Анализ платежеспособности и кредитоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является Частное транспортное унитарное предприятие «Анатранс».
Предмет исследования: платежеспособность и кредитоспособность ЧТУП «Анатранс».
Главными задачами данной курсовой работы является:
определение понятий кредитоспособность и платежеспособность;
обоснование системы показателей для оценки и анализа платежеспособности и кредитоспособности, а также определения роли и задач данного анализа;
оценка платежеспособности и кредитоспособности предприятия;
прогнозирование финансовой устойчивости предприятия;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы анализа платежеспособности и кредитоспособности...6
Понятие платежеспособности и кредитоспособности. Обоснование
системы показателей для оценки платежеспособности и кредитоспособности...6
Роль и задачи анализа платежеспособности и кредитоспособности
предприятия. ……………………………………………………………………….14
1.3 Обзор литературы по теме исследования……………………………………..16
1.4 Экономическая характеристика ЧТУП «Анатранс»………………………....19
2 Анализ платежеспособности ЧТУП «Анатранс»………………………...........22
2.1 Анализ платежеспособности на основании ликвидности баланса………….22
2.2 Анализ платежеспособности на основании изучения денежных потоков.…29
3 Анализ кредитоспособности ЧТУП «Анатранс».........……………………...…37
3.1 Анализ кредитоспособности и вероятности банкротства субъектов
хозяйствования …………………...............................................................………..37
3.2 Пути финансовой стабилизации предприятия при угрозе банкротства….…46

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по АХД!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 156.45 Кб (Скачать)

Выводы, полученные на основе анализа  финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования и экспертного  заключения, используются в соответствии с законодательством в производстве по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) субъектов хозяйствования.

Основания для признания хозяйственным судом должника банкротом или объявления должником о своем банкротстве устанавливает Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»от 18 июля 2000 г. № 423-З (в редакции от 31.12.2009г.№ 114-З). Закон также регулирует порядок и условия проведения производства по делу о банкротстве, осуществления мер по предупреждению банкротства и иные отношения, возникающие при неплатежеспособности должника, в целях проведения его санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения - в процессе ликвидации должника - юридического лица или прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов [14].

Финансовое состояние  хозяйствующего субъекта может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность предприятия своевременно исполнять свои платежные обязательства, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует  о его хорошем финансовом состоянии.

Для характеристики финансовой устойчивости А.Ф.Ионова предлагает использовать четыре группы показателей: структуры  источников капитала, состояния внеоборотных активов, состояния оборотных активов  и абсолютные показатели обеспеченности запасов источниками их формирования [28, c.409].

Кравченко Е. считает, что  система критериев, по которым устанавливается неудовлетворительная структура баланса неплатежеспособных предприятий, базируется на показателях текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами и способности к восстановлению (утрате) платежеспособности [7, c.12].

В традиционном понимании  анализ платежеспособности представляет собой метод оценки и прогнозирования  платежеспособности предприятия на основе его бухгалтерской отчетности.

При исследовании сущности финансовой устойчивости организации  Ермолович Л. отмечает, что в настоящее  время не выработано единого методологического  подхода к оценке финансовой устойчивости [4, c. 14].

Так методика оценки платежеспособности предприятия Сергеева И.В. и Веретникова И.И. сводится к расчету финансовых показателей. По мнению авторов, платежеспособность предприятия – одно из условий устойчивости предприятия. Анализу платежеспособности предприятия отводится первостепенное значение. Авторы предлагают выбрать из совокупности коэффициентов наиболее подходящие для определения платежеспособности, в зависимости от цели анализа (проводят его кредиторы или владельцы предприятия). Недостаток данной методики, в том, что сравнение с рекомендуемыми нормативами представляет известную трудность из-за их величины, различной отраслевой региональной, национальной или какой-либо  другой специфики. Авторы оперирует большим количеством финансовых показателей, тем самым имеют недостатки присущие коэффициентному анализу [21].

По мнению Смольского А.П. для определения финансово-экономического положения и перспектив развития организации недостаточно проанализировать и оценить показатели результативности ее деятельности и финансового состояния. Экономический потенциал компании и ее финансовая устойчивость во многом определяются величиной и структурой имеющихся у нее активов и источников их формирования, которые позволяет выяснить анализ имущественного положения. Он заключается в проведении вертикального и горизонтального анализа актива и пассива бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, а также расчете и сравнении некоторых коэффициентов [23].

По мнению Шеремета А.Д. анализ платежеспособности сводится к анализу ликвидности баланса и рассматривается как один из блоков анализа финансового состояния предприятия. Для этого используются коэффициент абсолютной ликвидности, критической ликвидности, текущей ликвидности. Недостаток такого подхода заключается в том, что анализ платежеспособности сводится к анализу ликвидности баланса [27, c. 527].

Крейнина М.Н.  для определения платежеспособности предприятия предлагает использовать коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами. Но, как и многие экономисты, она считает, что нестабильность делает невозможным какого-либо нормирования показателей коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами. Эти коэффициенты должны оцениваться для каждого конкретного предприятия по его балансовым данным [8, c.269].

Также широко и всесторонне изложена методика анализа финансового состояния, платежеспособности, ликвидности, кредитоспособности в учебных пособиях под редакцией профессора Савицкой Г.В.[17].

В современных условиях особенно остро стоит проблема банкротства. Многие предприятия Республики Беларусь находятся на стадии «умирания». Данной проблеме посвящено множество статей периодической печати (вт.ч. Жоровин С.Г. «Методика анализа и оценки потенциального банкротства субъектов хозяйствования» [5], Кравченко Е. «Неплатежеспособность предупреждает о возможном банкротстве» [7]). Также многими авторами обсуждалась проблема того, что действующие в нашей стране методы оценки финансового состояния и платежеспособности зачастую не отражают реального положения дел.

Следовательно, обзор современной экономической литературы показывает, что в настоящее время не выработано единого методологического подхода к оценке финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.

 

1.4 Экономическая характеристика ЧТУП «Анатранс»

 

Частное транспортное унитарное  предприятие «Анатранс» создано  в результате реорганизации путем  выделения  из Частного транспортного  унитарного предприятия «Бонтрансэкспресс», зарегистрированного  решением Минского горисполкома  от  15.04.2008 г. № 2574 в  Едином государственном регистре юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей  за №191016002. Частное транспортное унитарное предприятие «Анатранс» является преемником прав и обязанностей Частного унитарного предприятия «Бонтрансэкспресс» в соответствии с   разделительным балансом. Учредителем и  собственником   имущества  предприятия является Значенок Виктор Иванович.

Предприятие  является юридическим  лицом по законодательству Республики Беларусь. Предприятие имеет самостоятельный  баланс, расчетный и иные счета  в учреждениях банков, печати со своим наименованием,  товарный знак,  угловые штампы со  своим  наименованием, иные реквизиты. Предприятие является коммерческой организацией.

Юридический адрес предприятия:

220131, Республика Беларусь, г. Минск , ул. Притыцкого, д.56, ком  6.

Предметом деятельности предприятия  является:

1) деятельность автомобильного  грузового автотранспорта;

2) аренда автомобилей;

3) аренда прочих машин  и оборудования.

 Предприятие осуществляет  внешнеэкономическую деятельность  в соответствии с законодательством  Республики Беларусь. Виды деятельности, подлежащие лицензированию, осуществляются  после получения соответствующей лицензии.

Имущество  предприятия  составляют основные средства, оборотные  средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в  балансе предприятия. Имущество  предприятия находится в частной  собственности учредителя предприятия  и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.  Имущество  предприятия образуется за счет:

  • уставного фонда, образуемого учредителем в размере 3000000 рублей;
  • доходов, полученных от реализации работ, услуг, а также от других  видов хозяйственной деятельности;
  • доходов от ценных бумаг;
  • иных источников, не запрещенных законодательными актами Республики Беларусь.

Предприятие руководствуется принятой им учетной политикой. В учетной  политике отражается порядок ведения учета с учетом отрасли, формы собственности, вида деятельности и др.

В конце каждого месяца и года предприятие составляет бухгалтерский  баланс. Он является способом группировки  в денежной оценке хозяйственных  средств предприятия по составу  и размещению, а также по источникам образования на определенную дату.Баланс используется для анализа хозяйственной  деятельности, т.е. для анализа обеспеченности основными и оборотными средствами, наличия средств по источникам образования, состояния дебиторской и кредиторской задолженности, конечного финансового результата хозяйственной деятельности.

Прибыль (убыток) является основным обобщающим показателем финансовых результатов деятельности. Предприятие уплачивает налоги и платежи в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь. Часть прибыли предприятия после уплаты налогов направляется на выплату отчислений (дивидендов)  учредителю  предприятия, в размерах, устанавливаемых учредителем предприятия. Убытки предприятия покрываются из резервного фонда, а в случае недостаточности резервного фонда - из других фондов предприятия.

Предприятие осуществляет оперативный  и бухгалтерский учет результатов  своей работы, ведет статистическую и иную отчетность в порядке, определяемом действующими законодательными актами, и отвечает за ее достоверность перед  соответствующими государственными органами.   Финансовый год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря.

Предприятие представляет отчет  о международных автомобильных  перевозках(приложение А):

  • государственному учреждению «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь»;
  • Национальному статистическому комитету Республики Беларусь;
  • Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь;
  • Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП».

Частное предприятие «Анатранс» располагает собственным парком современных грузовых автомобилей для выполнения международных перевозок. Количество автомобильных транспортных средств, используемых для осуществления международных автомобильных перевозок грузов (пассажиров) – 6 штук:

  1. Мерседес-Бенц 412;
  2. Тягач седельный Volvo FN;
  3. Полуприцеп ШмитцSCS24/L;
  4. Тягач седельный Volvo FN;
  5. Полуприцеп ШмитцSPR;
  6. Автомобиль грузовой  Volvo FE.

Согласно отчету о международных  автомобильных перевозках (приложение В) за 2011 г. количество заездов с грузом (пассажирами) составило 277 ед., перевезено грузов (пассажиров) 4356,2 т (чел.), в том числе транзит – 263 т (чел.), общий пробег составил 578,6 тыс. км, из них              453,2 тыс. км приходится на пробег с грузом (пассажирами).

По данным бухгалтерского баланса  на 1 января 2012 года (приложение Б): уставный фонд организации составляет 3 млн. руб., резервный фонд отсутствует. Организация имеет основных средств на сумму 2906 млн. руб., дебиторскую задолженность на сумму 447 млн. руб.,  кредиторскую задолженность на сумму 267 млн. руб. 

Основные результаты производственной и финансовой деятельности организации за 2011 г. из отчёта «О прибылях и убытках» с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2011 г. (приложение В) представлены в таблице 3:

 

Таблица 3 – Анализ финансово-хозяйственной деятельности ЧТУП «Анатранс».

Наименование показателей

За 2009 год, млн. руб.

За 2010 год, млн. руб.

За 2011 год, млн. руб.

Выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг

21

662

2783

Прибыль (убыток)  от реализации товаров, продукции, работ и услуг

-8

69

2

Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов

0

0

0

Прибыль (убыток) от внереализационных  доходов и расходов

-1

-12

176

Чистая прибыль (убыток)

-9

34

133


Примечание – Источник: собственная разработка на основании отчёта «О прибылях и убытках».

 

Выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг в 2011 году составила 2783 млн. руб. По сравнению с 2009 и 2010 гг. выручка увеличилась на 2762 млн. руб. (или на 13152,4%) и 2121млн. руб. (или на 320,4%) соответственно.Финансовый результат  от реализации товаров, продукции, работ и услуг за 2011 годпо сравнению с 2009 годом увеличился на                  10 млн. руб., однако по сравнению с 2010 годом снизился на 67 млн. руб.Финансовый результат от внереализационных доходов и расходов за 2011 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 177 млн. руб.,  по сравнению с 2010 годом увеличился на 188 млн. руб.

Анализируя финансовые результаты деятельности ЧТУП «Анатранс», обратим  внимание на то, что чистая прибыль  в 2011 году составила                133 млн. руб. и увеличилась на 142 млн. руб. по сравнению с 2009 годом, и на 99 млн. руб. по сравнению с 2010 годом. В целом основные показатели развития организации находятся на хорошем уровне.

Информация о работе Анализ платежеспособности и кредитоспособности