Анализ потерь от брака

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:06, реферат

Краткое описание

Браком называется продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия в ней дефектов.
Брак продукции — это непроизводительные затраты материальных, трудовых и денежных средств.

Файлы: 1 файл

Анализ потерь от брака.docx

— 19.31 Кб (Скачать)

Анализ потерь от брака

 Браком называется продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия в ней дефектов.

 Брак продукции — это непроизводительные затраты материальных, трудовых и денежных средств.

 Дефект - это каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям. Дефекты бывают явные, выявление которых регламентировано соответствующей документацией, и скрытые, выявление которых документацией не предусмотрено.Для единообразного и точного определения признаков допущенного брака на заводах используются классификаторы брака, устанавливающие единую его классификацию по видам, виновникам и причинам. Содержащиеся в классификаторе шифры позволяют упростить все записи, связанные с оформлением брака, и механизировать его учет.

Под видом брака подразумеваются  конкретные дефекты и отступления  от установленных требований к качеству материала, форме, размерам изделия, которые  являются основанием для его забракования и отделения от годной продукции. По видам в производстве различают исправимый и неисправимый брак. Исправимым браком считаются заготовки, детали, узлы либо изделия с такими дефектами, устранение которых технически возможно и экономически целесообразно, что позволяет использовать их по прямому назначению без снижения требований к качеству. Окончательным браком считаются заготовки, детали, узлы и изделия с дефектами, устранение которых технически неосуществимо или экономически нецелесообразно, поскольку не обеспечивает возможности их использования по прямому назначению.

Кроме того, различают брак внутризаводской, выявленный в ходе производственного процесса, и внешний, обнаруженный за пределами завода, проявившийся в сфере реализации или в процессе использования продукции. Внешний брак свидетельствует как о плохом качестве продукции, так и о неудовлетворительной работе контрольных служб предприятия и называется рекламацией. Появление рекламаций наносит производителю не только материальный, но и моральный ущерб, сказываясь на его репутации.

По причинам различают брак, допущенный из-за нарушения технологической  дисциплины (небрежное отношение  рабочего к своей работе), ошибок в технической документации, работы на неисправном или неправильно  налаженном оборудовании, использования  некачественного инструмента, дефектов в исходном материале, пропуска дефектов ОТК на последующих операциях  и др.

По виновникам различают брак, допущенный по вине рабочего-оператора; рабочего - наладчика оборудования; отделов  главного технолога, главного конструктора, главного механика; инструментального  цеха; отдела технического контроля качества .

Учет и анализ брака позволяет  выявить его причины и конкретных виновников, что является неотъемлемой частью рациональной организации производства. Эти меры имеют целью разработку организационно-технических мероприятий, обеспечивающих ликвидацию и предупреждение брака, учет потерь от брака и отнесение  их за счет конкретных виновников, организацию  работ по изготовлению продукции  взамен забракованной. Наконец, данные учета и анализа брака и  рекламаций используются для подготовки статистических материалов, используемых для изучения динамики брака по отдельным  календарным периодам и местам образования.

Каждая партия продукции предъявляется  на контроль с сопроводительной документацией, в которой контролер отмечает результаты проверки качества. При  обнаружении в предъявленной  продукции неисправимого брака  контролер обязан оформить его актом. Исправимый брак возвращается на доработку. Акт является основным и единым первичным  документом для учета и анализа  брака. Он должен содержать только необходимые  сведения: наименование изделия, а также  операции, на которой образовался  брак, характеристику брака с указанием  шифра его вида, причины брака  и его виновника (согласно классификатору), сумму потерь, подлежащую взысканию  с виновника.

Весь выявленный брак помечается клеймом, немедленно изымается и направляется на склад-изолятор, откуда передается на склад утиля.

Если брак продукции обнаруживается у потребителя, на предприятие поступает  рекламация. В ней указываются  причины, вследствие которых продукция не удовлетворяет требованиям заказчика. Предприятие проверяет обоснованность рекламации и бракованную продукцию заменяют годной, возмещая потребителю убытки. Возврат дефектной или бракованной продукции по каждому производственному звену учитывается при оценке эффективности его работы, подведении итогов деятельности всего предприятия.

Анализ брака и рекламаций производится в разрезе отдельных причин, виновников и видов.

Он имеет целью отобразить:

а) процент брака по заводу и  его подразделениям;

б) потери от брака в нормо-часах  и в денежном выражении.

 

При анализе брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели. Абсолютный размер брака представляет собой сумму затрат на окончательно забракованную продукцию и расходов на исправление исправимого брака.

Абсолютный размер потерь от брака получают путем вычитания из абсолютного размера брака стоимости брака по цене использования, суммы удержаний с виновников брака и суммы взысканий с поставщиков за поставку некачественных материалов.

Относительные показатели размера брака и потерь от брака рассчитываются как процентное отношение абсолютного размера брака или потерь от брака к производственной себестоимости товарной продукции.

Учет брака, определение уровня дефектности продукции и производства. В процессе изготовления часть продукции  производится с отступлениями от установленных в технической  документации параметров. Такая продукция  считается дефектной или бракованной. Наличие дефектной продукции  ведет к увеличению непроизводительных потерь производства. Это оказывает  отрицательное влияние на все  основные технико-экономические показатели работы предприятия, снижая производительность труда, прибыль и рентабельность, повышая себестоимость продукции.

 

Дефекты подразделяются на два основных вида: исправимые и неисправимые. Устранение исправимых дефектов путем дополнительных работ может превратить бракованную продукцию в годную. Неисправимые дефекты в силу технологических и технических причин не могут быть устранены и, следовательно, наличие таких дефектов - это прямые потери производства. Уровень дефектности продукции зависит от ряда объективных и субъективных факторов. Объективные факторы обусловлены спецификой продукции и производства, уровнем научно-технического прогресса в отрасли. Иногда при производстве сложных видов продукции, а также при неуправляемости отдельных процессов ее создания наличие брака неизбежно. В таких случаях брак планируется. Для предупреждения брака необходимы изучение причин его возникновения и их строгий учет.

Учет, анализ причин и списание брака  производится в соответствии с требованиями, установленными в СТП и технической  документации на продукцию. На выявленный окончательный брак составляют акт о браке, на исправимый - накладную на возврат исправи-мого брака. Службы ОТК анализируют причины, по которым произошел брак, его количественные показатели. Экономические службы определяют потери от брака. Полученные результаты используются для определения уровня дефектности продукции, процес-сов производства и труда, учитываются при планировании и оценке качества продукции, моральном и материальном стимулировании трудовых коллективов и отдельных исполнителей.

Для выявления наиболее существенных причин брака используется анализ Парето (названный по имени итальянского экономиста). Анализ Парето включает в  себя следующие этапы:

1) определение цели анализа;

2) сбор данных о характере,  причинах, количестве и стоимости  дефектов;

3) анализ результатов наблюдений, выявление наиболее значимых  факторов;

4) построение диаграммы и графика  Парето, наглядно показывающих относительную значимость каждого фактора.

 

 

Список использованных источников

 

Гончаров В. И. Менеджмент: Учеб. пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 624 с.

Гуторова И. А. Стандартизация. Метрология. Сертификация: Учебно-практическое пособие. – М.: ПРИОР, 2001. – 64 с.

Клевлеев В. М., Попов Ю. П., Кузнецова И. А. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2004. –256 с.

Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник  для вузов. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. –671 с.

Лифиц И. М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 330 с.

Новицкий Н.И., Олексюк В.Н. Управление качеством продукции: Учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2004. – 367 с.

 Управление качеством: Учебно-методический  комплекс / А. Л. Ходенков, И. П. Лубчинская. – Мн.: Изд-во МИУ, 2005. – 135 с


Информация о работе Анализ потерь от брака