Анализ показателей рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 13:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ показателей рентабельности предприятия и поиск путей их повышения.

Автор работы подтверждает, что приведённые в ней расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературы и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Экономическая сущность рентабельности 5
1.2 Основные показатели рентабельности 6
1.3 Анализ показателей рентабельности 10
2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «ГОРМОЛЗАВОД№1» 12
2.1 Общая характеристика предприятия 12
2.2 Анализ показателей рентабельности ОАО «ГМЗ №1» 16
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 29

Файлы: 1 файл

221108 Анализ показателей рентабельности ОАО ГМЗ № 1.doc

— 467.00 Кб (Скачать)
 

     За  анализируемый период предприятие  сработало эффективно, так как  наблюдался рост прибыли предприятия. Основными переменными роста прибыли предприятия являются рост выручки, увеличение валового дохода, уменьшение массы издержек производства и обращения, улучшение использования трудовых ресурсов.

     Для эффективного функционирования предприятия  в условиях рыночных отношений первостепенное значение имеет выявление резервов роста прибыли.

       

     Рис. 2.3 Источники прибыли, полученной в отчётном периоде 

     Основным  источником прибыли предприятия  в 2008 году являлись прибыль от реализации продукции, уменьшение части прибыли произошло за счёт внереализационных расходов.

     При получении организацией прибыли  определяются направления ее использования: платежи в бюджет, отчисления в резервный фонд и другие фонды.

     

     Рис. 2.4 Направления использования прибыли предприятия

     Проанализируем  имеющиеся показатели рентабельности на предприятии ОАО «ГМЗ №1». 

     Таблица 2.3 Показатели рентабельности на предприятии ОАО «ГМЗ №1»

Наименование  показателя Формула расчета Значение  показателя на начало и конец отчетного  года
 Рентабельность  совокупного капитала (активов) (характеризует, сколько прибыли получено на рубль вложенного капитала) РА= Прибыль за отчетный период (Ф2 стр.200) 6,6% 9,0%
Среднегодовая стоимость активов   
((Б стр.300 гр.3 + Б стр.300 гр.4) / 2)
 Рентабельность  продаж (характеризует уровень прибыльности продукции) РП= Прибыль от реализации продукции  отчетного периода (Ф2 стр.070) 24,7% 26,9%
Выручка (нетто) от реализации продукции в отчетном периоде (Ф2 стр.020)
 Рентабельность  затрат (характеризует окупаемость затрат) РЗ= Прибыль от реализации продукции  отчетного периода (Ф2 стр.070) 15,4% 18,1%
Полная  себестоимость реализованной продукции (Ф2 сумма строк 030, 050, 060)
 
 
 

     На  рис. 2.5 наглядно продемонстрированы показатели рентабельности предприятия ОАО  «ГМЗ №1». 

     

     Рис. 2.5 Показатели рентабельности на предприятии  ОАО «ГМЗ №1» 

     Как видно из представленной диаграммы  абсолютно все показатели рентабельности предприятия имеют тенденцию к росту. Проведём факторный анализ показателей эффективности.

     Анализ  роста рентабельности за период 2007-2008 гг.

     Рентабельность  продукции = прибыль / себестоимость

     Рпр.00 =  8 956* 100% / 26488 = 15,4%

     Рпр.усл1 = 12 333 * 100% / 26488 = 19,7%

     Рпр.01 = 12 333* 100% / 31919 = 18,1%

     Изменение рентабельности продукции за счет роста  прибыли:

     ∆ Рпр.пр. = 19,7% – 15,4% = 4,3%

     Изменение рентабельности продукции за счет роста себестоимости:

       ∆ Рпр.пр. = 18,1% – 19,7% = -1,6%

     Балансовая  увязка: 2,7%=4,3%-1,6%

     Как показал числовой анализ рентабельности продукции за период 2007-2008 гг. увеличилась на 2,7%, рост произошел за счет значительного роста прибыли предприятия, то есть при прочих равных условиях рост рентабельности продукции составил бы 4,3% при условии роста лишь прибыли. Однако рост себестоимости снизил данный показатель на 1,6%. В итоге прирост анализируемого показателя составил 2,7%. 

 

     3. Пути повышения показателей рентабельности деятельности предприятия 

      Основным  способом повышения рентабельности продукции и затрат на производственном предприятии является снижение издержек производства.

      На  ОАО «ГМЗ № 1» процесс формирования цен складывается по системе затратного ценообразования, функционирующего на базе законодательства Республики Беларусь.

      Однако  на перерабатывающих предприятиях Республики Беларусь существует целенаправленная ценовая политика.

      Суть  целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объёма прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи.

      На  ОАО «ГМЗ № 1» производится некоторая часть  достаточно однообразной продукции. Можно вести учёт издержек по каждому виду продукции отдельно, но это очень трудоёмко. Прямые затраты сразу относят на себестоимость каждого вида продукции. Затраты, которые относятся к производству нескольких видов изделий, должны распределяться между этими видами продукции. Такие затраты называются косвенными.

      Механизм  калькулирования себестоимости  в наиболее общем виде состоит в добавлении к прямым затратам доли косвенных затрат в некоторой пропорции, одинаковой для всех видов производимой продукции.

      На  ОАО «ГМЗ № 1» косвенные затраты  распределяются пропорционально прямым затратам на производство продукции.

      Однако  можно распределять затраты иным путём. В качестве критерия распределения затрат выступает не отнесение к прямым и косвенным, а отнесение к переменным и постоянным: в себестоимость должны включаться только переменные затраты, а постоянные учитываются отдельно. Поскольку большую часть косвенных расходов можно отнести к постоянным, то этот процесс выглядит как исключение косвенных расходов. Однако для точности расчётов из косвенных затрат надо исключать ту часть, которую нельзя считать постоянными и добавлять к переменным. Последнее означает, что в данном случае от процедуры распределения затрат избавиться, как правило, не удаётся, хотя доля распределяемых затрат существенно уменьшается. В практике этот метод называется методом «direct costing».

      Использование показателя маржинального дохода помогает предприятию быстро производить расчёты финансового результата при изменении цен на продукцию и управлять ими.

      По  проекту ОАО «ГМЗ № 1» планирует  увеличить коэффициент использования производственной мощности до 93,6%. Это даёт возможность довести объёмы производства до максимального количества тонн в год. Объём реализованной продукции возрастёт. На это окажут влияние заключённые договоры с потребителями продукции на будущий год.

      В результате ОАО «ГМЗ № 1» увеличит объёмы производства и реализации продукции. Возрастет выработка на 1 работающего. Затраты на производство и реализацию продукции также возрастут, что приведёт к увеличению суммы прибыли от реализации продукции.

      Об  активной рекламной компании предприятию  говорить еще рано, однако некоторые меры для повышения спроса на продукцию принять можно. Ведь в результате роста объемов реализации возрастут объемы прибыли.

      Для начала необходимо создать несколько  фирменных магазинов не только в  Минске, но и других крупных городах  Беларуси. Возможность и эффективность открытия магазина в ближнем зарубежье или РФ должно быть тщательно изучено. Для организации рекламной компании предприятию необходимо нарастить мощности, снизить себестоимость продукции или иным способом повысить прибыль. Но в настоящий момент ОАО «ГМЗ № 1» может организовать рекламный сайт, рекламные пакеты, оформление витрин фирменных магазинов. Привлекать средства на широкую рекламную компанию для предприятия в настоящий момент будет экономически не эффективно.

      Рассмотрим  экономический эффект от создания рекламного сайта.

      Экономичный Сайт 1432000 руб.

      Сайт  для любых фирм, общий объем 15 листов;

      -Информационное  проектирование (разработка системы  навигации по сайту);

      -Разработка  эксклюзивного дизайна, верстка,  подготовка иллюстраций;

      -Каталог  товаров (услуг);

      -Несколько  модулей по выбору клиента, например, вакансии компании, новости и фото галерею;

      -Регистрация  в поисковых системах и каталогах;

      -Установка  счетчика посещаемости сайта.

      Такой сайт, по оценке специалистов рекламного агентства «Гармония» позволит повысить объем продаж ориентировочно на 8%.

      Запланированный объем продаж на 2007 год, таким образом, возрастет на 88250 * 0,08 = 7060 млн.руб. 

      Экономический эффект, в данном случае – это  дополнительная прибыль. То есть

      ЭЭ = 7060 * 6 / 100 – 1,432  = 422,17 млн.руб.

      Чтобы заинтересовать покупателя в покупке именно продукции исследуемой организации необходимо:

  1. Разработать красочную, красивую и легко узнаваемую упаковку. Одного взгляда должно быть достаточно, чтобы покупатель сразу отличал продукцию МЛИТЭПСа от всех остальных. А так же необходимо, чтобы при взгляде на продукцию сразу же возникало желание купить. Дизайнеры предприятия, на котором нам печатают этикетки, не способны решить эту задачу, вследствие чего необходимо прибегнуть к помощи специализированного дизайнерского центра.
  2. Очень важную роль играет постоянство выпуска продукции. Покупателя нужно приучать к продукции постепенно и постоянно, т.е. он должен каждый день видеть этот продукт на прилавке и купив один раз не должен ждать, когда продукт появится на прилавке вновь. При этом если заявка маленькая, то всё равно нужно расфасовать продукт, даже если придётся это делать вручную и штучно.
  3. Необходимо производить оригинальные продукты, а не повторять те, которые делает вся Беларусь и все её молочные заводы. Для этого необходима тесная совместная работа технологов по новым видам и отдела маркетинга. Они предлагают новый продукт, а мы даём анализ -нужно, не нужно. При выпуске новых продуктов необходимо проводить разумную ценовую политику при которой, первая цена устанавливается невысокая, чтобы привлечь покупателя, а затем цена постепенно увеличивается до необходимой.

     Основным  фактором повышения рентабельности производства является снижение себестоимости  продукции предприятия, в то же время  основным моментом снижения себестоимости продукции является обновление парка оборудования, то есть внедрение современных технологий. 
 
 

      Таблица 3.1. Мероприятия по снижению себестоимости молочной продукции

№  п/п       Наименование мероприятия     Снижение  себестоимости  сумма  тыс. руб.
1 2 3
1.  Замена  устаревших теплообменников на централизованной мойке на высокоэффективные пароконтактные водоподогреватели. 18000
2.  Использование тепловой энергии конденсата технологического пара для отопления и горячего водоснабжения. 8000
3.  Использование тепла помещения теплового пункта цеха детского питания для воздушного отопления тарного участка. 2700
4.  Ввести в  эксплуатацию новый воздушный и аммиачный компрессоры. 10,0
5.  Использование естественного холода для охлаждения продукции в цехе готовой продукции 2,0
6. Установка более  совершенных конденсатоотводчиков на тепло- использующем оборудовании. 6770
7. Произвести  перевод охлаждения творожных ванн с водопроводной воды на ледяную. 2390
8.  Использование тепла воды от периодической продувки паровых котлов на Заславском производственном участке на технологические нужды. 10
9. Для снижения себестоимости сырья обеспечить увеличение поступления натурального молока с колхозов области на 200 тонн выше прошлого года. 2210
               Итого:       40092 (0,2%)

Информация о работе Анализ показателей рентабельности