Действия учителя и персонала образовательного учреждения при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 17:48, реферат

Краткое описание

Нельзя забывать, что только за прошедшие 20 лет вследствие природных катаклизмов погибло около 3 млн. человек. Каждый третий из них - ребёнок. Во время чрезвычайных ситуаций дети особенно подвержены травматизму, болезням, опасности потерять родственников и остаться одинокими, беспомощными в большой массе людей и потому нуждаются в особом внимании и заботе.
Забота об их защите - дело не только родителей, по и всех административных, хозяйственных и общественных структур государства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….......3
Основные положения по защите детей (учеников)…………………………4
Общие правила поведения учителя………………………………………….7
Задачи руководящих во время ЧС…………………………………….9
Действия учителя при угрозе ЧС……………………………………10
Спасательные работы в образовательном учреждении…………….11
Заключение...………………………………………………………………...14
Список литературы………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

реферат по бжд.docx

— 33.75 Кб (Скачать)

►в случае необходимости  эвакуации выводит учащихся из школы;

►закрывает  двери после вывода детей в  целях уменьшения скорости распространения  пожара по зданию;

►незамедлительно  докладывает начальнику ГО школы  или начальнику штаба ГО.

Учащиеся, услышав  во время перемены сигнал «Внимание  всем!»

должны:

►быстро и организованно  зайти в класс согласно расписанию уроков;

►внимательно  слушать и выполнять все распоряжения учителя;

►организованно  следовать в случае необходимости  к пункту сбора (эвакуации);

►помочь учителю  быстро провести перекличку.

Аналогичные действия предусматриваются и при поступлении  сигнала во время занятий. 
 
 
 
 
 
 

2.3. Спасательные работы в образовательном учреждении

 Их можно разделить на два этапа:

• первый этап –  с момента получения сигнала  об опасности или чрезвычайном происшествии и до прибытия в район бедствия спасателей (формирований ГО, воинских частей ГО);

• второй этап –  с момента прибытия формирований ГО и до выполнения ими поставленных задач, т. е. вывоза (вывода) всех учащихся в безопасную зону и эвакуации  раненых в лечебную зону.

    Особое внимание должно быть уделено организованному и быстрому проведению необходимых мероприятий.

 На первом этапе спасательные работы организует начальник ГО и ЧС учебного заведения (как правило, эти функции возлагаются на директора). Выполняет их педагогический коллектив совместно с созданными формированиями школы.

   При пожаре или обрушении школьного здания начальник ГО, начальник штаба ГО (обычно это заместитель директора) или учитель ОБЖ сообщают об этом в штаб ГО района, вызывают скорую помощь, пожарные подразделения, милицию, оповещают о случившемся учреждение, организуют сбор информации и тушение пожара, спасение учащихся из-под завалов поврежденного здания, оказание первой медицинской помощи раненым.

    При тушении пожара необходимо в полной мере использовать соответствующие средства: огнетушители, пожарные краны и проч. Для приведения в действие пожарного крана необходимо открыть дверцу шкафчика, раскатать в направлении очага рукав, открыть вентиль и направить струю воды в очаг возгорания.

    При возникновении или угрозе ЧС преподаватели (в т. ч. и преподаватель ОБЖ) выступают в качестве командиров формирований, состоящих из звеньев (групп) учащихся данного класса с назначенными ими старшими звеньев (групп).

   С получением из штаба ГО задачи командир формирования уясняет ее, производит расчет времени, отдает старшим звеньев (групп) предварительные указания по подготовке к выполнению поставленной задачи, затем оценивает обстановку, принимает решение и ста­вит задачи подчиненным. При этом он должен осознавать цель предстоящих действий, свою задачу, место и роль класса (формирования) при выполнении задачи, задачи соседей и порядок взаимодействия с ними, сроки готовности к выполнению задач.

    Командир формирования определяет мероприятия, которые необходимо провести немедленно, и отдает необходимые предварительные указания старшим звеньев (групп) по проверке наличия и состояния средств индивидуальной и медицинской защиты, а при их нехватке — наличия подручных материалов для изготовления простейших средств защиты, индивидуальных дозиметров, медицинских средств для оказания первой медицинской помощи.

    Особое внимание следует обратить на оценку радиационной, химической и бактериологической обстановки в районе учебного заведения и путей эвакуации из очага поражения. Необходимо определить наиболее опасные поражающие факторы для детей, возмож­ный характер и объем разрушений, пожаров и поражений учащихся, характер местности, состояние погоды, времени года и суток и их влияние на выполнение поставленных задач.

   Исходя из оценки обстановки командир формирования определяет объем спасательных работ по оказанию само- и взаимопомощи, первой медицинской помощи, участок, на котором надо сосредоточить основные усилия, необходимость выполнения работ, распределение своих сил и средств, районы сбора пораженных учащихся, порядок эвакуации пораженных учащихся из очага поражения.

   При постановке задач старшим звеньев (групп), учащимся преподаватель указывает участки (объекты) розыска пораженных и порядок оказания им первой медицинской помощи, порядок и способы выноса пораженных к местам погрузки на транспорт, меры безопасности при действиях в очаге поражения, сроки выполнения задач, порядок поддержания связи и представления донесений, места сбора после выполнения задачи. Командир формирования контролирует выполнение поставленных задач: следит за соблюдением мер безопасности, оказывает необходимую помощь, заслушивает доклады старших звеньев о выполнении задачи, о полученных дозах облучения и пр. Обобщив доклады старших звеньев, он составляет и представляет донесение начальнику ГО и действует по его указанию.

   Классные руководители, не входящие в формирования, непрерывно находятся со своими классами, больше внимания уделяют легковозбудимым и психологически неустойчивым детям, помогают им преодолеть чувство страха, удерживают от необдуманных дей­ствий. Более уравновешенным учащимся учитель поручает наблюдение за их товарищами и оказание им помощи. При малейшей возможности классный руководитель организует выход учащихся из опасной зоны, и в первую очередь вынос пострадавших.

    Получив сообщение об опасности радиоактивного заражения, учитель должен помочь учащимся надеть противогазы и увести их в защитное сооружение.

   На втором этапе спасательные работы ведутся пребывшими спасателями или формированиями ГО под руководством их командиров. Учителя под руководством директора школы и учителя ОБЖ в этот период оказывают им необходимую помощь: обеспечивают их информацией, указывают места, где могут быть дети, выносят пораженных, принимают участие в эвакуации учащихся из опасной зоны. Учитель должен постоянно находиться с учащимися и не отвлекаться на тушение пожара, разбор завалов и другие работы. Спасательные работы в школе считаются законченными, когда из зоны бедствия выведены все учащиеся, извлечены и отправлены в лечебные учреждения все пораженные.

    В ходе спасательных работ учитель ОБЖ должен следить и строго требовать от учителей выполнения мер безопасности, а также обеспечивать безопасность учащихся.

   Эвакуация пораженных учащихся осуществляется в ближайшие лечебные учреждения или медицинские пункты, развертываемые в районе очага поражения. Эвакуация остальных учащихся производится в районы, указанные начальниками ГО района (города) 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

   Действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях должны основываться на инструкциях-памятках, разработанных службами ГО и ЧС в соответствии с местными условиями.

   Во-первых, в каждом классе, кабинете, учебной мастерской на видном месте должен находиться план эвакуации из конкретного помещения.

   Если по плану эвакуации предусмотрено использование запасного выхода, то он должен быть свободен, не загроможден разными предметами. Если дверь запасного выхода по условиям охраны здания запирается на замок, то в плане эвакуации необходимо указать, где находится ключ от запасного выхода.

   Во-вторых, в каждом кабинете, классе, учебной мастерской должны обязательно находиться средства пожаротушения в виде универсального или порошкового огнетушителя.

   В-третьих, во всех помещениях образовательного учреждения обязательно должны иметься медицинские аптечки с набором основных средств первой медицинской помощи: йода, бинтов, перевязочных резиновых жгутов, водного раствора аммиака (на случай обмороков у учащихся).

   В-четвертых, во всех общеобразовательных учреждениях должна иметься местная или собственная радиоточка, радиосеть, по которой в случае чрезвычайных ситуаций будут передаваться сообщения, оповещения, предупреждения или указания учителям о необходимых действиях.

   Самое главное, учителю ни в коем случае нельзя терять самообладания, паниковать самому и не допускать паники среди учащихся. Покидать помещение при возникшей чрезвычайной ситуации можно только в организованном порядке. Учителю нужно помнить, что паника обычно создает толчею, давку, причем эвакуация значительно затрудняется, увеличивается угроза жизни учащихся.

   Чтобы облегчить учителю его действия во время чрезвычайной ситуации, необходимо периодически проводить учения определенной направленности с эвакуацией из здания.

   Учителю необходимо также знать его дальнейшие действия после эвакуации из здания и местонахождение безопасных укрытий.

   Обычно при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях местные службы ГО и ЧС оповещают население и сообщают, какие действия необходимо предпринимать, на эти оповещения и сообщения учителю необходимо ориентироваться.

   Учителю надо помнить о том, что эвакуация в безопасное место образовательных учреждений, их учащихся и персонала производится в первую очередь.

   Чтобы аварии не были неожиданностью, учителю необходимо знать, какие предприятия находятся вблизи образовательного учреждения и каковы могут быть аварии (взрывы, выбросы ядовитых газов, пожары с выделением токсических веществ и т.д.).

   Нужно всегда помнить о том, что многие предприятия находятся в настоящее время в предаварийном состоянии из-за сильной изношенности основного оборудования и очистных систем. В связи с этим могут быть залповые выбросы в атмосферу или в систему стоков вредных и опасных для жизни веществ.

   В настоящее время в образовательных учреждениях участились случаи пожаров с трагическими последствиями, поэтому нужно быть предельно внимательным и осторожным в обращении с электроприборами, не перегружать электросеть включением нескольких электроприборов большой мощности.

   В обязательном порядке периодически необходимо приглашать в образовательные учреждения специалистов ГО и ЧС для ознакомления учителей и персонала со складывающейся обстановкой в районе нахождения этого учреждения. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. «Безопасность жизнедеятельности» учебник под ред. Э.А. Арустамов Изд-во «Дашков и К» 2001г.
  2. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов. Под общ.ред. С.В. Белова. 3-е изд.,испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2001 – 485 с.
  3. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: Учебник – Ростовн/Д Феникс, 2006. – 256 с. 

Информация о работе Действия учителя и персонала образовательного учреждения при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях