Николай Коперник и Галелео Галелей

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 13:56, реферат

Краткое описание

На протяжении миллионов лет единственным творцом сущего была природа. Её шедевры великолепны: она породила звёзды, планеты, растения, животных, а главное, человека. Это суетное дитя природы быстро нарушило монопольное право своей «матери» и приступило к созданию своих собственных открытий и изобретений.

Оглавление

1 Введение
3

2.Николай Коперник
5

2.1 История жизни
5

2.2. Суть и значение теории Николая Коперника.
7

3 Галилео Галилей
14

3.1 История жизни
14

3.2 Научная деятельность Галелео Галелея
16

4 Заключение
23

5 Список используемой литературы
25

Файлы: 1 файл

реферат по ксе.docx

— 53.72 Кб (Скачать)

Используя теорию двойственной истины,  Галилей решительно отделял науку от религии Он утверждал, например, что природа должна изучаться с помощью математики и опыта,  а не с помощью  Библии.  В познании природы человек должен руководствоваться только собственным разумом.  Предмет науки - природа и человек. Предмет религии - "благочестие и послушание",  сфера моральных поступков человека.

Исходя из этого,  Галилей  пришел к выводу о возможности безграничного познания природы. Мыслитель и здесь вступал в конфликт с господствовавшими схоластическо-догматическими представлениями о незыблемости положений "божественной истины ", зафиксированных в Библии,  в произведениях "отцов церкви",  схоластизиированного Аристотеля и других "авторитетов". Исходя из идее о бесконечности Вселенной,  великий итальянский ученый выдвинул глубокую гносеологическую идею о том,  что познание истины есть  бесконечный процесс. Эта противоречащая схоластике установка Галилея привела его и к утверждению нового метода познания истины.

Подобно многим  другим  мыслителям  эпохи Возрождения  Галилей отрицательно относился к схоластической,  силлогистической логике. Традиционная логика, по его словам, пригодна для исправления логически несовершенных мыслей,  незаменимо при передаче  другим уже открытых истин,  но она не способна приводить к открытию новых истин,  а тем самым и к изобретению новых вещей.  А именно к открытию новых истин и должна,  согласно Галилею, приводить подлинно научная методология.

При разработке такой методологии  Галилей выступил убежденным, страстным  пропагандистом опыта как пути,  который только и может привести  к  истине.  Стремление к опытному исследованию природы было свойственно,  правда,  и другим передовым мыслителям  эпохи Возрождения, но заслуга Галилея  состоит в том, что он разработал принципы научного исследования природы, о которых мечтал Леонардо.  Если  подавляющее большинство мыслителей эпохи Возрождения, подчеркивавших значение опыта в познании природы,  имели в  виду опыт,  как  простое наблюдение ее явлений,  пассивное восприятие их,  то Галилей всей своей деятельностью ученого, открывшего ряд фундаментальных законов природы,  показал решающую роль эксперимента, т. е. планомерно поставленного опыта, посредством которого  исследователь как бы задает природе интересующие его вопросы и получает ответы на них.

Исследуя природу,  ученый,  по мнению Галилея, должен пользоваться двойным методом:  резолютивным (аналитическим) и композитивным (синтетическим). Под композитивным методом Галилей подразумевает дедукцию.  Но он понимает ее не как простую силлогистику,  вполне приемлемую и для схоластики, а как путь математического исчисления фактов,  интересующих ученого.  Многие мыслители этой эпохи,  возрождая античные традиции пифагореизма, мечтали о таком исчислении, но только Галилей поставил его на научную почву.  Ученый  показал громадное значение количественного анализа, точного определения количественных отношений при изучении  явлений  природы.  Тем  самым он нашел научную точку соприкосновения опытно-индуктивного и абстрактно-дедуктивного способов  исследования  природы,  дающую  возможность связать абстрактное научное мышление с конкретным восприятием явлений и процессов природы.

Однако разработанная  Галилеем  научная методология но сила в основном односторонне аналитический характер.  Это особенность его методологии гармонировала с начавшимся в эту эпоху расцветом мануфактурного производства, с определяющим для него расчленением производственного процесса наряд операций. Возникновение этой методологии было связано со спецификой самого научного познания, начинающегося  с выяснения наиболее простой формы движения материи - с перемещения тел в  пространстве,  изучаемого  механикой. Отмеченная  особенность разработанная Галилеем методологии определила и отличительные черты его философских воззрений,  которые в  целом можно охарактеризовать как черты механистического материализма.  Материю Галилей представлял как вполне реальную,  телесную субстанцию,  имеющую корпускулярную структуру.  Мыслитель возрождал здесь воззрения античных атомистов.  Но в отличии  от них Галилей тесно увязывал атомистическое истолкование природы с математикой и механикой,  Книгу природы, говорил Галилей, невозможно понять,  если не овладеть ее математическим языком,  знаки которого суть треугольники,  круги и другие математические фигуры.

Поскольку механистическое  понимание природы не  может  объяснить  ее бесконечное качественное многообразие,  Галилей,  в известной мере опираясь на Демокрита,  первым из философов нового времени развивает положение о субъективности цвета, запаха, звука и т.  д. В произведении "Пробирщик" (1623) мыслитель указывает,  что частицам материи присущи определенная форма,  величина, они занимают определенное место в пространстве, движутся или покоятся,  но не обладают ни цветом,  ни вкусом, ни запахом, которые,  таким образом, не существенны для материи. Все чувственные качества возникают лишь в воспринимающем субъекте.

Воззрение Галилея на материю  как на состоящую в своей  основе из  бескачественных  частиц вещества принципиально отличается от воззрений натурфилософов,  приписывавших материи,  природе не только объективные качества,  но и одушевленность.  В механистическом взгляде Галилея на мир природа умерщвляется и материя перестает, выражаясь словами Маркса, улыбаться человеку своим поэтически-чувственным блеском

Механистический характер воззрений Галилея, а также идеологическая незрелость класса буржуазии,  мировоззрение  которого  он выражал,  не позволили ему полностью освободиться от теологического представления о боге. Он не смог это сделать в силу метафизичности его воззрений на мир,  согласно которым в природе, состоящей в своей основе из одних и  тех  же  элементов,  ничто  не уничтожается и ничего нового не нарождается. Антиисторизм присущ и Галилееву пониманию человеческого познания.  Так, Галилей высказывал  мысль о внеопытном происхождении всеобщих и необходимых математических истин.  Это метафизическая точка зрения открывала возможность апелляции  к богу как последнему источнику наиболее достоверных истин.  Еще яснее эта идеалистическая тенденция проявляется у Галилея в его понимании происхождения Солнечной системы. Хотя он вслед за Бруно исходил из бесконечности Вселенной, однако  это убеждение сочеталось у него с представлением о неизменности круговых орбит планет и скоростей их движения. Стремясь объяснить устройство Вселенной, Галилей утверждал, что бог, когда-то создавший мир,  поместил Солнце в центр мира,  а  планетам сообщил движение по направления к Солнцу, изменив в определенной точке их прямой путь на круговой.  На этом деятельность бога заканчивается. С тех пор природа обладает своими собственными объективными закономерностями,  изучение которых - дело только науки.

Таким образом,  в новое  время Галилей одним из первых сформулировал деистический взгляд на природу.  Этого взгляда придерживалось затем большинство передовых мыслителей 17 - 18 вв.  Научно-философская  деятельность  Галилея кладет начало новому этапу развития философской мысли в Европе - механистическому и метафизическому материализму 17 - 18 вв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На протяжении более тысячелетия  католическая церковь главенствовала не только в религии, но и в политике и науке. Церковь поддерживала популярную теорию геоцентризма, хотя видные богословы, такие как святой Фома Аквинский и святой Альберт Великий были осведомлены о гелиоцентрической теории. Идеи Коперника, составляющие фундамент гелиоцентрического учения, разрушили до основания принципы церковно-теологического мировоззрения и опровергли церковную картину мироздания, основанную на геоцентрической доктрине Птолемея. Своим творчеством Коперник оказал огромное влияние на всё последующее развитие естественных наук. Естествознание после Коперника развивается всё с большей и большей скоростью, проникая всё дальше в окружающий бесконечный мир.          Учение Коперника было равносильно революционной перестройке не только в астрономии и естествознании, но и в методах научного исследования и познания. Оно привело к радикальным изменениям образа мышления естествоиспытателей, повернув его от привычных и закостенелых догм к непосредственному исследованию реального мира. И в настоящее время учение Коперника не утратило своего значения.     А во времена Галилея белее ли менее разработанным разделом физики была статика – наука о равновесии тел под действием приложенных к нему сил. Основателем её был Архимед, которого Галилей считал своим учителем. Сам Галилей разработал динамику – науку о движении тел под действием приложенных сил. Он сформулировал первые законы свободного падения тела, дал строгую формулировку понятий скорости и ускорения, осознал решающее значение свойства движения тел, в будущем названного инерцией. Тело находится либо в состоянии покоя, либо движется, не изменяя направления и скорости своего движения, если на него не производится какого-либо внешнего воздействия. Очень ценна была высказанная им идея относительности движения. Она заключалась в следующем. Во всех инерциальных системах отсчета движение тел происходит по одинаковым законам. Инерциальными называются системы отсчета, движущиеся друг относительно друга равномерно и прямолинейно. Из принципа относительности следует, что между покоем и движением – если оно равномерно и прямолинейно – нет никакой принципиальной разницы. Разница только в точке зрения, таким образом он был основателем нового типа мировоззрения, новой науки. Он начал создавать её математическое и опытное естествознание. Он доказал, что для формулировки четких суждений относительно природы ученым надлежит учитывать только объективные, поддающиеся точному измерению свойства (размер, форма, количество, вес, движение), тогда как свойства, просто доступные восприятию (цвет, звук, вкус, осязание), следует оставить без внимания как субъективные и эфемерные. Лишь с помощью количественного анализа наука может получить правильные значения о мире. А чтобы глубже проникнуть в математические законы и постичь истинный характер природы Галилей усовершенствовал и изобрел множество технических приборов – линзу, телескоп, микроскоп, магнит, воздушный термометр, барометр и др.  Зная все эти факты можно судить о том, насколько результативно  эти два ученых : Коперник и Галилей проводили исследования и наблюдения. Хотя эти великие люди и немало страдали из-за своих научных открытий, но эти достижения человечество использует до сих пор и благодарит за это.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Басаков М.И. «Концепции современного естествознания» учебное пособие для студентов Ростов-на-Дону.: из-во Феникс, 1997г.

2. Болдырева Н.Ф. А.Ю. Данилова. «Библиотека Флорентия Павленкова»: биографические повествования Челябинск.: из-во Урал , 1997г.

3. Грушевицкая Т.Г. Садохин А.П. «Концепция современного естествознания»:учебное пособие Москва.: высшая школа, 1998г.

4. Кокин А.В. «Концепция современного естествознания»:учебное пособие Москва.: из-во Приор, 1998г.

 

 


Информация о работе Николай Коперник и Галелео Галелей