Судебная реформа в РФ и вступление новых законов в силу

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:21, реферат

Краткое описание

В данной работе рассматривается структура судебной системы Российской Федерации, а так же проблема судебного реформирования страны и роль судебной реформы в государственном устройстве на современном этапе.

Оглавление

1. Содержание…………………………………………………………………..…2
2. Введение………………………………………………………………………...3
3. Судебная система……………………………………………………………...4
4. Судебная система РФ………………………………………………………….6
5. Реформирование судебной системы РФ…………………………………….10
6. Заключение…………………………………………………………………….20
7. Судебная реформа в Российской Федерации в контексте соблюдения Конституции РФ и международных обязательств России …………………...22
8.Список литературы……………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

Реферат по праву.docx

— 88.84 Кб (Скачать)

                            Федеральное агентство по образованию

Казанский государственный архитектурно-строительный университет 
 
 

Контрольная работа

по правам человека

на тему: Судебная реформа в РФ и вступление в силу новых законов. 
 
 
 

Выполнил  студент 

Аюпов Т.Р. ЗИФ,

Группа  8ЭН41з

№ зачетной книжки 0808503 
 
 
 
 
 
 

Казань 2011 год.

 
                                Содержание:

1. Содержание…………………………………………………………………..…2

2. Введение………………………………………………………………………...3

3. Судебная  система……………………………………………………………...4

4. Судебная система РФ………………………………………………………….6

5. Реформирование судебной системы РФ…………………………………….10

6. Заключение…………………………………………………………………….20

7. Судебная реформа в Российской Федерации в контексте соблюдения Конституции РФ и международных обязательств России …………………...22

8.Список  литературы……………………………………………………………38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

В данной работе рассматривается структура судебной системы Российской Федерации, а  так же проблема судебного реформирования страны и роль судебной реформы в  государственном устройстве на современном  этапе.

Сторонники судебной реформы понимали бесперспективность отдельных, несвязанных между собой  попыток корректировки действовавшего законодательства, и то, что укоренившиеся  ведомственные интересы будут тормозить  реформирование судебной системы и  правоохранительных органов. «Концепция судебной реформы» была представлена в Верховный Совет РСФСР первым Президентом РФ осенью 1991 г. В ней были отражены планы реформирования прокуратуры, следственного аппарата, адвокатуры, Министерства юстиции, коренные изменения в уголовно-процессуальном законодательстве: организация состязательного процесса, установление паритета между обвинением и защитой, введение более высоких стандартов для установления допустимости доказательств и судебного контроля над предварительным следствием, включая судебное санкционирование задержания, заключения под стражу и вторжения в частную жизнь. Чтобы сделать судебную власть влиятельной силой, независимой от исполнительной и законодательной властей, предлагалось восстановить суд присяжных.

Впрочем, первые практические шаги реформы были сделаны  еще в июле 1991 г. с принятием  законов «О Конституционном Суде РСФСР» и «Об арбитражном суде». Действовавшие до того времени государственные  арбитражи были, по сути, административными  органами, которые не столько разрешали  экономические споры, сколько «укрепляли»  плановую государственную дисциплину. Их заменили арбитражные суды, в  сферу действия которых попали почти  все хозяйственные дела, причем предприятия  получили право оспаривать решения  государственных органов в сфере  экономики.

Создание Конституционного Суда (КС) стало беспрецедентным  явлением для России. Советские суды никогда не имели полномочий по проверке законов или подзаконных актов  на их соответствие Конституции, из-за чего конституционные права граждан  оставались пустой декларацией. Разработанный  по европейским образцам закон предусмотрел несменяемость судей КС, их не подотчетность никому, запрет заниматься политической деятельностью и работать по совместительству. Их главная задача - определять конституционность международных договоров России, федерального законодательства, законодательства субъектов Федерации и правоприменительной практики. Судьи должны руководствоваться исключительно Конституцией, а не решениями законодательной и исполнительной властей.

Вопрос судебной реформы в настоящее время  очень широко освещается в юридической  литературе.

Здесь в первую очередь следует отметить работы авторов Климова О.Ю. «Судебная  реформа в России: Проблемы совершенствования  процессуального законодательства» и Филиппова П.С. «Социально-экономические проблемы России». В этих трудах авторы делают анализ некоторых итогов судебной реформы в Российской Федерации и рассматривают узловые моменты ее происхождения, связанные с проблемами судебной власти, а также эти работы содержат положения и предложения к проводимой судебной реформе в РФ.                                                                

1. Судебная система  

Судебная система – совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.

Конституция РФ является основополагающим актом, в  общих чертах определяющим суть российской судебной системы. В частности, в  статье 118 сказано:

1.          Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2.          Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного производства.

3.          Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Важное значение имеют также положения статей 125-127 Конституции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов.

В целом структура  судебной системы определяется предписаниями  не только Конституции РФ, но и ряда других законодательных актов: Закона о судебной системе, Закона о судоустройстве, Закона об арбитражных судах, Закона о военных судах, Закона о мировых  судьях.

В частности, в  статье 3 Закона о судебной системе  РФ говорится, что единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

¨     установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ;

¨     соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

¨     применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

¨     признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

¨     законодательного закрепления единства статуса судей;

¨     финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

1.2. Судебные  системы западных стран

Суд - это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном законами данного государства процессуальном порядке. В современных странах деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану законных прав и интересов граждан и организаций. 

В системе государственных  властей судебная власть выступает  главным уравновешивающим механизмом, позволяющим эффективно направлять действие законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Система  суда включает в себя различные специфические  судебные учреждения: гражданские, административные, военные и иные суды. 

Будучи независимым, от других властей, суд опирается  только на закон и только ему подчиняется. При осуществлении правосудия он руководствуется такими демократическими принципами, как равенство всех перед  законом и судом, участие присяжных  заседателей, право обвиняемого  на защиту, гласность судопроизводства.  

Вся система  судов возглавляется верховными судебными органами, которые во многих странах выполняют одновременно функции конституционного суда. В  некоторых странах конституционные  суды не входят в систему судов  общей юрисдикции. Члены конституционного суда либо избираются парламентом, либо назначаются президентом, либо президентом, парламентом и другими высшими  органами власти и юстиции одновременно. Наряду с осуществлением конституционного надзора, конституционный суд имеет  право толкования конституции. 

Так, судебная система  США включает федеральные суды, суды штатов и местные суды. Федеральная  система состоит из районных, окружных (апелляционных) судов и Верховного суда США. Все судьи этой системы  назначаются персонально президентом  с согласия и одобрения Сената. Верховный суд США является судом  первой инстанции и занимается наиболее важными делами, осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов. Верховный суд США одновременно исполняет функции конституционного суда. 

В Италии судебная система включает Высший Кассационный суд, суды по гражданским делам, суды по уголовным делам, а также апелляционные суды. Обособленное место в механизме государства занимает Конституционный суд в составе 15-ти судей, назначаемых (по третям) президентом, совместным заседанием палат парламента и Высшими общей и административной магистратурами, включающими высших должностных лиц судебного ведомства. В Англии все судьи назначаются монархом. В других странах существуют иные правила формирования судебных органов. Однако среди них преобладает правило, согласно которому судьи не избираются, а назначаются пожизненно, что повышает стабильность правосудия и гарантирует независимость судебных органов от других органов власти. 

2. Судебная система  Российской Федерации.

В Российской Федерации  действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

Систему федеральных  судов составляют:

1) Конституционный  Суд Российской Федерации;

2) Суды общей  юрисдикции, возглавляемые Верховным  Судом РФ;

3) Арбитражные  суды во главе с Высшим Арбитражным  Судом РФ.

Кроме того, Законом  «О судебной системе РФ» предусмотрены  суды субъектов Российской Федерации – конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

Конституционный Суд Российской Федерации — один из высших федеральных судов, осуществляющий конституционный контроль (ст. 125 Конституции РФ). Не поднадзорен никаким органам, его решения носят обязательный характер;

Верховный Суд  Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов  Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

И Конституционный  Суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимых  друг от друга части общей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан. В ст. 3 Закона «О судебной системе РФ» говорится, что единство судебной системы достигается путем установления судебной системы конституционным законом, соблюдения всеми судами установленных правил производства, применения всеми судами Конституции РФ и других федеральных законов, признания обязательности исполнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Российской Федерации, закрепления единства статуса судей, финансирования органов судебной власти за счет средств федерального бюджета. В то же время каждая из этих трех частей судебной системы имеет свою компетенцию и не вмешивается в деятельность других.

Система судов  общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, Верховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов автономных округов и автономной области, городских судов Москвы и Санкт-Петербурга, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят военные суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды гарнизонов, округов, флотов. К ней также относятся и мировые судьи, порядок назначения которых и компетенция законом пока не определены. Система судов общей юрисдикции является централизованной – возглавляется Верховным Судом РФ, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам. Организуются суды, входящие в эту систему, либо в соответствии с административно-территориальным делением государства – так называемые общие суды (в их число входят 21 Верховный суд республик, 6 краевых судов, 49 областных, 2 городских (Москвы и Санкт-Петербурга), 1 суд автономной области, 10 судов автономных округов, 2456 районных или равных им судов), либо в соответствии с дислокацией Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований – военные суды.

Информация о работе Судебная реформа в РФ и вступление новых законов в силу