методологическую основы построения бюджетов; 2) Сравнить отечественную практику построения бюджетов с зарубежной практикой; 3) Рассчитать показатели исполнения бюджета города Магнитогорск за 2011-2012 гг; 4) Проанализировать полученные показатели, выявить положительные и отрицательные стороны бюджета города Магнитогорск; 5) Предложить возможные пути повышения качества формирования и исполнения бюджета муниципального образования.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические основы формирования и исполнения бюджета муниципального образования…………………………………………….….....5 1.1. Основные понятия и характеристики формирования бюджетов городских округов Российской Федерации……………………………..…….5 1.2. Формирование доходной части бюджета муниципального образования……………….……………………………………………………...8 1.3. Формирование расходной части бюджета муниципального образования…………..…………………………………………………………..14 1.4. Сравнение бюджетной системы России с зарубежной практикой………………………………………………………...16 Глава 2. Анализ бюджета города Магнитогорск………………………..23 2.1. Характеристика Магнитогорского городского округа…………..23 2.2. Анализ показателей сбалансированности бюджета……………...24 2.3. Анализ показателей финансовой независимости…………...……26 2.4. Анализ показателей направленности муниципальной бюджетной политики в сфере бюджетных расходов…………………..…………….……..28 2.5. Анализ показателей бюджетной устойчивости…….....…………29 2.6. Анализ показателей долговой зависимости муниципального образования………………………………………………………………………31 2.7. Выводы и предложения по улучшению качества формирования и исполнения бюджета города Магнитогорск……………………………….......33 Заключение………………………….………………………...…………..36 Библиографический список……………………………………………...39 Приложение……………………………………………………………....
В 2011 году данный коэффициент
составил 0,515, это значит, что 51,5% поступлений
в бюджет составляют налоговые
и неналоговые доходы местного
бюджета. В 2012 году 51,2% поступлений в
бюджет направлено от собственных
доходов. Данное снижение подтверждает
наши наблюдения относительно коэффициента
собственной сбалансированности местного
бюджета.
Коэффициент чистой налоговой
независимости:
Показатель
2011 год
2012 год.
Темп роста
Коэффициент чистой налоговой
независимости
0,274
0,276
0,7%
В 2011 и в 2012 гг. показатели находятся
практически на одном уровне: 27,4% и 27,6%
соответственно, однако, проявляется тенденция
к увеличению доли местных налогов в общем
объеме налоговых доходов бюджета Магнитогорска.
Данная тенденция позволяет говорить
об улучшении эффективности администрирования
местных налогов в городском округе Магнитогорск
за 2011-2012 гг.
Коэффициент общей
финансовой зависимости местного бюджета:
Показатель
2011 год
2012 год.
Темп роста
Коэффициент общей финансовой
зависимости местного бюджета
0,485
0,488
0,6%
В 2011 году данный коэффициент
составил 0,485, это значит, что 48,5% общего
объема доходов составляют безвозмездные
поступления из других бюджетов. В 2012 году
данный показатель равен 48,8%. Данные значения
показывают достаточно высокую зависимость
местного бюджета от вышестоящего бюджета.
Данный показатель является обратным
по отношению к коэффициенту финансовой
независимости местных бюджетов.
Коэффициент прямой финансовой
зависимости местного бюджета
Показатель
2011 год
2012 год.
Темп роста
Коэффициент прямой финансовой
зависимости местного бюджета
0,22
0,151
-31,4%
В 2011 году объем
безвозмездных поступлений в виде субсидий
и дотаций был равен 22% от собственных
доходов бюджета Магнитогорска за этот
же период. В 2012 году данный показатель
снизился до 15,1%, а учитывая увеличение
общей финансовой зависимости на 6%,
возможно сделать вывод о структурных
сдвигах в общем объеме финансовой помощи
бюджету Магнитогорска.
Коэффициент общей финансовой
зависимости:
Показатель
2011 год
2012 год.
Темп роста
Коэффициент общей финансовой
зависимости
0,222
0,152
-31,5%
Данный показатель
отличается от предыдущего тем, что в него
включены отчисления от федеральных налогов
по дополнительным нормативам. Значения
практически совпадают, тенденция к снижению
зависимости сохраняется, однако с учетом
отчислений от федеральных налогов зависимость
выросла на 0,002% и на 0,1% в 2011 и в 2012 годах
соответственно.
Коэффициент качества финансовой помощи:
Показатель
2011 год
2012 год.
Темп роста
Коэффициент качества финансовой
помощи
0,647
0,833
28,8%
Коэффициент качества
финансовой помощи показывает, что в 2011
году 64,7% в общем объеме безвозмездных
поступлений в виде субсидий и дотаций
составляют субсидии, а в 2012 году – 83,3%.
Имеет место тенденция к качественному
улучшению финансовой помощи.
Рисунок 3. Показатели финансовой независимости
2.4 Анализ показателей направленности
муниципальной бюджетной политики в сфере
бюджетных расходов
Коэффициент текущих расходов
бюджета
Показатель
2011 год
2012 год.
Темп роста
Коэффициент текущих расходов
бюджета
0,91
0,98
7,7%
В 2011 году 91% общего объема расходов
составили текущие расходы, а 9% - инвестиционные
расходы. В 2012 инвестиционные расходы
составили всего 2%. За период 2011-2012 гг.
происходит увеличение текущих расходов,
обязательств бюджета, что вынуждает Магнитогорск
снижать инвестиционные расходы и теряя,
таким образом, возможные доходы от инвестиций.
Коэффициент относительной
стоимости содержания органов местного
самоуправления:
Показатель
2011 год
2012 год.
Темп роста
Коэффициент относительной
стоимости содержания органов местного
самоуправления
0,05
0,074
48%
За 2011-2012 гг. произошло
увеличение расходов на содержание административного
аппарата с 5% от общей суммы исполненных
расходов в 2011 году до 7,4% в 2012 году. Таким
образом, стоимость содержания административного
аппарата увеличилась на половину, относительно
2011 года. Учитывая, что общий объем расходов
так значительно не изменился, следует
говорить об увеличении штата административных
работников или увеличении стоимости
их труда.
Коэффициент социальной ориентированности
бюджета:
Показатель
2011 год
2012 год.
Темп роста
Коэффициент социальной ориентированности
бюджета
0,172
0,179
4,1%
Данный коэффициент показывает,
какую долю в общем объёме расходов занимают
расходы в социальной сфере. Имеет место
положительная тенденция коэффициента
социальной ориентированности бюджета,
рост показателя с 17,2% до 17,9% от общего
объема расходов.
Рисунок 4. Показатели, характеризующие
направленность муниципальной бюджетной
политики в сфере бюджетных расходов
2.5 Анализ показателей бюджетной
устойчивости
Коэффициент общей финансовой
устойчивости бюджета:
Показатель
2011 год
2012 год.
Темп роста
Коэффициент общей финансовой
устойчивости бюджета
0,528
0,509
-3,6%
Данный коэффициент показывает,
какую долю расходов города обеспечивают
налоговые и неналоговые доходы местного
бюджета. В 2011 году 52,8% расходов покрывались
данными источниками дохода, а в 2012 году
– 50,9%. Сложившаяся негативная тенденция
показывает рост зависимости бюджета
Магнитогорска от безвозмездных поступлений
из других бюджетов.
Коэффициент совокупной финансовой
устойчивости
Показатель
2011 год
2012 год.
Темп роста
Коэффициент совокупной финансовой
устойчивости
1,026
0,996
-2,9%
Данный коэффициент показывает,
насколько обеспечены текущие расходы
общим объемом доходов. Если в 2011 году
текущие расходы были обеспечены более
чем на 100%, то в 2012 году текущие расходы
были обеспечены только на 99,6%. Данные
показатели подтверждают увеличение текущих
расходов по отношению к общему объему
расходов бюджета в 2012 году. Если тенденция
и направление роста этого показателя
не изменится, то в бюджете города не останется
средств и резервов покрытия своих обязательств.
Коэффициент собственной (чистой)
налоговой устойчивости:
Показатель
2011 год
2012 год.
Темп роста
Коэффициент собственной (чистой)
налоговой устойчивости
0,118
0,108
-8,5%
Коэффициент собственной (чистой)
налоговой устойчивости характеризует
степень покрытия текущих расходов доходами
от местных налогов. В 2012 году произошло
снижение данного показателя с 11,8% до 10,8%.
Этот показатель особо важен, так как характеризует
те налоги, управление которыми осуществляется
исключительно городом Магнитогорском.
Не смотря на описанное раннее увеличение
доли местных налогов в общем объеме налоговых
доходов бюджета Магнитогорска на 0,7%,
увеличение текущих расходов более, чем
на 8,5% привело к конечному снижению данного
показателя.
Рисунок 5. Показатели бюджетной
устойчивости
2.6 Анализ показателей долговой
зависимости муниципального образования
Коэффициент долговой емкости
бюджета:
Показатель
2011 год
2012 год.
Темп роста
Коэффициент долговой ёмкости
бюджета
0,001
0,003
300%
Данный коэффициент показывает,
какую долю от собственных доходов составляет
муниципальный долг. Имеет место негативная
тенденция изменения данного показателя,
увеличение соотношения муниципального
долга и собственных доходов Магнитогорска:
в 2011 году показатель составляет 0,1%, а
в 2012 - 0,3%.
Коэффициент долговой зависимости
бюджета:
Показатель
2011 год
2012 год.
Темп роста
Коэффициент долговой зависимости
бюджета
0,0003
0,0014
466,6%
Данный коэффициент характеризует
долю муниципального долга в общем объеме
расходов. Как и в предыдущем коэффициенте,
сохраняется негативная тенденция изменения
показателя: увеличение с 0,03% в 2011 году
до 0,14% в 2012 году.
Коэффициент долговой нагрузки
бюджета:
Показатель
2011 год
2012 год.
Темп роста
Коэффициент долговой нагрузки
бюджета
0,0003
0,0014
466,6%
Данный коэффициент характеризует
долю расходов на обслуживание муниципального
долга в общем объеме расходов. Сохраняется
негативная тенденция изменения показателя:
увеличение с 0,03% от общего объема расходов
в 2011 году до 0,14% в 2012 году.
Коэффициент долговой нагрузки
на одного гражданина
Показатель
2011 год
2012 год.
Темп роста
Коэффициент долговой нагрузки
на одного гражданина
6,87
31
Не смотря на изменение численности
города Магнитогорска с 409 593 человек
в 2011 году до 411880 человек 2012 году, показатель
долговой нагрузки на одного гражданина
вырос с 6,87 рубля на одного человека до
31 рубля на одного человека. Данное увеличение
показателя объясняется увеличением расходов
на обслуживание муниципального долга
в 2012 году.
Рисунок 6. Коэффициент долговой
нагрузки на одного гражданина
Коэффициент предела обслуживания
муниципального долга
Показатель
2011 год
2012 год.
Коэффициент предела обслуживания
муниципального долга
0,0005
0,002
Показатель характеризует соотношение
расходов, связанных с обслуживанием муниципального
долга и общего объема расходов за вычетом
субвенций. Данный показатель имеет негативную
тенденцию, что также свидетельствует
об увеличении расходов на обслуживание
муниципального долга.
Рисунок 7. Показатели долговой
зависимости муниципального образования
2.7 Выводы и предложения по обеспечению
сбалансированности бюджета города Магнитогорск
В рассмотренном периоде можно
выделить как положительные тенденции,
так и отрицательные. Для начала рассмотрим
положительные стороны бюджетного процесса
городского округа Магнитогорск в 2011-2012
гг., среди которых необходимо выделить
следующие изменения:
Увеличение общего покрытия расходов, а значит уменьшение дефицита;
Увеличение объема администрирования
местных налогов, что означает рост финансовой самостоятельности бюджета
города, уменьшение зависимости от вышестоящего
бюджета;
Увеличение равномерности расходования бюджетных средств в течение года. Данный показатель практически приблизился к нормативному, равному 25%. В 2012 году в последнем квартале года израсходовано 28% общего объема расходов за год;
Увеличение объема субсидий
в общем объеме безвозмездных поступлений,
то есть улучшение качества получаемых
безвозмездных поступлений в бюджет города
Магнитогорск, что позволяет проводить
более эффективную бюджетную политику;
Увеличение объема денежных
средств, направляемых в социальную сферу.
Данные расходы направлены на увеличение
общего уровня жизни населения города,
на обеспечение малоимущих семей, на увеличение
денежных пособий пенсионерам и др.;