Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 01:29, курсовая работа

Краткое описание

Одним из важнейших объектов экономического анализа деятельности промышленных предприятий является себестоимость выпускаемой продукции, т.е. затраты на производство и реализацию продукции. Снижение себестоимости продукции относится к основным факторам увеличения прибыли и роста рентабельности производства.

Оглавление

1.АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ………………………………………....3
1.1.Понятие и классификация затрат и расходов, включаемых в себестоимость…………3
1.2. Анализ структуры себестоимости продукции………………………………………… .8
1.3.Расчет и анализ затрат на 1 руб. товарной продукции………………………………….10
1.4.Анализ влияния материальных затрат на себестоимость продукции………………….11
1.5.Анализ влияния расходов на оплату труда и себестоимость продукции………………12
1.6. Анализ влияния на себестоимость расходов по управлению и обслуживанию производства……………………………………………………………………………………12
1.7. Анализ структуры и динамики непроизводительных расходов………………………..14
2. АНАЛИЗ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ…………18
2.1.Задачи, объекты и сущность анализа производства и реализации продукции…………18
2.2. Оценка степени выполнения плана по производству товарной продукции и объему реализации………………………………………………………………………………………21
2.3.Расчет плановых и фактических темпов роста производства продукции……………...21
2.4.Анализ качества продукции при помощи косвенных показателей……………………..22
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Курсовик Федорова.doc

— 295.00 Кб (Скачать)

Таблица 1.6.16.

Вывод: В данной таблице мы наблюдаем уменьшение потерь от производственного брака в отчетном году по отношению к предыдущему году, но увеличение по отношению к плану.

 
 

2. АНАЛИЗ ОБЪЕМА  ПРОИЗВОДСТВА И  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

Хозяйственно-финансовая деятельность предприятия характеризуется  прежде всего количеством и номенклатурой выпускаемой продукции, а также объемом ее реализации. Величина объема выпускаемой продукции зависит от наличия многих условий и предпосылок, а именно: производственных мощностей, наличия сырья, материалов, комплектующих изделий, персонала соответствующей квалификации, рынков сбыта продукции. В свою очередь, объем выпускаемой продукции влияет на все другие стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия- себестоимость выпускаемой продукции,  объем получаемой прибыли, рентабельность производства , финансовое состояние предприятия.

Объем производства промышленной продукции  может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных  измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции выражаются в стоимостной оценке. В настоящее  время используются следующие виды оценки готовой продукции:

-по  фактической производственной себестоимости.  Этот способ оценки готовой  продукции применяется, в основном, на предприятиях индивидуального  и мелкосерийного производства;

-по  неполной (сокращенной) производственной себестоимости, исчисляемой по фактическим затратам без общехозяйственных расходов. Данный способ может применяться в тех же производствах, где применяется 1 способ оценки продукции;

-по  оптовым ценам реализации. Они  используются в качестве твердых учетных цен.

 При  этом отклонение фактической  себестоимости продукции учитываются  на отдельном аналитическом счете;

-по  плановой (нормативной) производственной  себестоимости, также выступающей  в качестве твердой учетной  цены. При ее использовании необходимо отдельно учитывать отклонение фактической производственной себестоимости продукции от плановой или нормативной;

-по  свободным отпускным ценам и  тарифам, увеличенным на сумму  налога на добавленную стоимость,  при выполнении единичных заказов  и работ;

-по  свободным рыночным ценам - при  учете товаров, реализуемых через  розничную сеть.

Основными показателями объема производства являются валовая и товарная продукция.

Валовая продукция – это стоимость  всей произведенной продукции и  выполненных работ, включая и незавершенное производство.

Товарная  продукция отличается от валовой  продукции тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный  оборот.

Объем реализованной продукции включает стоимость продукции, отгруженной  и оплаченной заказчиками и покупателями.

Номенклатура- перечень наименований изделий и  их кодов, установленных для соответствующих  видов продукции.

Ассортимент - перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду. Он бывает полный, групповой и внутригрупповой.

 Основные  задачи анализа выполнения плана  производства:

  • проверка выполнения плана выпуска и реализации продукции по всем стоимостным, натуральным, условно- натуральным и трудовым показателям;
  • изучение причин, положительно и отрицательно влияющих на выполнение плановых показателей;
  • выявление резервов дальнейшего роста и повышения эффективности производства;
  • разработка мероприятий по использованию резервов, выявленных в ходе анализа и поиск возможностей увеличения объема выпуска продукции и повышение ее качества.

    Анализ  объема производства начинается с исследования динамики товарной и валовой продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Анализ выполнения плана по номенклатуре базируется на сравнении фактического и планового выпуска продукции по изделиям. Оценка выполнения плана по ассортименту может осуществляться:

  • по способу наименьшего процента (позиция номенклатуры, имеющая наименьший процент выполнения плана) ;
  • по удельному весу в общем перечне наименовании продукции, по которой выполнен план производства;
  • с помощью среднего процента, который рассчитывается делением общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый объем выпуска (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная производственной программой, выполнение плана по ассортименту не засчитывается).

    При этом должны быть выявлены внутренние и внешние причины невыполнение плана по ассортименту.

    Неравномерность выполнения плана по отдельным номенклатурным позициям приводит к изменениям структуры производственной программы, т.е. соотношению отдельных видов продукции в их общем выпуске. Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостном измерении материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность и др.

    На  основании данных годового отчета и  справки 1 необходимо оценить степень  выполнения плана по производству товарной продукции и объему реализации.

 

    Решение выполняется в таблице.

Таблица 1.7.1

Показатели Фактически  за преды-дущий год,

тыс. руб.

По плану  на отчетный год Фактически  за отчетный год
В абсолютной величине,

тыс. руб.

В % к прошлому году В абсолютной величине,

тыс. руб.

В %
К плану К преды-дущему году
1.Товарная  продукция 94746 131600 138,9 135568 103 140,08
2. Реализованная  продукция 87146 130000 149,17 131288 100,99 150,65

Вывод: Проанализировав таблицу 1.7.1 мы видим увеличение товарной и реализованной продукции за отчетный. Товарная продукция составила 103% по отношению к плану, а реализованная продукция составила 100,99 по отношению к плану.

 

    Далее необходимо рассчитать плановые и фактические  темпы роста производства продукции  по данным справки 15 о производстве валовой продукции за последние 4 года. Для решения задачи используйте таблицу 1.7.2.

Таблица 1.7.2

годы По плану По отчету
В сопоста-

вимых ценах,

тыс. руб.

В % предыдущему  году В % к первому  году В сопоста-вимых  ценах,

тыс. руб.

В % предыдущему  году В % к первому  году
Первый

t-3

70000 - 100 76308 - 100
Второй  t-2 82000 117,14 117,14 84448 110,67 110,67
Третий

t-1

92000 112,2 131,43 94746 112,19 124,16
Четвертый

t

131600 143 188 135568 143,08 177,66

Вывод: Наблюдаем увеличение темпов роста производства за последние четыре года по отчету в сравнении с темпами роста по плану.

 

    Важное  значение при анализе выполнения производственной программе отводится  анализу ритмичности производства. В данном контексте, ритмичность  характеризует равномерность выпуска  продукции, установленную планом производства, для измерения ритмичности выпуска продукции используется коэффициент ритмичности ( ) определяемый делением суммы фактически выпущенной продукции ( ) , которая засчитывается в выполнение плана, на плановый выпуск продукции ( ) за анализируемый промежуток времени. При этом в выполнение плана по ритмичности засчитывается фактический выпуск продукции, но не превышающий уровень плана.

 

    Для оценки ритмичности может также  быть рассчитан коэффициент аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от  плана за каждый день, неделю, декаду, месяц и т.д. (без учета знака).

    Коэффициент аритмичности - показатель обратный показателю ритмичности. Чем ритмичнее работает предприятие, тем выше должен быть коэффициент ритмичности и ниже коэффициент аритмичности (в пределах от 0 до 1).

    На  следующем этапе анализа объема производства продукции, оценивается  качество. Анализ качества может проводиться  по следующей системе показателей:

  • обобщающие показатели (удельный вес новой продукции в общем выпуске, удельный вес сертифицированной продукции, удельный вес конкурентоспособности продукции);
  • единичные и комплексные показатели, характеризующие свойства продукции         (полезность, надежность, технологичность, эстетичность);
  • косвенные показатели (потери от брака, штрафы и пени за некачественную продукцию, затраты на устранение рекламаций).

    Для обобщенной оценки качества продукции применяются различные способы. Наиболее часто используются следующие.

    Балльный  метод, сущность которого состоит в  расчете средневзвешенного балла  качества продукции. Процент выполнения по качеству определяется путем сравнения фактического и планового его уровня.

    По  продукции, качество которой характеризуется  сортом или кондицией, рассчитывается доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства; средний  коэффициент сортности; средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.

    Средний коэффициент сортности можно  определить двумя способами:

    А) отношением количества продукции первого сорта  к общему выпуску;

    Б) отношением стоимости продукции всех сортов к этому же объему продукции по цене первого сорта:

    где Qi – товарная продукция i-того сорта в натуральном выражении; Цi- цена единицы продукции i-того сорта; Q-общий товарный выпуск продукции в натуральном выражении;Ц1с- цена единицы продукции первого сорта; n-количество сортов продукции.

Информация о работе Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности