Анализ и оценка финансовых результатов, деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в дальнейшем изучении теоретических положений, методологических подходов и разработка практически обоснованных экономических решений по организации анализа финансовых результатов деятельности предприятия, обеспечивающих существенный вклад в экономику предприятия.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Логика анализа и оценка финансовых результатов, деятельности предприятия………………………………………………...4
1.1. Цели, задачи и модели анализа финансовых результатов, деятельности предприятия……………………………………………………….4
1.2. Основные показатели финансовых результатов деятельности предприятия……………………………………………………………………...13
1.3. Источники информации для анализа финансовых результатов деятельности предприятия………………………………………………………21
ГЛАВА 2. Анализа и оценка финансовых результатов, деятельности предприятия ООО «НОВЭКС»…………………………………………………27
2.1. Характеристика предприятия ООО «НОВЭКС»…………………...29
2.2. Анализ финансовых результатов предприятия ООО «НОВЭКС»..31
2.3. Факторный анализ валового дохода (валовой прибыли) предприятия ООО «НОВЭКС»…………………………………………………35
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Анали и диагностика ФХД Курсовая работа.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

      В основу приведенной модели анализа  заложена следующая жестко детерминированная трехфакторная зависимость:

      ROE- Pn/S * S/A * А/Е где,   (1)

      Рn - чистая прибыль коммерческой организации, т. е. прибыль, доступная к распределению среди ее владельцев;

      S - объем производства (выручка от  реализации);

      А - сумма активов коммерческой организации (баланс нетто) или величина капитала, авансированного в ее деятельность;

      Е - собственный капитал.

      Представленная  модель показывает, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, ресурсоотдачи и структуры источников средств, авансированных в данное предприятие. Значимость выделенных факторов с позиции текущего управления объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его статику и динамику и, в частности, бухгалтерскую отчетность: первый фактор обобщает отчет о прибылях и убытках, второй - актив баланса, третий - пассив баланса.

        Этим факторам и по уровню значимости, и по тенденциям изменения присуща отраслевая специфика, о которой необходимо знать аналитику.

      Так, показатель ресурсоотдачи может  иметь невысокое значение в высокотехнологичных  отраслях, отличающихся капиталоемкостью; напротив, показатель рентабельности продаж (рентабельности хозяйственной  деятельности) в них будет относительно высоким. Высокое значение коэффициента финансовой зависимости могут позволить себе фирмы, имеющие стабильное и прогнозируемое поступление денег за свою продукцию. Это же относится к предприятиям, имеющим большую долю ликвидных активов (предприятия торговли, банки). Значит, в зависимости от отраслевой специфики, а также конкретных финансово-хозяйственных условий, сложившихся на данном предприятии, оно может делать ставку на тот или иной фактор повышения рентабельности собственного капитала.

      И.В. Липсиц в учебнике «Ценообразование (управление ценообразованием в организации)» отмечает, что на современном этапе развития рыночных отношений для эффективного управления предприятием и рационального использования конечных финансовых результатов фирмы необходимо не только изучение факторов, влияющих на коэффициенты рентабельности, но и умело организованная политика ценообразования.

      Так, российские фирмы, лидирующие в процессе рыночной трансформации, уже прошли стадию возврата к затратному ценообразованию начали постепенно овладевать маркетинговыми подходами к решению этой задачи. Но пока для подавляющего большинства отечественных фирм еще вполне актуальна задача овладения грамотными методами затратного ценообразования в сочетании с жестким управлением этими затратами. Поэтому, отечественным экономистам можно воспользоваться опытом зарубежных фирм, в практике которых затратное ценообразование пока используется довольно широко.

      Помимо  ценообразования, существенным фактором, влияющим на изменение финансовых результатов деятельности предприятия, является выбор товарного ассортимента.

      А.П. Бобович, считая управление товарным ассортиментом  основным и одним из самых сложных  процессов торговой деятельности, предлагает рассматривать его как комплекс функций управления, состоящий из планирования, организации и контроля формирования и реализации ассортимента.

      Широкий ассортимент товаров может удовлетворить  самые неожиданные запросы покупателей, однако неоправданное расширение ассортимента может привести к росту товарных остатков и усложнению выбора товара покупателем.

      При составлении математической модели формирования товарных запасов необходимо учитывать всю совокупность критериев, которыми являются:

      - рентабельность материальных затрат;

      - рентабельность трудовых затрат;

      - рентабельность капитальных вложений;

      - прибыль;

      - сумма налогов.

      Таким образом, оптимизация товарного  ассортимента является реальным средством  достижения стратегических целей, существенным инструментом управления финансовой устойчивостью  и эффективность торговой компании.

      Из  приведенного краткого обзора литературных источников можно сделать следующие  выводы:

      Для более точного, детального анализа  финансовых результатов деятельности предприятия необходима правильная постановка целей экономического анализа, среди которых можно выделить следующие: организация и разработка мероприятий по максимизации прибыли; разработка предложений по использованию прибыли; выявление факторов, повлиявших на изменение показателей финансовых результатов; поиск новых информационных каналов, способствующих получению своевременной и достоверной информации для более глубокого и целенаправленного анализа финансовых результатов деятельности предприятия.

      Для осуществления поставленных целей, в процессе проведения анализа финансовых результатов деятельности предприятия, необходимо решить такие задачи, как: анализ формирования и наиболее выгодного и обоснованного использования финансовых результатов; анализ прибыли и рентабельности предприятия; выявление резервов роста прибыли и рентабельности, их динамику и прогнозирование их величины; изучение влияния различных экономических факторов на изменение финансового результата как на уровне предприятия, так и на уровне государства в целом.

      Выбор приоритетов и направлений развития анализа финансовых результатов иллюстрируется множеством факторов, влияющих на изменение финансовых результатов деятельности предприятия. Среди них такие как товарооборот, себестоимость продукции, ассортимент товаров, валовый доход, издержки обращения, политика ценообразования, позволяющих построить факторные модели анализа, среди которых модифицированная факторная модель фирмы «DuPont», определение цен с помощью нормативов рентабельности к затратам, определение цен с помощью торговых скидок, математическая модель формирования товарных запасов.

      Важными элементами анализа деятельности предприятия  являются структурирование, группировка  и классификация отдельных элементов, показателей, изучение количественных и качественных характеристик, установление критериев и оценка эффективности функционирования предприятия.

      Поэтому в следующем подразделе курсовой работы рассмотрены особенности формирования систем показателей для анализа финансовых результатов деятельности торгового предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2. Основные показатели финансовых результатов деятельности предприятия.

      Завершенность и целостность анализа, имеющего экономическую направленность, в  значительной степени определяется обоснованностью используемой совокупности критериев. Как правило, эта совокупность включает качественные и количественные оценки, однако ее основу обычно составляют исчисляемые показатели, имеющие понятную интерпретацию и, по возможности, некоторые ориентиры (пределы, нормативы, тенденции). Следует различать анализ, ориентированный на прошлое, и анализ, ориентированный на будущее.

      По  мнению Г.С. Токаренко анализ, ориентированный на будущее, отличается от анализа, ориентированного на прошлое, прежде всего необходимостью разработки корректирующих мероприятий, позволяющих вывести предприятие на требуемый уровень. Но, как и в первом случае, так и во втором, в первую очередь определяются причины отклонений. При проведении анализа причин отклонений данных можно использовать систему показателей, которая позволяет установить логическую цепочку влияния отдельных составляющих на интегральный показатель.

      Так, Т.Б. Бердникова выделяет следующие  основные показатели финансовых результатов  деятельности предприятия: выручка от реализации продукции (работ, услуг), выручка нетто (общая выручка за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), балансовая прибыль, чистая прибыль.

      Авторы  Крылов Э.И., Власов В.М., Журавкова И.В. в своей работе «Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости  продукции» перечисляют наиболее важные показатели финансовых результатов, характеризующие абсолютную эффективность хозяйствования предприятия, к которым относятся: прибыль (убыток) от реализации, прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности, прибыль (убыток) отчетного года, нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года.

      По  мнению В.А. Чернова, основными показателями эффективности деятельности предприятия  следует считать валовую прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности и чистую (нераспределенную) прибыль. Следует отметить, что именно эти показатели предусмотрены Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным приказом Минфина РФ от 06.07.1999 г № 43-н, а также типовой формой № 2 «Отчет о прибылях и убытках», рекомендованных в приложении к приказу Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4-н.

      По  мнения Бровкиной Н.Д., выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг используется для формирования информационной базы для анализа  таких важнейших показателей  результативности работы организации, как оборачиваемость активов, средняя продолжительность сроков погашения дебиторской и кредиторской.

      Для успешного анализа названный  автор предлагает учитывать, что  финансовые результаты деятельности предприятия  зависят от таких показателей, как себестоимость реализации продукции (работ, услуг), коммерческие и управленческие расходы, операционные доходы и расходы, внереализационные доходы и расходы, величина отвлеченных средств, налог на прибыль.

      Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятия представляет собой положительную разницу между общей суммой доходов и затратами (расходами) на производство и реализацию продукции с учетом других хозяйственных операций. Убыток, напротив - это отрицательная разница между доходами и расходами по всем хозяйственным операциям предприятия.

      Важнейшая роль прибыли в развитии предприятия  определяет необходимость непрерывного управления ею в целях роста эффективности  хозяйственной деятельности.

      Процесс управления прибылью включает в себя осуществление таких функций, как планирование конечных финансовых результатов, учет формирования, распределения и использования прибыли, оценка и анализ достигнутого уровня, оценка эффективности принятого управленческого решения. Отсюда, изучая конечные финансовые результаты деятельности предприятия, важно анализировать не только динамику, структуру, факторы и резервы роста прибыли, но и соотношение эффекта (прибыли) с имеющимися или использованными ресурсами, а также с доходами предприятия от его обычной и прочей хозяйственной деятельности. Это соотношение называется рентабельностью и может быть представлено тремя группами показателей:

      1) показатели рентабельности, характеризующие  прибыльность продаж или рентабельность  реализованной продукции;

      2) показатели рентабельности, характеризующие рентабельность производства продукции и реализуемых инвестиционных проектов;

      3) показатели рентабельности, характеризующие  доходность капитала и таких  его составляющих, как собственный  и заемный капитал. Существует  два подхода к оценке рентабельности, которая определяется как:

      - отношение прибыли к затратам - показывает, сколько рублей прибыли  принесет рубль затрат,

      - отношение прибыли к выручке  - показывает, сколько рублей прибыли  принес рубль выручки.

      С.В. Рассказов и А.Н. Рассказова в статье «Стоимостные методы оценки эффективности менеджмента компании» отмечают, что ведущими западными фирмами в области управленческого консалтинга активно используются на практике метод VBM - менеджмента (VBM - Value Based Management) на основе интегрированного финансового показателя - стоимость компании.

      Кроме принципиального различия в подходах, при расчете рентабельности могут  использовать различные категории  прибыли. Национальный стандарт отчета о прибылях и убытках содержит несколько показателей прибыли: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль (нераспределенная прибыль, непокрытый убыток). А.А. Гусев в статье «Концепция EVA и оценка эффективности деятельности компании» предлагает в качестве индикатора прибыльности использовать экономическую добавленную стоимость (англ. Economic Value Added - EVA). Этому показателю не присущи недостатки классических показателей для измерения прибыльности, которые имеют ряд недостатков:

Информация о работе Анализ и оценка финансовых результатов, деятельности предприятия