Анализ динамики и структуры доходов и расходов Федерального бюджета РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 18:11, контрольная работа

Краткое описание

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот.

Оглавление

Экономическое содержание и классификация бюджетных доходов.
3
2
Закрепленные и регулирующие налоговые доходы региональных бюджетов.
9
3
Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ. Финансовая поддержка депрессивных регионов РФ.
12
4
Анализ динамики и структуры доходов и расходов Федерального бюджета РФ .
18

Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 475.00 Кб (Скачать)

-процентные отчисления от налогов вышестоящих бюджетов;

-дотации, т. е. средства, передаваемые в твердой сумме из вышестоящих бюджетов в нижестоящие;

-субвенции, т. е. средства, передаваемые в твердой сумме из вышестоящих бюджетов в нижестоящие на строго определенные цели;

-средства, полученные из вышестоящего бюджета в процессе исполнения бюджета.

В соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы" в число главных регулирующих доходов региональных бюджетов входят отчисления: от налога на добавленную стоимость; от акцизов; от налога на прибыль предприятий, хозяйства, по ставкам, определяемым законами.

Нормативы отчислений, регулирующих доходы, утверждаются вышестоящими региональными органами власти в зависимости от общей суммы расходов регионального бюджета и объема их закрепленных доходов. По объему и экономическому значению регулирующие доходы занимают ведущее положение в доходах региональных бюджетов.

Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами региональных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности общественного производства на подведомственной им территории.

Так как темпы роста расходов региональных бюджетов превышают темпы их доходов (несмотря на отчисления от регулирующих налогов), иногда возникает необходимость в дотациях из вышестоящего бюджета. Нужно отметить, что дотация и субвенция как методы наделения финансовыми ресурсами региональных бюджетов несовершенны. Они лишены стимулирующих качеств и создают у региональных органов иждивенческое настроение.

Такая практика передачи средств не способствует развитию их хозяйственной инициативы, снижает их воздействие на выявление экономических резервов в подведомственном им хозяйстве, уменьшает возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.

Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотации и субвенции, полностью исключить их как методы наделения региональных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению проблемы ликвидации дотационности этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это может привести к постоянным кассовым разрывам и необходимости многократного обращения за ссудами из вышестоящих бюджетов.

В целом это приведет к осложнению в финансировании плановых мероприятий. Поэтому, видимо, не везде и не всегда следует стремиться к замене дотации любыми средствами. Представляется, что дотация может иметь место в тех населенных пунктах, где в силу исторических условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, исторических памятников и других причин экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов.

Местные же источники не в состоянии покрыть необходимые расходы. Примером могут служить города и поселки-курорты, города - исторические и архитектурные заповедники и др. Субвенции же следует выдавать целевым назначением на определенные мероприятия, на осуществление которых па местах не хватает средств.

 

 

 

3.      Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ. Финансовая поддержка депрессивных регионов РФ.

3.1. Неналоговые доходы субъектов РФ.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41, 42, 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе за счет:

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

- доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ, в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

- доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ, в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

- доходов от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями субъектов Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ, в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

- части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, - в размерах, определяемых в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

- платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40 процентов;

- платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, - по нормативу 100 процентов;

(в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

абзац утратил силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ;

- декларационного платежа - по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2006 N 265-ФЗ)

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ;

(абзац введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

- доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 20 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

- доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, - по нормативу 20 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

- доходов от продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, передачи в аренду таких земельных участков, продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков - по нормативу не более 50 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ)

- доходов от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не более 50 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ)

- платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

- разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), по участкам недр, содержащих месторождения природных алмазов, - по нормативу 100 процентов.

(абзац введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

В бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению:

- плата за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 80 процентов;

- доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 100 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

- доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, - по нормативу 100 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

- доходы от продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, передачи в аренду таких земельных участков, продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков - по нормативу 100 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ)

- доходы от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ)

- плата за снятие запрета на реконструкцию, строительство зданий, строений, сооружений на земельном участке - по нормативу 100 процентов.

(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ)

(часть вторая в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

 

3.2. Методика распределения средств, предназначенных для дополнительной финансовой поддержки депрессивных регионов.

Настоящая методика определяет порядок расчета распределения средств федерального бюджета, направляемых на оказание финансовой помощи бюджетам других уровней для поддержки депрессивных регионов, на основе единой методологии для каждого субъекта Российской Федерации.

В предлагаемом расчете собственные доходы регионов увеличиваются на сумму ожидаемой финансовой поддержки в виде трансфертов, дополнительной помощи и средств по взаимным расчетам (предусмотренных в федеральных программах по развитию регионов). В общую сумму доходов входит двадцатипроцентная недоимка по платежам в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Средства дополнительной финансовой поддержки регионам направляются на первоочередные расходы. В связи с этим в расходной части бюджетов субъектов Российской Федерации учитывается ожидаемое в 1998 году финансирование социально значимых статей: заработной платы, начислений на заработную плату, ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей, стипендии, питания, медикаментов. Данные расходы увеличиваются на размер субсидий по жилищно-коммунальному хозяйству, средств на содержание объектов социально - культурной сферы, не обеспеченных источниками финансирования в прошлом году, кредиторскую задолженность по заработной плате с начислениями средств по детским пособиям и стипендиям, сложившуюся на 1 июня 1998 г. по отчетности об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации.

За основу расчета принята бюджетная обеспеченность доходами расходов по социально значимым статьям с учетом средств, не обеспеченных источниками финансирования за отчетный финансовый год, а также кредиторской задолженности. Основным критерием для определения депрессивности региона в данном случае служит расчетное превышение расходов над доходами в объеме бюджета (Пр), которое определяется по следующей формуле:

Пр = (Р – Д/ Р) x 100% , где

Р - социально значимые расходы по бюджетам субъектов Российской Федерации, увеличение на кредиторскую задолженность, субсидии жилищно - коммунальному хозяйству и др.;

Д - доходы субъектов Российской Федерации с учетом финансовой помощи, выделяемой из федерального бюджета, увеличенные на источник для покрытия дефицита бюджетов в виде 20 процентов недоимки.

По методике расчета для депрессивных регионов расчетное превышение расходов над доходами в объеме бюджета в процентном отношении должно иметь положительное значение, то есть быть выше нуля. В дальнейшем происходит отбор такого региона и определяется абсолютная сумма (Аб) ее расчетного превышения расходов над доходами или недостающая сумма для покрытия расходов по социально значимым статьям:

Аб = Р - Д.

Из 1500 млн. рублей, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год" на поддержку депрессивных регионов, исключаются средства, имеющие целевой характер финансовой поддержки. Оставшаяся сумма в размере 1170 млн. рублей распределяется пропорционально удельным весом в недостающей сумме для покрытия расходов по социально значимым статьям, финансируемым из бюджетов депрессивных регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Анализ динамики и структуры доходов и расходов Федерального бюджета РФ за период 2002 – 2007 г.г.

Таблица 1 - Структура доходов федерального бюджета в 2002-2004 гг.(в % к общей сумме доходов)

В 2004 году, в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры на основные товары традиционного российского экспорта, доходы федерального бюджета составили 3425.6 млрд. руб., или 20.4% ВВП (2586.2 млрд. руб. за 2003 год, или 19.6% ВВП).

За январь - ноябрь 2004 года поступления налоговых платежей в федеральный бюджет составили 2827 млрд. руб. (18.6% ВВП), или 91.9% от общего объема доходов (поступления налоговых платежей в январе-ноябре 2003 года составили 18% ВВП). Поступления неналоговых доходов за январь-ноябрь 2004 года определились на уровне 199 млрд. руб., или 1.3% ВВП. Объем платежей за пользование природными ресурсами 2004 года по сравнению с тем же периодом прошлого года возрос на 0.7 п.п. ВВП. Объем экспортных пошлин вырос на 1.6 п.п. ВВП по отношению к январю-ноябрю 2003 года и составил  3.8% ВВП.

Информация о работе Анализ динамики и структуры доходов и расходов Федерального бюджета РФ