Франчайзинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня Россия заинтересована в привлечении прямых иностранных инвестиций, которые, несмотря на сравнительно небольшую их долю в общем объеме инвестиций, способствуют технико-технологическому перевооружению экономики, не увеличивая вместе с тем долговой нагрузки страны. Известно, что в повышении инвестиционной привлекательности нашей экономики большое значение имеет налоговый климат. Здесь однако следует иметь в виду и то, что предоставление инвестиционных налоговых преимуществ иностранному капиталу может обернуться лазейкой для всякого рода так называемых налоговых оптимизаций в пользу бизнеса, а потому и потерями для бюджета, так как под видом иностранного капитала может выступить вывезенный отечественный капитал. На наш взгляд, нормы налогового закон

Файлы: 1 файл

Франчайзинг 1209.doc

— 114.50 Кб (Скачать)


1  ПОНЯТИЕ И  РОЛЬ ФРАНЧАЙЗИНГА В МАЛОМ И СРЕДНЕМ БИЗНЕСЕ

 

1.1    Понятие и история развития франчайзинга в России

 

 

Сегодня Россия заинтересована в привлечении прямых иностранных инвестиций, которые, несмотря на сравнительно небольшую их долю в общем объеме инвестиций, способствуют технико-технологическому перевооружению экономики, не увеличивая вместе с тем долговой нагрузки страны. Известно, что в повышении инвестиционной привлекательности нашей экономики большое значение имеет налоговый климат. Здесь однако следует иметь в виду и то, что предоставление инвестиционных налоговых преимуществ иностранному капиталу может обернуться лазейкой для всякого рода так называемых налоговых оптимизаций в пользу бизнеса, а потому и потерями для бюджета, так как под видом иностранного капитала может выступить вывезенный отечественный капитал. На наш взгляд, нормы налогового законодательства должны стимулировать инвестиционный процесс и вместе с тем распространяться в равной степени как на отечественных, так и на зарубежных инвесторов. Иностранный капитал подпадает под налогообложение двух стран, а это обусловливает особенности определения налогового компонента в расходах. Поэтому наряду с международным налоговым законодательством важную роль в рассматриваемой связи играет выбор организационных форм ведения бизнеса.

Функционирование иностранных компаний в России осуществляется через следующие три основные формы организации их коммерческой деятельности: создание отдельного юридического лица с полным или частичным участием иностранного капитала (дочерней компании); действие через постоянное представительство (филиал); ограниченное присутствие без образования постоянного представительства.

Дочерняя компания регистрируется в России как самостоятельное юридическое лицо, полностью или частично принадлежащее иностранной материнской компании. Такая дочерняя компания иностранного юридического лица является налоговым резидентом Российской Федерации, а ее налогообложение происходит полностью в соответствии с налоговыми требованиями к любой российской организации. Однако существенным преимуществом в случае использования рассматриваемой формы является то, что доходы дочерней компании можно не переводить в страну резидентства материнской компании, а потому и избежать двойного налогообложения прибыли. Отметим, что в случае с налогообложением прибыли постоянного представительства подобная ситуация практически невозможна.

Франчайзинг в России - явление относительно новое, и в русском языке не существует общепринятой терминологии для описания данной деятельности. Сам термин "франчайзинг" происходит от французского слова franchise (льгота, привилегия), которое в первоначальном значении вошло в экономическую лексику, в том числе и отечественную, еще до того, как заговорили о франчайзинге.

В английском языке в XX веке от термина franchise были образованы производные слова для обозначения понятий, связанных с новым явлением предпринимательской деятельности: franchising, franchiser, franchisee.

Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Таким образом, выполнение правил не является недостатком, наоборот, следование правилам означает, что франчайзи имеет прекрасную возможность сделать прибыль и понять выгодность своего вложения. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.

Вв Гражданском кодексе РФ (гл. 54) франчайзинг получил название "коммерческая концессия", а его стороны - правообладатель и пользователь.

Таким образом Франчайзинг - это:

1) форма продолжительного делового сотрудничества, в процессе которого крупная компания - франшизодатель (правообладатель) представляет малоизвестной компании - франшизополучателю (пользователю) лицензию (франшизу) на производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг под торговой маркой правообладателя на ограниченной франшизной территории на срок и на условиях, определенных франшизным договором;

2) процесс создания, поддержания и развития франшизной системы франшизодателя посредством участия владельцев независимых франшизных предприятий франшизополучателей.

Франшизодатель/франчайзер - крупная фирма-правообладатель, изменяющая широко известную торговую марку и высокий имидж на потребительском рынке и выдающая на определенный срок и на определенных условиях лицензию (франшизу) пользователю (физическому или юридическому лицу) на право использования им торговой марки правообладателя в коммерческой деятельности на определенной территории.

Франшизополучатель - физическое лицо или компания, приобретающая у крупной фирмы-правообладателя на определенный срок и на определенных условиях исключительное право (франшизу) на ведение коммерческой деятельности с использованием товарного знака и технологий правообладателя на определенной территории.

Франшиза - это:

1) право на создание франшизного предприятия и на торговлю продукцией или предоставление франшизных услуг более крупной фирмы на определенных условиях и за определенную компенсацию на определенной территории;

2) организационная форма малого бизнеса, дающая индивидуальному предпринимателю (пользователю франшизы) право на продажу уже зарекомендовавших себя товаров или услуг крупной фирмы-правообладателя, то есть предприятие, созданное на основе франчайзинга, или франшизное предприятие.

Франчайзинговая система - организационная структура в сфере франчайзингового бизнеса, которая состоит из компании-франшизодателя, возглавляющей структуру, и находящейся под ее контролем сети франшизных предприятия, или франшизной сети.

Для компаний франчайзинг - это способ распространения бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг - это один из способов стать владельцем бизнеса. На растущих рынках, таких как Россия, франчайзинг является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы вести прибыльный бизнес.

Франчайзинг является комбинацией малого и среднего (крупного) бизнеса. Такое соединение было названо союзом, где с одной стороны имеется энергия и обязательство отдельного предпринимателя, а с другой стороны имеются ресурсы, коммерческая мощь и огромный опыт большой компании. Если все это соединить, то мы получим энергию, ответственность, силу, ресурсы и опыт - выигрышную комбинацию с огромными шансами на успех.

Предприниматели всего мира знают франчайзинг как безопасный способ, чтобы:

- помогать человеку вести бизнес самостоятельно, но не быть в нем одиноким;

- помогать компаниям эффективно расширяться, не неся больших затрат на создание и поддержание массивного административного комплекса и не испытывая трудностей в управлении широкой сетью корпоративных предприятий;

- помогать компаниям превратить свою существующую сеть в эффективно работающий, сильный бизнес, в котором работают преданные делу люди.

Любой вид бизнеса можно превратить во франшизу. Международная ассоциация франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга. Полное их перечисление не имеет смысла, но вы сможете понять ширину применимости франчайзинга из следующей выборки: бухгалтерский учет, авторемонт, книжные магазины, детская одежда и обучение, строительство, небольшие продовольственные магазины, магазины косметических товаров, образование, услуги по трудоустройству, рестораны, отели, прачечные и услуги по уборке, частные почтовые ящики, фотостудии, риелторские компании, туризм и развлечение, прокат специального оборудования и туристические агентства.

Франчайзинговые взаимоотношения могут быть прибыльными для обеих сторон. Франчайзи заинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах. Франчайзи должен следовать правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзером. Франчайзер сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзер предоставляет необходимую поддержку, с тем чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям.

Для того чтобы достичь такого уровня взаимодействия и защиты со стороны франчайзера, франчайзи должен сформировать особые взаимоотношения с франчайзером. Эти взаимоотношения являются достаточно сложными, но эта ситуация сравнима с положением президента, которому помогает группа экспертов по всем важным вопросам. Президентом является франчайзи. Президент отвечает за данный бизнес. Но президент никогда не является абсолютным специалистом во всем. У президента есть всегда группа советников, которые являются экспертами по техническим вопросам. Эти люди понимают, что президент сознает их авторитет и опыт и будет следовать их рекомендациям. Чтобы стать президентом, франчайзи должен выполнить семь условий:

- полностью принять точку зрения франчайзера, его цели и ценности в данном бизнесе;

- доверять и уважать франчайзера и, в свою очередь, формировать уважение и доверие франчайзера к себе;

- принимать четко установленные правила и обязанности, описанные в договоре, поскольку после подписания договора они не подлежат никаким изменениям или дополнениям;

- стремиться работать и общаться с франчайзером;

- связать себя определенными обязательствами с бизнесом, быть верным ему в хорошие и плохие времена;

- следовать операционным процедурам и стандартам, установленным франчайзером;

- стать частью системы путем внесения в бизнес новых идей (с согласия франчайзера) и постоянного вкладывания усилий в бизнес.

Любой заинтересованный в покупке франшизы должен решить, являются ли для него приемлемыми такие взаимоотношения. Когда франчайзер берет на себя обязательства по отношению к франчайзи и принимает предпринимателя в качестве франчайзи, франчайзер, таким образом, говорит: "Я доверяю вам, вы являетесь хорошим вложением для нас, я верю в то, что вы будете выполнять законы франшизы, а я обещаю, если вы будете следовать законам франшизы и принимать наш опыт и знания, мы защитим ваш бизнес и сделаем вас богатым и счастливым".

Можно разными способами получить разрешение, чтобы стать франчайзи, наиболее распространенными способами являются:

- прямой франчайзинг. Франчайзер продает франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи). Это самый лучший способ, чтобы обеспечить хорошую взаимосвязь между франчайзером и франчайзи. В случае с международным франчайзингом, где географическое расстояние между франчайзером и франчайзи велико, недостатком такого метода может быть отсутствие поддержки на местном уровне и меньшее внимание к местным особенностям. Многие мелкие франчайзеры не прибегают к такой форме франчайзинга, потому что уходит много времени и усилий на поддержку таких франчайзи. Крупные франчайзеры используют такую систему с целью исследования рынка и условий ведения бизнеса в данной стране. ;

- мастер франшиза. Отношения по мастерской франшизе возникают, когда международный франчайзер продает исключительные права на развитие всей системы на территории всей страны одному франчайзи. Такой тип франчайзи называется владелец мастерской лицензии. Таким образом, франчайзи становится франчайзером в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату (роялти). Это часто происходит, когда существует очевидный спрос на франшизу. В таком случае франчайзер не беспокоится о том, будет его бизнес развиваться успешно или нет. Вместо этого франчайзер ищет хорошо обеспеченного местного предпринимателя, обладающего организацией, которая позволит ему сделать систему франчайзера успешно работающей концепцией на территории всей страны.

Бесспорный лидер современного франчайзинга, компания McDonald's на протяжении всей своей 30-летней истории является классическим примером франчайзинговой системы, верно и своевременно реагирующей как на малейшие колебания рынка, так и на общие тенденции экономического развития. Добиться этого, по единодушному мнению всех, имеющих отношение к ресторанному и франшизному бизнесу, было бы невозможно без Рэя Крока, хотя он не изобретал ни систему быстрого обслуживания, ни франчайзинг, ни саму компанию McDonald's.

Заслуга Крока состоит в том, что он нашел и отработал единственно верный подход к организации "франшизодатель - франшизополучатель", состоящий не просто в обучении владельцев ресторанов, а в воспитании преданных последователей, разделяющих взгляды компании и демонстрирующих предпринимательское чутье в рамках традиционных ценностей McDonald's.

Процесс воспитания франшизополучателей начинается с отбора претендентов на приобретение франшизы McDonald's. Прошедшим вступительное интервью предлагают отработать несколько дней в соседнем ресторане McDonald's.

Если тестируемый считает ниже своего достоинства мыть полы, чистить туалеты и работать, засучив рукава, делается вывод, что он никогда не добьется успеха, так как его подход ошибочен. Если же испытание пройдено успешно, ему предоставляется возможность отработать еще 1800 часов на McDonald's в счет бесплатной стажировки.

Информация о работе Франчайзинг