Экономическая безопасность России и меры по ее обеспечению

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

целью курсовой работы является выявление основных механизмов обеспечения и путей совершенствования экономической безопасности России. Для реализации поставленной цели, следует выделить следующие задачи:
- дать определение понятию и сущности экономической безопасности;
- разобрать структуру и основные показатели экономической безопасности
- рассмотреть проблемы обеспечения и угрозы экономической безопасности национальной экономики;

Оглавление

Введение……………………………………………………..………………..….3
Глава 1. Теоретические основы экономической безопасности……………….5
1.1. Понятие и сущность экономической безопасности……………….5
1.2. Структура экономической безопасности…………………………..8
1.3. Показатели экономической безопасности………………………….10
Глава 2. Экономика России с точки зрения экономической безопасности…...15
2.1. Проблема обеспечения экономической безопасности страны…....15
2.2. Потенциальные угрозы экономической безопасности страны…...21
Глава 3. Пути обеспечения экономической безопасности России…………....25
3.1. Механизм обеспечения экономической безопасности России...…25
3.2. Пути совершенствования экономической безопасности России...26
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………....36

Файлы: 1 файл

уку.docx

— 85.47 Кб (Скачать)

Вместе с  тем в нашем обществе зарождается  и представление об ученом как  о богатом человеке, научная деятельность которого приносит определенный доход.

Появился  даже новый образ – ученого-предпринимателя, который разительно отличается от научного сотрудника советской формации. 
В образ ученого вошло и такое понятие, как «грант» – об этом вспомнили 5,5 % опрошенных. В целом результаты опроса свидетельствуют о том, что недостаточно эффективная политика государства в области науки разрушила прежний образ ученого – человека, чей труд так необходим государству и должен хорошо оплачиваться. Именно работа на идею вызывает в современном российском обществе непонимание и осуждение.

Предотвращение  или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения  и мониторинга факторов, подрывающих  устойчивость социально-экономической  системы государства.

 

 

Глава 3. Пути обеспечения экономической  безопасности России

3.1. Механизм обеспечения экономической безопасности России

 

Меры и  механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые  на федеральном и региональных уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической  безопасности Российской Федерации.

1. Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации

Важнейшими  элементами механизма обеспечения  экономической безопасности Российской Федерации являются мониторинг и  прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности.

Мониторинг  как оперативная информационно-аналитическая  система наблюдений за динамикой  показателей безопасности экономики  имеет большое значение для переходного  состояния экономики при наличии  серьезных межотраслевых пропорций  и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых).

2. Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической  безопасности Российской Федерации

Для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и  качественные параметры (пороговые  значения) состояния экономики, выход  за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:

  • динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное;
  • состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны;
  • способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам;
  • состояние финансово-бюджетной и кредитной систем;
  • качество жизни населения .

3. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям:

  1. Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. 
  2. Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. 

Экспертиза принимаемых решений  по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации.

 

  • 3.2. Пути совершенствования экономической безопасности России
  •  

    Стратегической  целью обеспечения экономической  безопасности является создание приемлемых условий для жизни и развития личности, социально-экономической  и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности  государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних  угроз.

    Государственная стратегия в области обеспечения  экономической безопасности России должна быть ориентирована, прежде всего, на поддержание достаточного уровня производственного, научно-технического потенциала, недопущение снижения уровня жизни населения до предельных значений, что способно вызвать социальную напряженность, предотвращение конфликтов между отдельными слоями и группами населения, отдельными нациями и народностями. Эта стратегия должна осуществляться, прежде всего, через систему безопасности, которую образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, общественные и иные организации и объединения.

    Государственная стратегия экономической безопасности должна быть привязана к реальному  времени (ближайшие 15-20 лет) и стать  ориентиром при принятии важнейших  политических и хозяйственных решений. В связи с этим некоторые важные положения государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности должны осуществляться в процессе разработки проектов, прогноза социально-экономического развития России и государственного бюджета на каждый последующий год.

    Наиболее  важными задачами в обеспечении  экономической безопасности, должны стать:

    1. регулирование развития внешней торговли при соблюдении экономических интересов России и обеспечение ее экономической безопасности, повышение экономической эффективности внешнеэкономической деятельности в условиях интеграции российской экономики в мировое хозяйство;
    2. дальнейшее развитие экспортного потенциала, в первую очередь, за счет расширения производства машин, оборудования и других высокотехнологических товаров, проведение политики импортозамещения;
    3. поддержка интересов отечественных экспортеров на внешних рынках в целях восстановления и сохранения их позиций на товарных мировых рынках;
    4. проведение в рамках общепринятых процедур политики разумного протекционизма в отношении отечественных производителей, не являющихся монополистами на внутреннем рынке;
    5. обеспечение наиболее благоприятных для России условий погашения внешнего долга и его обслуживания;
    6. достижение стабилизации курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам;
    7. обеспечение бесперебойной работы транспортных магистралей, соединяющих Россию с внешними рынками (железнодорожный и автомобильный транспорт, магистральные газо- и нефтепроводы, межсистемные и межрегиональные линии электропередач и т. д.).

    Главная цель экономической стратегии состоит  в восстановлении в России экономического роста. Разумеется, восстановление должно происходить на новой основе и  с помощью новых институтов рыночной экономики. Это означает формирование принципиально иной структуры экономики  и образование промышленно-финансовых и банковских структур, способных  создавать условия для перелива капитала в новое русло развития экономики.

    Приоритетами экономической политики Правительства Российской Федерации  на среднесрочную перспективу станет реализация антикризисных мер, а  также мер, ориентированных на решение  долгосрочных задач модернизации и  повышения конкурентоспособности  экономики страны.

    К основным приоритетам следует  отнести выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизацию внутреннего  спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы.

    Будет обеспечиваться макроэкономическая сбалансированность, выдерживаться  курс на стабильность национальной валюты и последовательное снижение инфляции.

    Одновременно будут активизированы действия, обеспечивающие переход экономики  на инновационный тип развития в  соответствии с Концепцией долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2013 года. К ним относятся развитие человеческого капитала, модернизация системы образования, здравоохранения и пенсионной системы, развитие национальной инновационной системы, развитие технологической, транспортной и энергетической инфраструктуры.

    Последовательно будет обеспечиваться развитие рыночных институтов, реализация мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, развитие конкуренции, совершенствование корпоративного управления, развитие финансовых рынков, банковского и страхового секторов, повышение качества государственного управления и механизмов регулирования  экономической деятельности.

    Экономическое развитие России в предстоящий период будет формироваться под влиянием следующих факторов:

    – скорость выхода мировой экономики из кризиса  и динамика цен на основные сырьевые ресурсы;

    – степень  адаптации российских компаний и  банков к кризису и повышение  их конкурентоспособности, а также  динамика инвестиционных программ инфраструктурных компаний;

    – эффективность  реализации мер государственной  антикризисной политики, а также  мероприятий по модернизации экономики.

    В настоящее  время российская экономика, а с  нею вместе сельское хозяйство и  пищевая промышленность переживают те же последствия кризиса, что и  экономики многих других стран –  широкомасштабный вывоз капитала (можно  исключить), высокий уровень инфляции, увеличение безработицы, заметное снижение объема ВВП.

    В сфере борьбы с криминализацией экономики  необходимо активизировать противодействие  организованной преступности, в том  числе пресечение деятельности международных  преступных группировок. Должны быть приняты  меры, обеспечивающие, в первую очередь, отражение угроз экономической преступности, наносящей ущерб социальной стабильности общества, экономике, интересам государства во внешнеэкономической деятельности.

    Крупные задачи должны быть решены в области управления экономикой. Совершенствование системы  управления экономикой требует четкого  определения задач разных уровней  и соответствующего разграничения  по государственному управлению между  федеральными органами исполнительной власти и субъектов Федерации  при обеспечении единства системы  исполнительной власти.

    Для поддержания  экономической безопасности в экономике  необходимо активизировать действия по всем направлениям экономических реформ, включая:

    - создание  нормативно-правового пространства, новых институтов управления  и осуществление институциональных  преобразований;

    - разработку  механизма разрешения спорных  вопросов и конфликтных ситуаций, возникающих в сфере экономических  отношений между федеральными  органами исполнительной власти  и органами исполнительной власти  субъектов Российской Федерации; 

    - гармоничное  развитие экономических и политических  отношений со странами ближнего  и дальнего зарубежья с учетом  взаимных интересов и обеспечения  экономической безопасности России;

    - укрепление  государственной власти, повышение  доверия к ее институтам, а  также рационализацию механизмов  выработки и формирования экономической  политики.

    Для решения  поставленных задач нужна разработка соответствующего механизма их реализации. Механизм обеспечения экономической  безопасности страны - это система  организационно-экономических и  правовых мер по предотвращению экономических  угроз. Он включает в себя следующие  элементы:

    - объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности;

    - выработку  пороговых, предельно допустимых  значений социально-экономических  показателей, несоблюдение которых  приводит к нестабильности и  социальным конфликтам;

    - деятельность  государства по выявлению и  предупреждению внутренних и  внешних угроз безопасности экономики. 

    Важнейшим элементом  механизма обеспечения экономической  безопасности общества является деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики, особенно при современном  социально-политическом положении России.

    Основные  направления этой деятельности следующие. Во-первых, выявление случаев, когда  фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер  по выходу страны из зоны опасности. Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую  безопасность, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в программе  социально-экономического развития Российской Федерации. Во-вторых, организация работы по реализации комплекса мер с  целью преодоления или недопущения  возникновения угроз экономической  безопасности страны.

    Совет безопасности РФ рассматривает концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения  экономической безопасности государства. Правительство координирует работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации необходимых  мер, в том числе по подготовке законодательных и иных нормативных  актов. В-третьих, экспертиза принимаемых  решений по финансовым и хозяйственным  вопросам с позиции экономической  безопасности.

    Реализация  мер по устранению угроз экономической  безопасности Российской Федерации требует организации системы контроля за их исполнением. Следует отметить, что в условиях многоукладной рыночной экономики, когда государство не может директивными методами направлять деятельность всех хозяйствующих субъектов, необходимо государственное регулирование экономики, в частности, путем воздействия государства на макроэкономические параметры, целенаправленного регулирования структурных преобразований и денежно-финансовых потоков.

     

     

    Заключение

     

    В данной курсовой работе мы рассмотрели, что экономическая безопасность – это состояние защищенности экономики от внутренних и внешних угроз. Целью экономической безопасности является обеспечение устойчивого экономического развития страны в интересах удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан при оптимальных затратах труда и разумном использовании природных ресурсов.

    Угрозы в  сфере экономики носят комплексный  характер. Это означает, что экономическая  безопасность подвержена воздействию  со стороны различных факторов; причем не только в чистом виде экономических. На нее оказывают существенное влияние  геополитические, социальные, экологические  и другие факторы.

    Информация о работе Экономическая безопасность России и меры по ее обеспечению