Анализ результативности финансово – хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является: теоретическое изучение сущности и методики оценки финансового состояния предприятия.
Задачами исследования являются:
изучение основных показателей оценки финансового состояния предприятия;
произвести оценку и анализ экономического потенциала ФГУП учхоз-племзавод «Комсомолец»;
провести анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности;
найти пути улучшения финансового состояния.

Оглавление

Введение 2
Обзор литературы. 4
1. Общая характеристика предприятия 11
1.1 Организационно-экономические условия 11
1.2 Оценка хозяйственной деятельности по основным показателям 13
1.2 Финансовое состояние предприятия 16
2. Оценка и анализ экономического потенциала предприятия 19
2.1 Оценка имущественного положения 19
2.2 Анализ и диагностика финансового состояния 23
3. Анализ результативности финансово – хозяйственной деятельности предприятия 35
3.1 Оценка деловой активности 35
3.2 Анализ рентабельности 37
3.3 Оценка производственно – финансового левериджа 40
4. Пути улучшения финансового состояния 43
Заключение 46
Список использованных источников. 48

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 131.18 Кб (Скачать)

 

Анализируя таблицу 10 можно  прийти к выводу, что коээфициент абсолютной ликвидности снизился с 1,53 в начале 2011 года до 1,43 в конце отчетного года. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть кредиторской задолженности предприятие может погасить немедленно. Значение данного показателя выше 0,2.  Коэффициент быстрой ликвидности, или коэффициент «критической оценки», показывает, насколько ликвидные средства предприятия покрывают его краткосрочную задолженность. На исследуемом предприятии данный коэффициент выше 1. На 31.12. 2010г. Он составил 2,11, на 31.12. 2011 – 2,42. Данный показатель определяет, какая доля кредиторской задолженности может быть погашена за счет наиболее ликвидных активов, т. е. показывает, какая часть краткосрочных обязательств предприятия может быть немедленно погашена за счет средств на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам. Рекомендуемое значение данного показателя от 0,7-0,8 до 1,5. На данном предприятии значение коэффициента быстрой ликвидности выше рекомендуемого. Коэффициент текущей ликвидности показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы им для погашения своих краткосрочных обязательств в течение года. Это основной показатель платежеспособности предприятия. Данный коэффициент находиться выше нормативного (на начало года он составил 8,54, на конец года – 13,69).

Анализ ликвидности предприятия  говорит о нерациональном использовании средств предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Анализ результативности финансово – хозяйственной деятельности предприятия

3.1 Оценка  деловой активности

 

Деловая активность организации  измеряется с помощью системы  количественных и качественных показателей. Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, на сколько эффективно предприятие использует свои средства. Показатели деловой активности имеют большое значение для оценки финансового положения предприятия, так как скорость оборота средств, то есть скорость превращения их в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платёжеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота средств при прочих равных условиях отражает повышение производственного потенциала предприятия. Показатели оборачиваемости можно разделить на две группы: коэффициенты общей оборачиваемости капитала и частные коэффициенты оборачиваемости.

Коэффициент фондоотдачи  — обобщающий показатель, характеризующий уровень эффективности использования производственных основных фондов объединения (предприятия), отрасли. Показатель фондоотдачи показывает, на сколько рентабельны инвестиции в основные средства предприятия.

Коэффициент оборачиваемости  запасов - коэффициент, который показывает, сколько раз в среднем оборачиваются запасы компании в некоторый период времени. Чем выше оборачиваемость запасов компании, тем более эффективным является производство и тем меньше потребность в оборотном капитале для его организации.

Коэффициент оборачиваемости  оборотного капитала показывает скорость оборота материальных и денежных ресурсов предприятия за период.

Продолжительность одного оборота  оборотных активов (дни) Выражает продолжительность оборота мобильных активов за анализируемый период, т.е. длительность производственного (операционного) цикла предприятия.

Таблица 11 – Анализ показателей  деловой активности на ФГУП «Роща» за 2008 -2010гг.

Показатели

Исследуемы период

Нормативное значение

Изменение за исследуемы период (+,-)

2009г.

2010 г.

2011 г.

А

1

2

3

4

5

Выручка от реализации (тыс. руб.)

51967

62597

54461

 

2494

Средняя стоимость внеоборотных активов за период (тыс. руб.)

82948

84601

86399

 

3451

Средняя стоимость активов за период (тыс. руб.)

118968

126915

131617

 

12649

Средняя величина оборотного капитала за период (тыс. руб.)

3791

4262

13931

 

10140

Коэффициент фондоотдачи

0,63

0,74

0,63

 

0

Коэффициент оборачиваемости всех активов

0,44

0,49

0,4

 

-0,04

Продолжительность одного оборота в днях

23,87

24,85

93,97

 

70,1

Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала

13,71

14,69

3,91

 

-9,8


 

Из таблицы 11 видно, что коэффициент увеличился в 2010 г. И составил 0,74. В 2011г. Данный коэффициент был равен значению в 2009 г. И составил 0,63. Коэффициент показывает эффективность использования основных средств предприятия. Коэффициент оборачиваемости всех активов находился на одном уровне. В 2011 году он составил 0,4. Коэффициент оборачиваемости активов - отражает скорость оборота совокупного капитала предприятия, т.е. показывает сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая единица активов. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств характеризует отношение выручки (валового дохода) от реализации продукции, без учета налога на добавленную стоимость и акцизного сбора к сумме оборотных средств предприятия. Уменьшение этого коэффициента свидетельствует о замедлении оборота оборотных средств. Анализ таблицы показал, что данный коэффициент снизился на 9,8 пунктов и составил в 2011 году 3,91.

3.2 Анализ рентабельности

 

В системе показателей  эффективности деятельности предприятий  важнейшее место принадлежит  рентабельности.

Рентабельность представляет собой такое использование средств, при котором организация не только покрывает свои затраты доходами, но и получает прибыль. Показатели рентабельности в гораздо меньшей мере находятся под влиянием инфляции, чем величины прибыли, поскольку они выражаются различными соотношениями прибыли и авансированных средств (капитала), либо прибыли и произведенных расходов (затрат).

Рентабельным называют такое  предприятие, которое имеет прибыль, а значит, имеет положительные  показатели рентабельности. Если предприятие убыточно, то его называют нерентабельным. Продукцию называют рентабельной, если она приносит прибыль.

Показатели рентабельности предприятия очень важны при  комплексном анализе его деятельности. На основании анализа рентабельности предприятия проводится инвестиционная политика, а на основании анализа рентабельности продукции - политика ценообразования.

Рентабельность дает понятие  об отношении между полученным результатом и использованными ресурсами, а значит и об эффективности деятельности предприятия. Источником информации для анализа рентабельности предприятия являются все формы финансовой отчетности.

Традиционно можно выделить 3 группы показателей рентабельности:

  1. Окупаемость затрат отражает величину прибыли, приходящуюся на 1руб. затрат. Окупаемость затрат представляет собой отношение прибыли к полной себестоимсоти выраженное в %. В ФГУП учхоз – племзавод «Комсомолец» окупаемость затрат в 2011 году составила 16%, т.е. на 1 руб. затрат приходиться 16 коп. прибыли.
  2. Рентабельность продаж отражает величину прибыли, приходящуюся на 1 руб. выручки от продажи продукции. Определяется как отношение прибыли к выручке в % выражение. На предприятии рентабельность продаж составила 14%, т.е. на 1 руб. выручки приходиться 14 коп. прибыли.
  3. Эффективность использования капитала финансовая рентабельность), отражающая инвестиционную привлекательность предприятия. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к собственному капиталу в % выражении. В ФГУП «Комсомолец»  финансовая рентабельность составила 6%, т.е. на 1 руб. вложений приходится 6 коп. прибыли.

Функционирование любой  социально-экономической системы (к  которым относится и действующее предприятие) происходит в условиях сложного взаимодействия комплекса внутренних и внешних факторов.

Фактор - это причина, движущая сила какого-либо процесса или явления, определяющая его характер или одну из основных черт.

Уровень рентабельности отдельных  видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен (Ц) и себестоимости (С) единицы продукции.

Таблица 12 - Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции ФГУП учхоз – племзавод «Комсомолец»

Виды продукции

Цена реализации 1 ц, руб.

Полная себестоимость 1ц, руб.

Уровень рентабельности, %

Отклонения (+,-)

 

баз. год

отчет, год

баз. год

отчет, год

баз. год

услов

отч. год

всего

в т.ч. за счет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

цены

себест.

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Зерно

914,9

1462,0

453,9

923,0

101,6

222,1

58,4

-43,2

120,5

-163,7

Плоды

781,7

2188,0

2697,5

12319,0

-71,0

-18,9

-82,2

-11,2

52,1

-63,4

Молоко

1197,6

1775,0

1061,0

1488,0

12,9

67,3

19,3

6,4

54,4

-48,0

Жив. Мае. КРС

9347,0

13276,0

10170,9

12073,0

-8,1

30,5

10,0

18,1

38,6

-20,6


 

Исходя из факторного анализа  рентабельности отдельных видов  продукции мы видим, что цена реализации 1 ц продукции в отчетном году увеличилась по сравнению с базисным по всем видам продукции. Так цена 1 ц. зерна увеличилась на 547 руб., плодов – 1406,3 руб. за 1 ц., цена 1 ц. молока увеличилась на 577,4 руб., цена за 1 ц. живой массы КРС увеличилась на 3929 руб. Наряду с увеличением цены реализации, увеличилась и полная себестоимость 1 ц. продукции. В 2011 году полная себестоимость 1 ц. зерна составила 923 руб., полов – 12319 руб., молока – 1775 руб., живой массы КРС – 12073 руб.

Отклонение уровня рентабельности отчетного года от базисного по зерну составило 43 п.п. В 2009 г. Уровень рентабельности от реализации 1 ц. зерна составил 101,6, т.е. на 1 рубль затрат 101 копейку прибыли. В 2011 году уровень рентабельности сократился и составил 58,4 %. Отклонение уровня рентабельности отчетного года от базисного за счет цены составило +120,5, а за счет полной себестоимости 1 ц. зерна –163,7

Реализация плодов убыточна для предприятия. Уровень убыточности в отчетном году составил -82,2. Отклонение уровня убыточности 2011 года от 2009 года составило -11,2. За счет цены реализации отклонение составило +52, а за счет полной себестоимости -63,4.

Уровень рентабельности молока увеличился в 2011 году на 6,4 п.п. и составил 19,3, на 1 рубль затрат мы получаем 19 коп. прибыли с 1 ц. молока. Отклонение уровня рентабельности за счет цены реализации составило 54,4п.п., за счет полной себестоимости - -48п.п.

Уровень рентабельности живой  массы КРС увеличился, в 2009 г. Он составлял -8,1%, а в 2011 г. – 10%. Отклонение составило 18,1 п.п. За счет цены произошло увеличение на 38,8 п.п., а за счет полной себестоимости уровень рентабельности упал на 20,6 п.п.

В целом предприятие рентабельно.

    1. Оценка производственно – финансового левериджа

 

Процесс оптимизации структуры  активов и пассивов предприятия  с целью увеличения прибыли в  финансовом анализе получил название левериджа. Различают три вида левериджа: производственный, финансовый и производственно-финансовый. В буквальном смысле «леверидж» – это рычаг, при небольшом усилии которого можно существенно изменить результаты производственно-финансовой деятельности предприятия.

Финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между изменением чистой прибыли и изменением прибыли до выплаты процентов и налогов. Сложившийся в компании уровень финансового левериджа – это характеристика потенциальной возможности влиять на чистую прибыль коммерческой организации путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов.

Производственный леверидж характеризует взаимосвязь структуры себестоимости, объема выпуска и продаж и прибыли. Он показывает изменение прибыли в зависимости от изменения объемов продаж.

Производственно-финансовый леверидж оценивает совокупное влияние производственного и финансового левериджа.

Производственный леверидж является весьма важной характеристикой деятельности компании; в частности, его высокий уровень говорит о том, что даже незначительное изменение в объемах производства может привести к существенной финансовой нестабильности. Иными словами, относительно больший уровень производственного левериджа влечет за собой и большую колеблемость прибыли.

Чтобы оценить производственно – финансовый леверидж необходимо проанализировать порог рентабельности и запас финансовой устойчивости.

Порог рентабельности (точка  безубыточности, критическая точка, критический объем производства (реализации)) – это такой объем  продаж фирмы, при котором выручка  от продаж полностью покрывает все  расходы на производство и реализацию продукции.

Информация о работе Анализ результативности финансово – хозяйственной деятельности предприятия