Влияние дополнительного образования населения на экономику государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:42, реферат

Краткое описание

Цель данного реферата: определить влияние дополнительного образования населения на экономику государства.
Для решения данной цели был поставлен ряд задач:
определить понятие и сущность дополнительного образования населения, его структуру и виды;
установить систему дополнительного образования населения РФ;
выявить влияние дополнительного образования на экономику государства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Понятие и сущность дополнительного образования населения, его структура и виды 4
ГЛАВА 2 Система дополнительного образования в РФ 11
ГЛАВА 3 Влияние дополнительного образования населения на экономику государства 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17

Файлы: 1 файл

Реферат по БЖД.docx

— 43.33 Кб (Скачать)

 

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Уральский государственный  университет физической культуры»

Кафедра безопасности жизнедеятельности

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по  безопасности жизнедеятельности

Влияние дополнительного  образования населения на экономику  государства 

 

 

 

                                                                   Выполнил: студент 430 группы

                                               Салахутдинова В.Г.

                                            Проверил: доцент 

                                                             Старикова Елена Константиновна 

 

 

 

 

 

 

Челябинск, 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 Понятие и  сущность дополнительного образования населения, его структура и виды 4

ГЛАВА 2 Система дополнительного  образования в РФ 11

ГЛАВА 3 Влияние дополнительного  образования населения на экономику  государства 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях, когда изменяется структура занятости  населения, возрастает доля умственного  труда в производстве, уменьшается  потребность общества в малоквалифицированном  труде, остро встает вопрос о поиске дополнительных источников, внутренних резервов экономического роста страны. Одним из таких источников является уровень образования населения.

Для того чтобы сегодня  быть включенным в непрерывный процесс  образования, достаточно просто правильно  использовать имеющиеся возможности.

Одной из таких возможностей является дополнительное образование  населения.

Со времени появления  термина "дополнительное образование" в первой редакции закона "Об образовании" уже минуло более десяти лет. Но до сих пор не утихают дискуссии  относительно того, что должно, и  что не должно делать учреждение дополнительного  образования, каково его место в  образовательной системе.

Цель данного реферата: определить влияние дополнительного  образования населения на экономику  государства.

Для решения данной цели был поставлен ряд задач:

  • определить понятие и сущность дополнительного образования населения, его структуру и виды;
  • установить систему дополнительного образования населения РФ;
  • выявить влияние дополнительного образования на экономику государства.

Объектом данного исследования является влияние дополнительного  образования населения на экономику  государства.

Предмет исследования – экономика государства.

ГЛАВА 1 Понятие и  сущность дополнительного образования населения, его структура и виды

 

Под "дополнительным" понимается мотивированное образование, которое получает личность сверх основного образования, позволяющее ей реализовать устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

Для того чтобы сегодня  быть включенным в непрерывный процесс  образования, достаточно просто правильно  использовать имеющиеся возможности. Система дополнительного образования представлена общим и профессиональным дополнительным образованием.

Общее дополнительное образование развивает личность, способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами, приобретению им новых знаний. Это дополнительное образование для детей.

Основные направленности дополнительных образовательных программ следующие:

  • научно-техническая
  • спортивно-техническая 
  • физкультурно-спортивная
  • художественно-эстетическая
  • туристско-краеведческая
  • эколого-биологическая
  • военно-патриотическая
  • социально-педагогическая
  • культурологическая
  • естественнонаучная и др.

Учреждения дополнительного  образования детей - это дворцы, дома и центры детского и юношеского творчества, реализующие дополнительные образовательные  программы различных направлений; спортивные школы и клубы общей  физической подготовки; кружки, студии, конструкторские бюро, интернет-кафе и информационные центры, станции, музеи. На начало 2002 года это более 18 тыс. учреждений, находящихся в ведении органов  образования, органов по делам молодежи, культуры, спорта, общественных организаций.

Дополнительное образование  также вносит существенный вклад  в профессиональное образование  средней и высшей ступеней. Так, научно-техническое  творчество молодежи, обучающейся в  колледжах, техникумах и вузах весьма успешно реализуется в виде внеучебных форм научно-исследовательской работы студентов (НИРС), в самодеятельных объединениях увлекающейся молодежи.

Программа развития дополнительного  образования детей обязательно  должна присутствовать в любом учебном  заведении профессионального образования. Программа развития дополнительного  образования детей обязательно  должна включать основные аспекты интеллектуального  нравственного развития личности средствами гуманитаризации содержания.

Программа развития дополнительного  образования детей создается  с целью осуществления образования  учащихся путем дифференциации их способностей, содействия непрерывному образованию  в направлении выбранной специальности. Программа развития дополнительного  образования детей должна обеспечивать социальную защиту ребенка во всех направлениях его жизнедеятельности, способствовать формированию его физического  здоровья.

Основным направлением программы  развития профессионального образования  является воспитание в учащихся свободомыслия, личного достоинства, приверженности к демократическим ценностям. Она  должна формировать у учащихся чувство  патриотизма и гордости за свою страну.

Программа развития профессионального  образования обязательно включает характеристику учебного заведения, кадровый потенциал, его материально- техническую  базу, направления дополнительного  профессионального образования, характеристику контингента обучающихся, особенности  организации учебного процесса.

Реализуя программу развития дополнительного образования учебное  заведение пытается сделать образовательный  процесс личностно ориентированным  и интересным.

Таким образом, данный уровень  образования становится важной неотъемлемой частью единой государственной модели непрерывного многоступенчатого образования "школа - вуз - послевузовское образование - дополнительное образование".

Профессиональное  дополнительное образование направлено на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, имеющих профессиональное образование, в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, квалификационными требованиями к профессиям и должностям и способствующее развитию деловых и творческих способностей этих лиц, повышению их культурного уровня.

Профессиональное дополнительное образование включает в себя:

  • повышение квалификации - обновление знаний и навыков лиц, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач;
  • профессиональную переподготовку - приобретение дополнительных знаний и навыков в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, предусматривающими изучение научных и учебных дисциплин, разделов техники и новых технологий, необходимых для осуществления нового вида профессиональной деятельности и получения новой квалификации в пределах имеющегося у обучающихся профессионального образования;
  • стажировку - закрепление на практике знаний и навыков, приобретенных в процессе получения профессионального дополнительного образования, приобретение профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей;
  • дополнительную профессиональную подготовку - совершенствование навыков лиц, получивших профессиональную подготовку.

Дополнительное профессиональное образование обладает рядом устойчивых признаков: широкий выбор программ, различных по целям, формам и срокам обучения; высокая зависимость от спроса на рынке образовательных  услуг. Это может быть отнесено к высшей форме диверсификации и интеграции, которые являются признаками  глобализации в образовании и международного рынка образовательных услуг. Выделяют две основные тенденции глобализации в образовании – это унификация образовательных систем различных стран и превращения образования в одну из разновидностей бизнеса. Первую тенденцию связывают, прежде всего, с Болонским процессом; вторую с Всемирной торговой организацией. Принятие за основу той или иной тенденции развития зависит от факторов и условий, их формирующих. При этом отмечаются структурные изменения в содержании образования с ориентацией учебных программ на «образовательный спрос», которые приобрели явно выраженный характер. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов, что возможно посредством реализации дополнительных образовательных программ.

При оптимизации сети учреждений дополнительного  образования предполагается реализация модели, обеспечивающей переподготовку руководящих кадров системы образования  и тем самым способствующей реализации государственной политики в сфере  образования. При интеграции образовательные  учреждения данного уровня, реализующие  программы переподготовки и повышения  квалификации, станут важными структурными подразделениями университетов  и других образовательных учреждений. Образовательные учреждения ДПО  предусматривают тесную связь с  реальной экономикой, работу на потребителя. В среднесрочной перспективе  предполагается, что основным резервом повышения трудового потенциала России будет система профессионального  обучения взрослых. Соответственно, механизмы  функционирования таких организаций  должны иметь рыночную природу. Часть  учреждений ДПО может быть включена в формирующиеся университетские  комплексы. Одним из ведущих факторов повышения качества подготовки кадров высшей квалификации в университетских  комплексах и ведущих вузах России станет глубокая структурная и программная  интеграция образования и науки. Дополнительные профессиональные образовательные  программы, которые разрабатываются, принимаются и реализуются образовательными учреждениями самостоятельно, и должны: соответствовать квалификационным требованиям к профессиям и должностям; сохранять преемственность по отношению  к государственным образовательным  стандартам высшего и среднего профессионального  образования; быть ориентированными на современные образовательные технологии и средства обучения; обеспечивать совместимость программ ДПО по видам  и срокам, а также обеспечивать соответствие учебной нагрузки слушателей нормативам, принятым правилам оформления программ; содержания программ видам  ДПО. При этом соответствие образовательных  программ квалификационным требованиям к профессиям и должностям определяется составом профессиональных задач, включенных в цели конкретной образовательной программы.

Ориентация на современные образовательные  технологии реализуется путем отражения  в программах новаций: в принципах  обучения (модульность обучения «до  результата», вариативность сроков обучения в зависимости от исходного  уровня подготовленности слушателей, индивидуализация и др.); в формах и методах обучения (активные методы, дистанционное обучение, дифференцированное обучение, оптимизация обязательных аудиторных занятий); в методах контроля и управления образовательным процессом (распределенный контроль по модулям, использование тестирования и рейтингов, корректировка индивидуальных программ по результатам контроля, обеспечение  профориентации в процессе обучения и т.д.); в средствах обучения (компьютерные программы,  тренажеры). Обеспечение совместимости программ различных видов дополнительного профессионального образования реализуется путем соотнесения целей и содержания программ повышения квалификации.

Экономическая устойчивость ДПО, как  системы, в проведенных исследованиях  определяется состоянием всех его ресурсов, при которых оно способно сохранить  свое качество. Конкурентоспособная  система ДПО формируется с  учётом его адаптивности, стабильности и саморазвития. Следует сказать  несколько слов об инновационных  процессах, реализуемых в системе  ДПО, которые можно классифицировать следующим образом:

- Личностная  ориентация образовательного процесса, основанная на изучении потребностей слушателей.

- Структурная  дифференциация, создающая представление  о профессиональной деятельности  системы ДПО. 

- Уровневая  дифференциация – организация  ДПО в соответствии с социальными  особенностями слушателей, уровня  их подготовленности к обучению.

Также одной  из форм дополнительного образования  считается дистанционное образование - универсальная гуманистическая  форма обучения, базирующаяся на использовании  широкого спектра традиционных, новых  информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств, которые создают условия для  обучаемого свободного выбора образовательных  дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит  от расположения обучаемого в пространстве и во времени. Дистанционное образование - это система, в которой реализуется  процесс дистанционного обучения для  достижения и подтверждения обучаемым  определенного образовательного ценза, который становится основой его  дальнейшей творческой и (или) трудовой деятельности. Информационно-образовательная  среда ДО представляет собой системно организованную совокупность средств  передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического  обеспечения, и ориентируется на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

Информация о работе Влияние дополнительного образования населения на экономику государства