Анализ показателей рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Западная экономика показала нам, что в рыночной экономике существует жестокая борьба между производителями за выживаемость, так называемая конкуренция в которой необходимо всегда быть информированным о любых изменениях происходящих в рыночной конъюнктуре и уметь принимать правильные решения. Необходимо, чтобы любой производимый продукт или оказываемая услуга были максимум конкурентоспособными.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретический анализ рентабельности предприятия
1.1 Роль и значение рентабельности в предприятия
1.2 Показатели рентабельности
1.3 Методы повышения рентабельности производства
Глава 2. Анализ показателей рентабельности предприятия
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Технико-экономическая характеристика
2.3 Анализ показателей рентабельности предприятия
2.4 Анализ порога прибыли
2.5 Резервы увеличения рентабельности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

рентабельность.docx

— 39.96 Кб (Скачать)

Для того, чтобы правильно  организовать выполнение плана по рентабельности производства, необходимо рассчитать рентабельность по видам изделий. Уровень  рентабельности отдельных видов  продукции определяется отношением прибыли от реализации данной продукции  к ее полной себестоимости по формуле:

(2)

где:

Р - уровень рентабельности единицы изделия (в %);

О - оптовая, действующая  цена единицы изделия

С - полная себестоимость  единицы изделий.

Уровень рентабельность изделий разный. Отклонения в уровне рентабельности различных видов  продукции обусловлены многими  причинами объективного и субъективного  характера. Так, новые виды продукции, выпуск которых еще недостаточно освоен предприятиями, как правило, имеют более низкую рентабельность по сравнению со старой продукцией.

В рыночной экономике  все большее влияние на рентабельность продукции оказывает конъюнктура  рынка, конкурентоспособность изделий.

Во многих случаях  уровень рентабельности изделия  зависит от результатов работы данного  производственного коллектива. Систематическое  снижение себестоимости продукции, повышение качества и сортности  изделий ведет к росту рентабельности и наоборот, наличие перерасхода  по себестоимости, ухудшение качества и сортности продукции снижает  рентабельность этих изделий.

Кроме этого, для  характеристики рентабельности продукции  ее определяют и другими методами как отношение прибыли от реализации продукции к сумме ее выручки, как отношение балансовой прибыли  к выручке от реализации продукции, как отношение чистой прибыли  к выручке от реализации продукции. Эти показатели позволяют судить об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой  продукции.

Рентабельность вложений в предприятие определяется по стоимости  его имущества. Расчет можно делать по балансовой и чистой прибыли стоимость  имущества берется из бухгалтерского баланса. В первом случае рентабельность определяется как отношение балансовой прибыли к стоимости имущества.

Во втором случае рентабельность определяется как отношение  чистой прибыли к стоимости имущества.

Данные показатели характеризуют уровень прибыли (балансовой или чистой) на каждый рубль, вложенный  в имущество предприятий. Чем  выше этот уровень, тем эффективнее  использовалось имущество. Для такой  характеристики можно использовать также выручку от реализации продукции  по отношению к стоимости имущества.

Другими показателями рентабельности могут служить рентабельность собственных средств и долгосрочных капитальных вложений.

Первый показатель определяется отношением чистой прибыли  к собственным средствам предприятия (по бухгалтерскому балансу).

Второй показатель представляет собой отношение доходов  от ценных бумаг и долевого участия  в других предприятиях к сумме  долгосрочных финансовых вложений.

1.3 Методы повышения  рентабельности производства

Многообразие показателей  рентабельности определяют альтернативность поиска путей повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную  систему с различной степенью детализации, что задает границы  выявления и оценки производственных резервов.

При анализе путей  повышения рентабельности важно  разделять влияние внешних и  внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, прибыль  от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи. Для монопродукта и моноресурса взаимосвязь этих показателей можно отразить с  помощью схемы.

Объем продукции 

в стоимостном выражении (N) 

Объем продукции  в физических единицах (q) 

Цена единицы продукции(Ц)  

Затраты на производство в денежном выражении (N/S) 

Объем использованных ресурсов (в натуральном выражении)(z) 

Цена единицы ресурса(С)  

Доходность (N/S) 

Производительность  ресурсов(q/z) 

Возмещение затрат в цене продукта (Ц/С)  

Прибыль (N-S) 

Объем продукции  в стоимостном выражении (q/Ц) 

Затраты на производство в денежном выражении(z/C)  
 

Доходность производства продукции рассматривается как  произведение коэффициента производительности ресурсов и коэффициента соотношения  цен единицы продукта и единицы  ресурса.

Последнее соотношение  обычно называют финансовой производительностью (дефлятором) цены, потому что оно  характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции  в результате повышения себестоимости (затрат ресурсов за счет роста цен  на ресурсы).

Крупные предприятия  главное внимание обращают на проблемы контроля за изменениями промышленной производительности и стараются  снижать роль внешнего фактора (финансовой производительности).Дело в том, что  одним из условий процветания  предприятия является расширение рынка  сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары. Поскольку  этот процесс не сопровождается снижением  цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формировании доходности предприятия понижается.

Это естественным образом  переключает сферу усилий руководства  на контроль за изменением промышленной производительности, т.е. за внутренними  факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости, повышение отдачи основных средств (машин, оборудования и т.д.).

Широко используемым методом управления предприятием (а  точнее его производственной деятельностью) является анализ безубыточности. Целью  анализа безубыточности могут быть ответы на следующие вопросы:

- Какой объем продаж  следует обеспечить, чтобы не  нести убытков?

- На сколько можно  снизить цены при увеличении  объема, чтобы прибыль осталась  на прежнем уровне?

- Какова максимальная  величина затрат на материалы,  при которой выгодно производить  продукцию?

Анализ безубыточности является одним из наиболее важных направлений финансового анализа  предприятия. Кроме того, его применение необходимо также при формировании рентабельного ассортимента продукции  на предприятии, установлении цен и  разработке эффективной ценовой  политики.

Итак, постараемся  выделить основные задачи финансового  анализа применительно к деятельности российских предприятий:

- Оценка текущей  платежеспособности фирмы, возможности  своевременно погасить краткосрочные  обязательства ;

- Оценка финансовой  устойчивости, то есть возможности  погасить долгосрочные кредиты,  нести убытки без риска полной  потери собственных вложений

- Оценка эффективности  управления имуществом и заемным  капиталом

- Анализ эффективности  от производственной и физической  деятельности

- Оценка рискованности  деятельности предприятия

- Оценка возможностей  предприятия при условии и  ухудшения определенных условий  деятельности

Глава 2. Анализ показателей  рентабельности предприятия

2.1 Краткая характеристика  предприятия

Акционерное общество открытого типа «Астраханский завод  резиновых технических изделий» начало свою деятельность во второй половине 1952 года как викельный завод в  составе рыбокомбината. Расширялся ассортимент продукции, а именно в то время осваивалось производство пневматических наплавов (буев), технической  пластины и дюритовых рукавов. Уплотнительные кольца (СКО-82) к икорным банкам становятся предметом экспорта - продаются Ирану.

В 1956 году завод выделился  из комбината, а в 1958 году предприятие  получает название "Астраханский завод  резиновых технических изделий".

В 1967 году был введен в эксплуатацию новый корпус. В  трехэтажном блоке корпуса расположились  три цеха: подготовительный, рукавный, формовых и неформовых изделий. Это  позволило значительно расширить  ассортимент выпускаемой продукции.

В декабре 1992 года завод  преобразован в акционерное общество открытого типа "Астраханский завод  резиновых технических изделий".

В 1996 году пущен в  эксплуатацию новый цех, выпускающий  уплотнительные викельные кольца для  консервной промышленности.

Ассортимент продукции, выпускаемой ОАО "АзРТИ", очень  велик:

1.рукава - детали  резинотканные напорные маслобензостойкие;

2.рукава напорные  автокранные;

3.формовые изделия  (амортизаторы, диафрагмы, клапаны,  кольца СКВ, втулки, фартуки к  автомобилю, прокладки на двигатели  КамАЗ, муфты сантехнические, коврики  бытовые, вантузы, патрубки, чехлы);

4.резиновые смеси  (клей, крошка СКО, прокладка для  изоленты);

5.технические пластины (резиновые, резинотканевые, для  пищевых изделий);

6.неформовые изделия  (изделия для доильных установок,  шланги поливочные, шнуры из особо  мягкой резины, трубки технические,  уплотнительные монолитные);

7. кольца СКО-82,58,63, кольца для икорных банок;

8. прокладки уплотнительные;

9. линолеум резиновый;

10. костюмы рыбацкие;

11. изолента;

12. стекломаст, кровельные  материалы.

Главным управляющим  звеном на ОАО "АзРТИ" является Собрание акционеров, на котором избирается Совет директоров и генеральный  директор. Генеральному директору непосредственно  подчиняются: главный инженер, заместитель  директора по общим вопросам, заместитель  директора по маркетингу, бухгалтерия (главный бухгалтер, начальник группы труда и заработной платы, начальник  группы экономического анализа), начальник  отдела кадров, юрист, специальная часть.

Главный инженер  управляет следующими подразделениями  и отделами: энерго-механическим отделом, строительной группой, электроучастком, отделом технического контроля, энергоблоком, ремонтно-механическим цехом, а также  ему подчиняется инженер-метролог и инженер по водопользованию.

Отделом материально-технического контроля, административно-хозяйственным  отделом и транспортным участком управляет заместитель директора  по общим вопросам.

Заместитель директора  по маркетингу осуществляет руководство  основными цехами предприятия, конструкторским  бюро, центральной заводской лабораторией, отделом техники безопасности и  отделом охраны окружающей среды.

К основным производственным участкам на ОАО "АзРТИ" относятся  цех №1, цех №2, цех №3.

Цех №1 занимается производством  смесей для собственных нужд и  цехов №2 и №3, а также производит смеси на сторону, изготавливает  изоленту и техпластины.

Цех №2 включает в  себя:

а) участок СКО, который  выпускает кольца викельные (уплотнительные кольца);

б) участок формовой, выпускающей формовые изделия - кольца, патрубки, костюмы рыбацкие;

в) участок неформовой, который изготавливает трубки технические, трубки поливочные, шнуры, викеля;

Цех №3 выпускает  рукава автотракторные бензостойкие.

К вспомогательному производству относится: транспортный участок, ремонтно-механический цех, электроучасток и энергоблок, строительная группа.

Организационно - производственную структуру ОАО "АзРТИ" можно  наглядно изобразить в виде схемы (рис.2.1).

рис. 2.1 Организационная  структура ОАО «АзРТИ»

2.2 Технико-экономическая  характеристика

В таблице 2.1 приведены  технико-экономические показатели работы ОАО «АзРТИ» за последние  годы.

Таблица 2.1

Технико-экономические  показатели работы ОАО "АзРТИ"  

Показатели Ед. 

изм. 

2002 

2003 

2004 

Изменение 2002-2003гг. 

Изменение2003-2004г.  

абс.; (+;-) темп 

роста;% 

абс.; (+;-) 

темп роста;%  

Информация о работе Анализ показателей рентабельности