Анализ и оценка финансовой устойчивости предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 11:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение анализа финансовой устойчивости на примере ОАО «АК «Трансаэро».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие, сущность и задачи финансовой устойчивости;
- рассмотреть факторы, влияющие на финансовую устойчивость предприятия;
- изучить методику оценки финансовой устойчивости предприятия;
- провести анализ финансовой устойчивости ОАО «АК «Трансаэро» по абсолютным и относительным показателям;
- выявить имеющиеся резервы.

Оглавление

Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы анализа финансовой устойчивости предприятия. 4
1.1 Понятие, сущность и задача финансовой устойчивости. 4
1.2 Факторы, влияющие на финансовую устойчивость предприятия. 6
1.3 Методика оценки финансовой устойчивости предприятия. 10
1.3.1. Анализ финансовой устойчивости по абсолютным показателям. 11
1.3.2. Анализ финансовой устойчивости по относительным показателям. 14
Глава 2. Анализ и оценка финансовой устойчивости на примере ОАО «АК «Трансаэро». 19
2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «АК «Трансаэро». 19
2.2 Анализ финансовой устойчивости ОАО «АК «Трансаэро» по абсолютным показателям. 20
2.3 Анализ финансовой устойчивости ОАО «АК «Трансаэро» по относительным показателям. 23
Заключение. 28
Список использованной литературы. 30
Приложения. 31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 452.44 Кб (Скачать)

Целью деятельности ОАО «АК «Трансаэро» является развитие безопасных и высококачественных авиаперевозок.

Органами управления ОАО «АК «Трансаэро» являются Общее собрание акционеров (высший орган управления), Совет директоров, Коллегиальный исполнительный орган (Правление), Единоличный исполнительный орган (Генеральный директор).

Воздушный парк авиакомпании состоит из 102 самолётов: 20 Boeing 747, 14 Boeing 777, 18 Boeing 767, 45 Boeing 737, 3 Ту-214 и 2 грузовых Ту-204С. «Трансаэро» обладает самым большим парком широкофюзеляжных дальнемагистральных воздушных судов в России, СНГ и Восточной Европе. Авиакомпания является единственным в этом регионе эксплуатантом пассажирских самолётов Boeing 747.

Маршрутная сеть «Трансаэро» первой в России оснастила свой парк самолётами производства компании Boeing, стала обслуживать пассажиров внутренних рейсов по международным стандартам (в том числе ввела для них Бизнес класс), создала гибкую систему тарифов и скидок, разработала и внедрила программу поощрения постоянных клиентов «Трансаэро Привилегия» и стала внедрять электронную коммерцию – интернет продажу и веб-регистрацию авиабилетов.

Качество продукта компании стало настоящим прорывом в будущее. И сегодня многие стандарты «Трансаэро» являются уникальными. Система менеджмента качества авиакомпании «Трансаэро» обладает международным сертификатом безопасности IOSA. «Трансаэро» - единственная авиакомпания в России, внедрившая на своих регулярных рейсах 6 уровней путешествия: Империал, Бизнес, Премиальный, Экономический, Туристический и Дисконт.

Сегодня в «Трансаэро» работает свыше 11000 человек. Это команда профессионалов, которые каждый день обеспечивают безопасность и комфорт для пассажиров. Пилоты «Трансаэро» проходили подготовку в таких компаниях, как Boeing, United Airlines, American Airlines, British Airways, стюарды – в Air France, British Airways, Finnair, KLM, а в 1994 году был открыт собственный Учебный центр, обладающий уникальной техникой для подготовки и тренировки пилотов

 

2.2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ  ОАО «АК «ТРАНСАЭРО»  ПО АБСОЛЮТНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ.

Рассчитаем финансовую устойчивость ОАО «АК «Трансаэро» за 2013 год по абсолютным показателям, сравнивая значения показателей на 31 декабря 2012 года и на 31 декабря 2013 года.

Основные данные бухгалтерской отчётности (см. прил. 1), необходимые для расчётов, представлены в таблице (см. табл. 3). Все данные указаны в тысячах рублей.

 

 

 

Таблица 3. Основные данные бухгалтерской отчётности ОАО «АК «Трансаэро» (в тыс. руб.)

Наименование показателя

На 31 декабря 2012 года

На 31 декабря 2013 года

I. Внеоборотные активы

Итого по разделу I

31 489 001

45 263 093

II. Оборотные активы

Запасы

1 657 090

4 397 162

Итого по разделу II

50 124 578

59 733 049

III. Капиталы и резервы

Итого по разделу III

1 858 452

2 772 922

IV. Долгосрочные обязательства

Итого по разделу IV

8 452 887

20 134 685

V. Краткосрочные обязательства

Заёмные средства

27 305 383

30 248 888

Доходы будущих периодов

26 649 626

26 267 625

Итого по разделу V

71 302 239

82 088 536

Валюта баланса

81 613 579

104 996 143


 

1. Показатели наличия источников формирования запасов и затрат.

1.1. Наличие собственных оборотных средств (см. формулу 1).

 31.12.2012г : СОС = 1 858 452 + 26 649 626 - 31 489 001 = - 2 980 923

31.12.2013г : СОС = 2 772 922 + 26 267 625 - 45 263 093 = - 16 222 546

1.2. Наличие собственных и долгосрочных  заёмных источников формирования  запасов и затрат (см. формулу 2).

 31.12.2012г: СД = - 2 980 923 + 8 452 887 = 5 471 964

31.12.2013г: СД = - 16 222 546 + 20 134 685 = 3 912 139

1.3. Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (см. формулу 3).

 31.12.2012г: ОИ = 5 471 964 + 27 305 383 = 32 777 347

31.12.2013г: ОИ = 3 912 139 + 30 248 888 = 34 161 027

2. Показатели обеспеченности запасов  и затрат источниками формирования.

2.1. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств (см. формулу 4).

 31.12.2012г: ΔСОС = - 2 980 923 - 1 657 090 = - 4 638 013

31.12.2013г: ΔСОС = - 16 222 546 - 4 397 162 = - 20 619 708

2.2. Излишек (+) или недостаток (-) собственных  и долгосрочных заёмных источников  формирования запасов и затрат (см. формулу 5)

 31.12.2012г: ΔСД = 5 471 964 – 1 657 090 = 3 814 874

31.12.2013г: ΔСД = 3 912 139 - 4 397 162 = - 458 023

2.3. Излишек (+) или недостаток (-) общей  величины основных источников  формирования запасов (см. формулу 6).

 31.12.2012г: ΔОИ = 32 777 347 - 1 657 090 = 31 120 257

31.12.2013г: ΔОИ = 34 161 027 - 4 397 162 = 29 763 865

Проведённые расчёты показывают, что для покрытия запасов и затрат на начало 2013 года было достаточно собственных и долгосрочных заёмных источников, что соответствует нормальному типу финансовой устойчивости, а на конец 2013 года для покрытия запасов и затрат пришлось привлекать краткосрочные кредиты банков, что соответствует неустойчивому типу финансовой устойчивости. Следовательно, за анализируемый период произошло снижение степени финансовой устойчивости ОАО «АК «Трансаэро», что может привести к снижению его платёжеспособности. Тем не менее, финансовая устойчивость может быть восстановлена оптимизацией структуры пассивов, а также путём обоснованного снижения уровня запасов.

 

2.3 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ  ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» ПО ОТНОСИТЕЛЬНЫМ  ПОКАЗАТЕЛЯМ

Рассчитаем некоторые относительные показатели, отражающие степень финансовой устойчивости. Данные для расчётов берём из таблицы.

1. Коэффициент автономии (финансовой независимости) (см. формулу 11)

31.12.2012г: 

31.12.2013г: 
 
 
Δ = 0,28 – 0,35 = - 0,07

 
Норматив: ≥0,5

Вывод: значения коэффициента финансовой независимости за анализируемый период не соответствовали нормативу. Следовательно, доля собственных средств ОАО «АК «Трансаэро» незначительна, оно финансируется в основном за счёт заёмных источников. При этом в анализируемом периоде наблюдается отрицательная динамика: показатель сократился на 0,07 (в 0,8 раз).

 

2. Коэффициент финансового рычага (см. формулу 12)

31.12.2012г: 
 
31.12.2013г:

 

Δ = 2,62 – 2,08 = 0,54

 

Норматив: <1

Вывод: на начало 2013 года на 1тыс.руб. собственных средств приходилось 2,08тыс.руб заёмных, а на конец 2013 года – 2,62. Оба значения не соответствуют нормативу. В анализируемом периоде коэффициент финансового риска увеличился на 0,54 (в 1,26 раз), что показывает отрицательную динамику, т.к. чем выше данный показатель, тем ниже значение финансовой устойчивости.

 

3. Коэффициент финансовой устойчивости (см. формулу 14)

31.12.2012г: 

31.12.2013г: 

Δ = 0,47 – 0,43 = 0,04

 

Норматив: 0,6 – 0,9

Вывод: в начале 2013 года удельный вес собственных и долгосрочных средств в общих источников финансирования составлял 0,43, а в конце – 0,47. Оба значения не соответствуют оптимальному уровню. Это означает, что основная доля источников финансирования приходится на краткосрочные обязательства, работа с которыми требует постоянного оперативного контроля за своевременным их возвратом и привлечением других капиталов. При этом наблюдается небольшая положительная динамика, т.к. в течение анализируемого периода показатель вырос на 0,04 (в 1,09 раз).

 

4. Коэффициент манёвренности собственного капитала (см. формулу 15)

31.12.2012г:

 

31.12.2013г:

 

Δ = -0,56 – (-0,11) = -0,45

 

Норматив: 0,2 – 0,5

Вывод: значения коэффициента манёвренности собственного капитала и на начало, и на конец 2013 года ниже норматива. Это означает, что значительная часть собственных средств закреплена в ценностях иммобилизованного характера, которые являются менее ликвидными, что не позволяет свободно маневрировать этими средствами. В анализируемом периоде прослеживается отрицательная динамика, т.к. показатель снизился на 0,45 (в 5,09 раз)

 

5. Коэффициент обеспеченности оборотных средств собственными оборотными средствами (см. формулу 16)

31.12.2012г: 

31.12.2013г:

 

Δ = -0,27 – (-0,06) = -0,21

 

Норматив: ≥0,1

Вывод: так как показатели и на начало, и на конец года являются отрицательными, что не соответствует нормативу, то это означает невозможность покрытия оборотных средств собственными источниками. При этом наблюдается отрицательная динамика: в течение анализируемого периода показатель снизился на 0,21 (в 4,5 раз).

 

6. Коэффициент обеспеченности  запасов собственными оборотными средствами (см. формулу 17)

31.12.2012г:

 

31.12.2013г:

 

Δ = -3,69 – (-1,8) = -1,89

 

Норматив:0,6 – 0,8

Вывод: так как и на начало, и на конец 2013 года показатели являются отрицательными, что не соответствует нормативу, то это означает невозможность покрытия запасов собственными источниками. При этом наблюдается отрицательная динамика: в анализируемом периоде показатель снизился на 1,89 (в 2,05 раза).

Для удобства полученные показатели можно представить в таблице (см. табл.4).

Таблица 4. Полученные значения показателей финансовый устойчивости

Показатели

Норматив

На 31 декабря 2012 года

На 31 декабря 2013 года

Отклонение

1

2

3

4

5

Коэффициент автономии

≥0,5

0,35

0,28

-0,07

Коэффициент финансового рычага

<1

2,08

2,62

+0,54

Коэффициент финансовой устойчивости

0,6 – 0,9

0,43

0,47

+0,04

Коэффициент манёвренности собственного капитала

0,2 – 0,5

-0,11

-0,56

-0,45

Коэффициент обеспеченности оборотных средств СОС

≥0,1

-0,06

-0,27

-0,21

Коэффициент обеспеченности запасов СОС

0,6 – 0,8

-1,8

-3,69

-1,89


Таким образом, по проведённым расчётам можно сделать вывод, что ни один из показателей не соответствует нормативу, в большинстве случает даже значительно ниже его. ОАО «АК «Трансаэро» имеет небольшую долю собственных средств, в значительной степени зависит от внешних источников финансирования, в частности от краткосрочных источников. Это говорит о том, что ОАО «АК «Трансаэро» можно охарактеризовать как недостаточно финансово устойчивое.

При этом за анализируемый период почти по всем показателям присутствует отрицательная динамика. Это может привести к риску финансовых затруднений в будущем, если не предпринять срочные меры.

Как показали расчёты, ОАО «АК «Трансаэро» располагает достаточными резервами для улучшения своей финансовой устойчивости. Они состоят в :

 - увеличении доли собственных средств в общих источниках финансирования;

- сокращении доли краткосрочных обязательств;

 - оптимизации структуры баланса. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проделанной курсовой работы были решены следующие задачи:

- раскрыты теоретические основы финансовой устойчивости;

- изучена методика оценки финансовой устойчивости;

- проведён анализ финансовой устойчивости  по абсолютным и относительным  показателям на примере ОАО  «АК «Трансаэро» и выявлены  имеющиеся резервы улучшения.

Исходя из изучения теоретических основ и методики оценки финансовой устойчивости, можно сделать следующие выводы:

● Одной из важнейших составных частей анализа финансового состояния является оценка финансовой устойчивости предприятия.

● Финансовая устойчивость свидетельствует о стабильном превышении доходов над расходами, свободном маневрировании денежными средствами организации и эффективном их использовании, бесперебойном процессе производства и реализации продукции.

● Она характеризуется соотношением собственных и привлечённых источников финансирования, позволяющим определить степень финансовой независимости предприятия.

● Сущность финансовой устойчивости определяется эффективным формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов.

● Внешним проявлением финансовой устойчивости выступает платёжеспособность, означающая полное и своевременное погашение долговых обязательств без нарушения производственного процесса.

● Источником информации для анализа финансовой устойчивости является бухгалтерская отчётности предприятия.

● На состояние и изменение финансовой устойчивости влияет множество факторов, которые классифицируются на внешние и внутренние, положительные и отрицательные. Существуют и другие классификации.

● Наиболее обобщающим показателем финансовой устойчивости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат, получаемый в виде разницы величины источников средств и величины запасов и затрат. В зависимости от источников покрытия запасов предприятие относят к тому или иному типу финансовой устойчивости. Помимо этого, существует множество относительных показателей, предназначенных для углублённого анализа. Для объективной оценки финансовой устойчивости необходимо изучить структуру и динамику данных показателей, сравнить их с нормативами и выявить резервы их улучшения. 

Информация о работе Анализ и оценка финансовой устойчивости предприятия