Денежный рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:53, реферат

Краткое описание

Что такое деньги? Этот вопрос занимает научную мысль со времен древнегреческих философов. В разные времена ученые и государственные деятели по-разному определяли природу денег и причины их возникновения, роль и значение в жизни общества и в экономике. Ради денег пролиты реки слез и крови, искалечены миллионы человеческих судеб. К сожалению, и в наше время деньги приносят людям не только радости, но и беды.

Файлы: 1 файл

Денежный рынок.doc

— 988.50 Кб (Скачать)
 

    Причины инфляции

    Что же можно отнести к действительно  инфляционным причинам роста цен?

    Во-первых, это диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета.

    Во-вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики.

    В-третьих, общее повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической теории с изменением структуры рынка в XX веке. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок - это в значительной степени олигополистический рынок.

    А олигополист (несовершенный конкурент) обладает известной степенью власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают "гонку цен", они заинтересованы в ее поддержании и усилении.

    В-четвертых, с ростом "открытости" экономики той или иной страны увеличивается опасность импортируемой инфляции. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие внешнего повышения цен на ввозимые товары. Возможности бороться с импортируемой инфляцией достаточно ограничены.

    В-пятых, инфляция приобретает особый характер в результате так называемых инфляционных ожиданий.

    Многие  ученые в странах Запада и в  нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление  инфляционных ожиданий населения и  производителей - важнейшая (если вообще не главная) задача антиинфляционной политики.

    3.2 Виды инфляции

    Инфляцию можно разделить на два вида: спроса и предложения.

    Первая (инфляция спроса) (demand-pull  inflation)  имеет место в том случае, когда доходы населения и предприятий растут быстрее реального объема товаров и услуг. Повышенный избыточный спрос приводит к завышенным ценам на реальный постоянный объем продукции и вызывает инфляцию спроса. Обратимся к одному из основных равенств макроэкономики: MS´V=P´Q.

    Левая часть этого уравнения определяет совокупный спрос (AD), правая дает стоимостную  оценку совокупного предложения (AS). Экономика функционирует таким образом, что AD всегда выравнивается с AS. Любое возрастание предложения денег (MS) или скорости обращения (V) приводит к подъему AD. С другой стороны, увеличение AS может обеспечиваться как за счет повышения Q, так и из-за роста общего уровня цен P.

    Однако  увеличение объема производства (Q) обычно не превышает 4% в год. Развитие этой составляющей замедленно, поэтому рост MS компенсируется подъемом уровня цен (P), что и вызывает инфляцию спроса.

    С учетом занятости можно выделить три ступени развития этих процессов. В первый объем национального продукта и занятость так низки, что с повышением совокупного спроса безработица снизится, объем производства увеличится, а уровень цен возрастет незначительно. Это объясняется тем, что есть огромное количество бездействующих трудовых и материальных ресурсов, которые можно ввести в действие при существующих на них ценах.

    

    Рис. 5. Уровни цен и занятость 

    По  мере приближения к полной занятости (вторая ступень) при дальнейшем увеличении спроса уровень цен начинает ощутимо повышаться, что связано с исчезновением в некоторых отраслях промышленности производственных мощностей и невозможности дальнейшего увеличения предложения на увеличение спроса.

    Когда общие расходы достигают третьей ступени, полная занятость распространяется на все секторы экономики. Реальный объем национального продукта достигает своего максимума, и дальнейшее увеличение спроса полностью ведет к инфляции. Здесь инфляция спроса достигает наибольшей силы: рост расходов населения, предприятий и государства на потребление смещает кривую совокупного спроса все выше вверх, растут цены, предложение же остается постоянным.

    Второй  вид - инфляция предложения (cost-push inflation) или производителей, где рост цен объясняется возрастанием издержек источника инфляции, обусловленной ростом издержек, - это увеличение номинальной заработной платы или цен на сырье и энергию. Первый объясняется силой профсоюзов, возрастающей с полной занятостью, и психологией предпринимателей, выбирающих в период подъема не дорогостоящие забастовки и простой производства, а некоторое повышение зарплаты и себестоимости продукции. Второй обычно связан с воздействием экзогенных факторов - неурожаев, стихийных бедствий или, например, подорожанием нефти в 70-х годах, связанным с деятельностью ОПЕК. В результате инфляция издержек сокращает прибыли и объем продукции, которые предприятия намерены предложить при существующем уровне цен, и смещает кривую предложения влево. В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения опять восстанавливается, но уже при более высокой цене. А повышение цены может вызвать инфляционную спираль "цены - зарплата".

    Инфляция  издержек гораздо сложнее инфляции спроса, т.к. правительство в данном случае встает перед дилеммой: либо увеличить спрос для стимулирования производства, что чревато еще большим обострением инфляции и скачком цен; либо бездействовать, что приведет к глубокому спаду, который может вернуть к прежнему уровню, но это обернется для экономики значительной потерей реального выпуска.     

    Теория  инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Издержки на единицу  продукции - это средние издержки при данном объеме производства. Такие издержки можно получить, разделив общие затраты на ресурсы на количество произведенной продукции.

    Повышение издержек на единицу продукции в  экономике сокращает прибыли  и объем продукции, который фирмы  готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивает цены, как это происходит при инфляции спроса.

    В последнее время экономисты стали  выделять особый новый вид инфляции - стагфляцию. Как известно, стагфляция - это одновременное возрастание общего уровня цен, сокращение объемов производства и, следовательно, увеличение безработицы. Стагфляция тесно связана с инфляцией предложения и спроса. А причинами являются структурное несовершенство рынка и отсутствие конкуренции, т. к. у монополий нет стимулов для снижения издержек. Многие исследователи также полагают, что причиной стагфляции могут служить инфляционные ожидания: в условиях инфляционного спроса владельцы факторов производства начинают завышать стоимость своих услуг, ожидая возможное падение доходов из-за инфляции. Это приводит к росту издержек производства и уменьшению совокупного предложения. Наблюдается процесс одновременного роста цен (из-за инфляции спроса) и падение объемов производства.

    Таким образом, стагфляция - наихудшее из всех зол инфляции, сочетающее в  себе проблемы инфляционного спроса и издержек, поэтому борьба с этим явлением крайне сложна. На практике, часто виды инфляции переплетаются, поэтому многие экономисты, как за рубежом, так и в нашей стране рассматривают инфляцию как многофакторное явление, противостоящее росту производства и полноценному экономическому развитию страны. Борьба с инфляцией не может быть рассчитана на какой-либо конкретный срок, а является постоянной, повседневной обязанностью правительства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4 Антиинфляционная  политика государства 

    Преодоление инфляции остается одной из главных задач антикризисной стратегии.

    Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами, в то время как подавление инфляции с помощью полного контроля над ценами и доходами без устранения ее причин негативно сказывается на развитии рыночных отношений.

    Рассмотрим антиинфляционную политику государства и методы борьбы с инфляцией. Сложность ситуации заключается в том, что антиинфляционную политику нельзя свести лишь к косвенным экономическим рычагам. Очевидно, что нарушение пропорций в народном хозяйстве можно постепенно устранить при помощи структурной политики государства и даже прямыми административными методами, в частности сокращением военных расходов, рационализацией производственных капиталовложений, переходом с бюджетного финансирования части производственных капиталовложений на использование средств предприятий. привлечением акционерного капитала, ломкой монополистической структуры экономики и т.д. Все это необходимо дополнить мерами, которые ограничивают денежную массу, устраняют дефицит госбюджета, стабилизируют курс национальной валюты.

    Эволюция рыночного мировоззрения сформировала три направления антиинфляционной политики: кейнсианское, монетаристское и структуралистское.

    Кейнсианство. Дж. Кейнс считал, что поднять уровень предложения можно, создав эффективный спрос, который должен стать внешней активизирующей силой для предпринимателей, предоставляя крупным частным фирмам весомый государственный заказ. В результате прогнозируется мультипликационный эффект, приводится в движение большой комплекс предприятий, спад сокращается, безработица снижается. Предложение, подстегнутое заказами и дешевым кредитом, растет, что приводит к падению цен и уменьшению инфляции. Негативная особенность кейнсианских рецептов — углубление бюджетного дефицита, так как госзаказ частному бизнесу — дополнительный государственный расход. При этом дефицит государственного бюджета ни в коем случае не должен покрываться дополнительной эмиссией денег, поскольку это является самой разрушительной и мгновенно распространяющейся формой инфляции. Кейнс предлагал иной путь — прибегнуть к государственным внешним заимствованиям, которые гасятся в дальнейшем, после обуздания инфляции (рис. 6).

    Но рекомендации кейнсианцев, применяемые в 1950—1960-е голы в ФРГ и США и давшие положительные результаты, в начале 1970-х годов вдруг стали иметь прямо противоположный эффект. Вызвано это было тем, что предлагаемые кейнсианством методы действительно могут быть эффективными лишь в условиях сильных конкурентных сил. В 1970-е же голы усилились монополистические тенденции на многих рынках, воздействие роста совокупного платежеспособного спроса на расширение производства сильно ослабилось, что увеличило инфляционные процессы. 

    

    Рис. 6. Кейнсианская антиинфляционная политика 

    На практике недостаточность кейнсианских программ становилась все более очевидной, поскольку во многих странах стал расти внешний долг и дальше увеличивать его не представлялось возможным.

    Монетаризм. Монетаристы во главе с М. Фридменом обратили внимание и на то, что рецепты Кейнса не дают кризису до конца выполнить свою очищающую функцию — освободить на какой-то срок экономику от диспропорций и восстановить в стране экономическое равновесие. Страна досрочно выходила из кризиса, но сохраняла старые диспропорции, затем на них накладывались новые, и страна вновь находилась на пороге кризиса и инфляции.

    Монетаристы акцентировали внимание на антиинфляционном блоке, связанном с ростом предложения, который бы не требовал дополнительных инвестиций. По их мнению, необходимо продавать все, что можно (ресурсы, информацию и т.д.), и вести решительное наступление на монополизм в экономике, поощряя мелкий и средний бизнес. Если в стране большой государственный сектор 5 возможна разумная приватизация и необходима либерализация рынков. Сократить спрос, по мнению Фридмена, можно и путем денежной реформы конфискационного плана и/или замораживанием сбережений для снижения давления спроса на потребительском рынке. Сокращение совокупного потребительского спроса возможно и путем уменьшения бюджетного дефицита, прежде всего за счет освобождения от чрезмерных социальных программ, поддержания дотациями и субсидиями неэффективного производства. Резюме — стимулирование совокупного предложения и сокращение совокупного спроса. Монетаристы предлагают ввести дорогой кредит, который становится недоступным для малоэффективного производства, на рынок выходят наиболее сильные производители, которые поощряются более низкой ставкой налогов.

    Монетарные программы осуществляются в три этапа (рис. 7).

    На 1 и 2 этапах используются рычаги, снижающие совокупный спрос, на 3 — рычаги, стимулирующие рост товарной массы.

    

    Рис.7. Монетарная антиинфляционная политика 

    Несмотря на жесткость и сильный радикализм (сначала углубляется спад, усиливается безработица, общество угнетает социальная нестабильность, ухудшается криминальная обстановка, происходит стагнация инвестиционного климата), эффект от монетаристских рецептов, использованных в США (рейганомика), в Великобритании (тетчеризм) и других странах, привел к длительному и эффективному подъему.

Информация о работе Денежный рынок