Валеология как наука о здоровье человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:08, творческая работа

Краткое описание

Целью валеологии считается предельная реализация унаследованных устройств и запасов жизнедеятельности человека и поддержание на высочайшем уровне вероятностей его адаптации к условиям внутренней и наружней среды. Тут в теоретическом намерении целью валеологии считается исследование закономерностей формирования здоровья и исследование путей прогнозирования и заслуги здорового стиля жизни. В фактическом ведь намерении задача валеологии содержится в исследовании мер и путей сбережения, поддержания и формирования здоровья.

Оглавление

1 Основные понятия валеологии………………………………………….……….3
2 Классификация валеологии…………………………………………………..….6
Основная часть

Файлы: 1 файл

безопасность жизнидеятельности.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

 

Вид работы

Творческая работа

Название дисциплины

Безопасность жизнедеятельности

Тема

Валеология как наука  о здоровье человека

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

 

Содержание

 

1 Основные понятия валеологии………………………………………….……….3

2 Классификация валеологии…………………………………………………..….6

Основная часть

Валеология как наука о здоровье человека

 

1 Основные понятия валеологии

 

С самого этапа собственного выхода в свет на Земле человек показывает отличительное внимание к познанию себя самого. Впрочем не взирая на почти все тысячелетия упорных усилий, он до истинного времени не имеет возможности отдать завершающие ответы на почти все стороны собственной сути и бытия. Наверное, для начала данное относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности — здоровью. Как данное ни феноминально, хотя до сравнительно не так давно произошедшего времени вообщем не было науки о здоровье. Только в конце XX столетия русский ученый И.И. Брехман одним из первых заострил делему надобности исследования основ свежей науки и в 1980 г. использовал в быт термин «валеология» (как производное от латинскою valeo «здоровье», «быть здоровым»). С той поры валеология как научное направление и как учебная дисциплина получает все наиболее широкое признание не только в Рф, но и далеко за ее пределами.

К истинному времени  возможно так вычислить ключевые понятия, описывающие валеологию:

Валеология есть межнаучное направление, в базе которого лежит  представление о генетических и многофункциональных запасах систем организма и организма в целом, обеспечивающих стабильность психофизиологического и социокультурного становления и сбережение здоровья человека в критериях воздействия на него меняющихся критерий наружней и внутренней среды.

Валеология как учебная  дисциплина представляет из себя совокупность познаний о здоровье и о здоровом стиле жизни человека.

Предметом валеологии считается  персональное здоровье и запасы здоровья человека, а еще здоровый стиль жизни. В данном содержится одно из главнейших различий валеологии от профилактических мед дисциплин, большая часть из которых разрабатывает всеобщие для этого контингента советы.

Объектом валеологии считается фактически здоровый, а  еще оказавшийся в состоянии предболезни человек. Похожая черта валеологии ставит ее в особенное положение, так как непосредственно таковой контингент людей не классифицируется объектом исследования ни одной иной науки.

Способом валеологии считается высококачесвенная и  количественная оценка здоровья и запасов здоровья человека, а еще изыскание путей их увеличения. Количественная оценка персонального здоровья считается чисто специфичной для валеологии и с успехом развивает и дополняет лежащий в базе медицины высококачественный тест. Черта здоровья на количественной базе позволяет динамической оценки значения личного здоровья и надлежащих корректив являющегося его базисом вида жизни.

Целью валеологии считается  предельная реализация унаследованных устройств и запасов жизнедеятельности человека и поддержание на высочайшем уровне вероятностей его адаптации к условиям внутренней и наружней среды. Тут в теоретическом намерении целью валеологии считается исследование закономерностей формирования здоровья и исследование путей прогнозирования и заслуги здорового стиля жизни. В фактическом ведь намерении задача валеологии содержится в исследовании мер и путей сбережения, поддержания и формирования здоровья.

Задачками валеологии считаются:

1) Исследование закономерностей  формирования здоровья человека.

2) Изыскание и количественная  оценка состояния здоровья и  запасов здоровья человека.

3) Составление установки  на здоровый образ жизни.

4) Сбережение и закрепление  здоровья и запасов здоровья  человека через приобщение его  к здоровому виду жизни.

Связь валеологии с иными  науками. Любому шагу становления человеческого  сообщества свойственен конкретный прогресс становления науки. Сильно данное относится к наукам о здоровье человека. Но сами понятия здоровья и обеспечивающих его причин так  трудоемки и многогранны, собственно оказались предметом рассмотрения почти всех наук, любая из которых исследует только явные нюансы данных основополагающих вопросцев. В следствии исследование заморочек самочувствия и путей его обеспечивания оказывается предметно разорванным. Вобрав в себя заслуги множества наук (Приложение А), и взяв за базу заслуги наук о человеке в биологии, генетики, физиологии, психологии и множества иных сторон его жизнедеятельности, валеология восоздает интегральное познание по диагностике, мониторингу и управлению здоровьем человека.

Необыкновенно узкие  отношения складываются у валеологии с медициной, которая имеет в  своем составе отрасли, специализирующиеся отдельными вопросами обеспечивания  здоровья, а именно санологию и  гигиену. Хотя валеология, как теснее отмечалось, имеет собственные личные свойства как самостоятельная наука (делему, предмет, объект, способ и так далее), потому меж этими науками присутствуют и принципиальные отличия (Приложение Б).

Как заметно из представленной таблицы, валеология сознательно различается от иных наук, изучающих состояние самочувствия человека. Данное различие содержится в том, что в области интересов валеологии пребывает здоровье и здоровый человек на тот момент, как у медицины болезнь и больной, а у гигиены среда обитания и условия жизнедеятельности человека. Вот отчего, как нам сообщает В.П. Петленко (1996), валеология обязана брать ключевые посылки Сократа («человек — познай себя») и Конфуция («человек — сотвори себя») и вычислить своей главной стратегией «Человек, познай и сотвори себя!».

А значит, валеология переносит  акцент в решении основополагающих трудностей здоровья с врачебных, характеризуемых  действием на человека подходящих раскладов, на самого человека, на его обязанность  за свое самочувствие. Но надлежит отметить, собственно меж валеологией и мед науками в отдельных качествах сложно провести конкретную грань, делящую их, и интересы валеологии подчас достаточно плотно соединены с интересами, к примеру, гигиены, санологии и патологии.

Следовательно, тест ключевых начальных показателей валеологии проявляет ее принципиальную специфику и описывает ее место, как в задаче здоровья человека, но и в системе наук о человеке.

 

2 Классификация валеологии

 

Не взирая на собственную  явную юность, в валеологии, оказавшейся на стыке почти всех наук, случается ощутимая дифференциация, отражающая для начала специфику интересов научных работников, пришедших в валеологию из всевозможных секторов экономики научного познания.

Именно в данный момент в валеологии можнож выделить последующие ее ключевые направления.

1) Общественная валеология представляет  из себя базу, методологию валеологии  как науки либо области познания. Она характеризует место валеологии  в системе наук о человеке, предмет, способы, цели, задачки,  ситуацию ее развития. Сюда ведь идет отнести и вопросцы биосоциальной природы жителя нашей планеты и ее роли в обеспечивании самочувствия.

От совместной валеологии, которую можнож осматривать как ствол дерева науки, отступают все ветки, секторе экономики валеологии.

2) Медицинская валеология  описывает отличия меж здоровьем  и болезнью и их диагностику,  исследует приемы наружного укрепления  здоровья и предотвращения болезней, разрабатывает способы и аспекты оценки состояния здоровья населения и отдельных социально-возрастных групп и способы применения резервных полномочий организма для уничтожения начавшейся болезни, изучает наружные и внутренние моменты, грозящие здоровью, разрабатывает советы по обеспечиванию здоровья и здорового стиля жизни человека.

Вполне вероятно, теснее в обозримое будущее мед валеология обязана станет приобрести особенное  место в подготовке семейных медицинских  работников, работа которых во многом станет нацелена на первичную профилактику.

3) Педагогическая валеология  исследует вопросцы преподавания  и воспитания человека, имеющего  крепкую жизненную установку  на здоровье и здоровый стиль  жизни на разных возрастных  шагах возрастного становления.  На данный момент данная ветвь валеологии развивается более динамично, что обусловлено, как минимум, последующими жизненными обстоятельствами:

а) необходимостью сообщества в неотложных мерах по оздоровлению человека через образование у  него культуры здоровья;

б) неувязкой отрицательного воздействия образовательной среды на здоровье ребят

в) условной невысокой  стоимостью внедрения и реализации валеологических программ для оздоровления населения.

Ключевыми понятиями  педагогической валеологии считаются  валеологическое образование, валеологическое изучение, валеологическое образование, валеологическая культура.

Валеологическое образование  есть постоянный процесс преподавания, воспитания и становления здоровья человека, направленный на составление  системы научных и фактических  познаний и умений, поведения и работы, обеспечивающих ценностные дела к собственному здоровью и здоровью находящихся вокруг людей.

Валеологическое изучение — данное процесс формирования познаний о закономерностях развития, сбережения и становления здо|х>вья человека, овладение умениями сбережения и улучшения индивидуального здоровья, оценки формирующих его причин; усвоения познаний о здоровом стиле жизни и умений его возведения, освоения способов и средств ведения пропагандистской мероприятия сосредоточенные на здоровью и здоровому виду жизни.

Валеологическое образование  являет из себя процесс формирования ценностно-ориентированных установок  на здоровье и здоровый жизненный  стиль, возведенных как обязательная часть жизненных ценностей и  общекультурного мировоззрения. Валеологические познания есть совокупа научно аргументированных понятий, мыслей, прецедентов, скопленных родом людским в сфере здоровья и представляющих из себя начальную базу для последующего становления науки и самого валеологического познания.

Эффектом валеологического образования обязана быть валеологическая культура человека, допускающая познание им собственных генетических, физиологических и эмоциональных вероятностей, способов и средств контролирования, сбережения и становления собственного здоровья, искусства раздавать валеологические познания на находящихся вокруг.

Валеологическое образование  соединено и энергично взаимодействует  с иными видами образования: умственным, физическим, проф, эстетическим и иными.

Задач и педагогической валеологии довольно обширны. К главным из их идет отнести:

а) Образование у человека стойкой мотивировки на здоровье и здоровый стиль жизни на базе освоения ними познаний о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности  организма человека.

б) Изучение человека средствам и способам оценки собственного физического состояния и применения многофункциональных полномочий организма и природных средств оздоровления для укрепления собственного здоровья.

в) Валеологическая оценка и динамический контроль значения соматического здоровья людей и организация мероприятия сосредоточенные на их оздоровлению через систему занятий физическими процедурами, психокоррекцию, психолого-педагогические консультации и т.н.

г) Валеологическая оценка организации и содержания образовательного процесса в образовательном учреждении и его сообразная коррекция.

д) Работа с опекунами  имея цель творения благосклонных критерий для здоровья ребят в семье.

е) Работа с педагогическим составом образовательного учреждения для творения коллектива единомышленников-педагогов, нацеленных на здоровьесберегающую профессиональную работа, и валеологическое образование преподавателей, которые сами считаются лидирующей среди небезопасных проф групп риска.

4) Возрастная валеология  исследует специфики возрастного  развития здоровья человека, его отношения с факторами наружней и внутренней среды в всевозможные возрастные периоды и адаптацию к условиям жизнедеятельности.

5) Компетентная валеология  исследует вопросцы, связанные с  неувязкой обеспечивания здоровья  через проф испытание и профессиональную ориентацию при помощи построенныех на научно аргументированных способах оценки личных типологических качеств персоны. Также, она осматривает необыкновенности воздействия умелых моментов на здоровье человека, характеризует способы и средства проф помощи как в ходе трудовой работы, но и на протяжении всей жизнедеятельности.

6) Особая валеология  изучает специфики воздействия  всевозможных особенных, небезопасных  для проживания человека и  экстремальных причин на здоровье  человека и аспекты защищенности данных моментов, описывает способы и средства сбережения и регенерации здоровья на протяжении и в итоге действия этих моментов. Особая валеология плотно связана с выдержкой «базы сохранности жизнедеятельности».

Информация о работе Валеология как наука о здоровье человека